Урок по окружающему миру "Материки и океаны". УМК ПНШ "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • проверить знания учащихся о глобусе, как модели Земли;
  • познакомить их с новыми терминами “океан”, “материк”;
  • дать учащимся первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты, продолжить формирование умения находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны и материки).

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, глобус, разноцветные карточки для деления на группы, презентация.

(Слайд 1)

- Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на… А вот на чём? Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (За каждый правильный ответ вы будете получать цветную карточку)

(Слайд 2)

1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)

2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)

3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)

4. В переводе с латинского языка “глобус” означает - … (Шар)

5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)

6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется… (Нулевым)

7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется… в единственном числе (параллель).

(Слайд 3)

- Ну, конечно, на корабле!

- Какого цвета глобус?

- Синего или голубого.

- Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?

Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёра.

- Определение “океан” прочтите в учебнике.

Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова.

И так, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана.

(Слайд 4)

- Отправляясь на юго-восток и попадаем в ….Посмотрите на глобусе. В Тихий океан.

(Ребята на глобусах находят месторасположения Тихого океана и каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для пересказа. За каждое дополнение группа получает карточку определённого цвета.)

Тихий океан

Тихий океан - великий океан. Южная часть океана представляет собой область спокойствия, слабых ветров. Именно за прозрачность воздуха и тишину спутники Магеллана назвали эти водные просторы Тихим морем, а в последствии это название закрепилось и за всем океаном. В Тихом океане экспедиция обнаружила самое глубокое место в мире – Марианскую впадину. Её глубина 11034 м.

(Прочитай в хрестоматии “Тайна пяти океанов”)

С.12. Самый большой из океанов на Земле – Тихий океан. Назвал его так мореплаватель Фернан Магеллан. Во время его плавания на парусных кораблях этот океан был спокойным. На самом деле Тихий океан совсем не тихий, особенно в западной части. Там он поднимает и гонит огромные волны – цунами, одно упоминание о которых наводит ужас на жителей Японских островов.

- Направляясь к Южному Полюсу, мы попадаем в … Южный океан.

- Который открыт совсем недавно.

- Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в… Атлантический океан.

На столах появляются тексты для самостоятельной работы и работа по хрестоматии.

Атлантический океан

Атлантический океан собирает пресные воды с самой значительной части суши. Голубой цвет воды сменяется сначала светло-голубым, затем начиная с нулевого меридиана - различными оттенками зелёного, вплоть до ярко-зелёного. Свечение зелёных вод вызвано обилием морских организмов.

С.12. Было время, когда люди, жившие в Европе, даже и не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический. И он оказался им беспредельным. Потому и нарекли его именем самого сильного героя греческих мифов – Атланта. На самом деле Атлантический океан – второй по величине после Тихого. Нравом Атлантический океан не добрее. И в этом океане бывают огромные волны высотой с трёхэтажный дом! Наибольшая глубина океана – 5 километров.

(Группа выбирает ученика, который будет зарабатывать бал для своей команды. Каждый участник группы имеет право дополнить ответ).

Поднимаясь на северо – восток, мы попадаем в… Индийский океан.

На столах появляются тексты для самостоятельной работы и работа по хрестоматии.

Индийский океан

Индийский океан менее обширен, чем другие океаны. Температура воды в основном выше 29 градусов. Если воды Тихого океана восхищают своим синим цветом, то воды Индийского океана славятся своей прозрачностью. Воды Индийского океана несколько более солоноваты, чем в Мировом океане.

С.13. Индийский океан теплее других. Даже в северной части его воды прогреваются до 35 градусов.

(Группа выбирает ученика, который будет зарабатывать бал для своей команды)

- Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. (На столах дети самостоятельно работают с текстом)

Северный Ледовитый океан

Не только самый маленький, но и самый неглубокий. Жизнь здесь есть и в воде, и на дне, и на льдах.

С.13. У Северного полюса расположен ещё один океан. Большую часть года он покрыт льдами. Вот почему его назвали Северный Ледовитый океан.

(Подводятся итоги, награждается группа, набравшая больше цветных карточек оценками)

Физминутка. (Слайд 5)

Послушайте стихотворение Андрея Усачёва “Четыре океана”, верно ли поэт объясняет современную географию:

На нашей Земле океанов – четыре:
Индийский – самый солёный в мире,
Океан Атлантический – славен сельдями,
Ледовитый – всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!

(Ответы детей)

Нет. Андрей Усачёв не назвал Южный океан. А в остальном он прав.

Затем учащиеся знакомятся с понятием “материк” - большие участки суши, окружённые со всех сторон океанами.

(Слайд 6)

Найдите на глобусе: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Какой материк самый маленький? (Австралия)

Какой материк самый большой? (Евразия)

Закончилось наше путешествие. Закрыли глазки и возвращаемся в класс.

Итог: игра 10 секунд. Дети становятся в круг и каждый одним предложением говорит что нового узнал на уроке.

(Слайд 7)

Литература

1. Автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. Учебник “Наш мир”. М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005.

2. Глав.ред. М.Д.Аксёнова. М.: Энциклопедия для детей. География, т. 3, Аванта+, 2001.

3. Автор Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Учебник-хрестоматия “Наш мир знакомый и загадочный”. М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005.