Урок русскогоя зыка в 3-м классе по теме "Предложение с интонацией перечисления" к учебнику Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Знакомство учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления, знаками препинания в предложениях с перечислениями; знакомство с перечислениями, обозначающими предметы, действия предметов или признаки.

Оборудование:

  1. Карточки для словарной работы.
  2. Карточки для составления предложения с перечислением.
  3. Магнитная доска.
  4. Иллюстрации с осенней тематикой.
  5. Аудиозапись стихотворения С.Я.Маршака “Багаж”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Словарный диктант с использованием карточек (зрительное восприятие с разбором написания и постановки ударения, самостоятельная запись, взаимопроверка по окончанию работы).

3. Работа по новой теме.

а) Из отдельных карточек, на которых написан текст, надо составить предложение на магнитной доске.

Перед отлетом журавли покружились над рекой.

Собрались в стройные косяки.

Потянулись в теплые страны.

Получилось предложение:

Перед отлетом журавли покружились над рекой, собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны. (По И.Соколову-Микитову)

Пока в этом предложении не ставим знаки препинания.

У нас получилось предложение с перечислением: мы перечислили действия журавлей.

- Как в устной речи вы показываете интонацию перечисления? (Делаем паузы)

- Как вы считаете, надо ли на письме как то обозначить интонацию перечисления? Да, на письме интонация перечисления обозначается запятыми. (Теперь ставим запятые в своем предложении)

- Какой знак препинания поставим в конце предложения и почему? (Ставим точку, т.к. предложение повествовательное)

б)

- В какое время года улетают журавли?

- Каких еще перелетных птиц знаете?

- Почему птицы вынуждены улетать?

- Что вы можете сказать об осени? (Иллюстрации на доске помогают детям описать красоту осени)

К теме осени обращались многие наши поэты. Я прочитаю сейчас отрывки из стихотворений, а вы постарайтесь определить, что перечисляется авторами в предложенных сточках: предметы, признаки или действия.

Все красное лето мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе…

Ф.Тютчев “Листья”

(Были, играли, купались – перечислены действия)

На доске появляется запись: Мы были, играли, купались.

- Какой член предложения перечислялся? (Сказуемое)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…

И.Бунин

(Здесь дети услышали перечисления признаков)

Записали предложение: Лес лиловый, золотой, багряный.

- Какой член предложения перечисляется? (Определение)

Звучит запись стихотворения С.Я.Маршака “Багаж” (отрывок).

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.

(Перечислены предметы)

Записывают предложение: Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и собачонку. (Здесь перечисляется дополнение)

в) Работа с учебником на стр. 17 упр. 55 (устно), упр.56 (комментированное письмо).

- Красоту осени воспевали не только поэты, но и художники на своих полотнах. Дети записывают предложение: Юный художник рисует дуб, березы, осины, сосны, клен.

- Что перечислено в предложении? (Предметы)

- Как перечисление выделим на письме? (Запятыми)

- Объясните расстановку знаков препинания в этих предложениях? Упр. 57.

- Что перечисляется: предметы, признаки или действия?

4. Итог урока.

  • Ребята, когда же предложение произносится с интонацией перечисления? (Когда перечисляются предметы или признаки или действия)
  • Как на письме будем выделять перечисления? (Запятыми)

5. Домашнее задание.

Стр.20, упр. 60.