Занятия с младшими дошкольниками по иллюстрированным книжкам для маленьких слепых детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


ЗАНЯТИЕ 1

Тема: “Два веселых гуся” худ. М. Покровская

Описание книги: твёрдая обложка, 5 разворотов, конгрев по контуру и конгрев, имитирующий оперение гусей, прозрачный пластик, имитирующая воду, вырубка.

Конструкции:

1-й разворот, левая сторона - белый гусь машет лапками и крыльями;

1-й разворот, правая сторона - серый гусь машет крылом;

2-й разворот, левая сторона - оба гуся вытягивают шеи;

3-й разворот, левая сторона - оба гуся моют в луже лапки;

3-й разворот, правая сторона - гуси прячутся в канавке;

4-й разворот, левая и правая сторона - по дорожке бежит испуганная бабуся;

5-й разворот, левая сторона - гуси кланяются бабусе.

Задачи: 

  • познакомить ребенка с книгой и ее персонажами;
  • вызвать удовольствие от рассматривания книги.

Материал: книга, расположенная горизонтально, круги зелёного цвета (кроны деревьев), прямоугольники коричневого цвета (стволы).

Перед тобой замечательная книжка “Два веселых гуся”. Возьми книжку в руки. Правда, она тяжелая? Погладь книжку рукой. Какая она: гладкая или шершавая? (Гладкая)

А про кого книжка? (Про гусей)

Почему ты так думаешь?

Да, книга о гусях. Сколько их на обложке? (2)

Какого они цвета? (Серый и белый)

Какое настроение у гусей? Грустное или веселое?

Книга так и называется “Два веселых гуся”. Садись поближе, я прочитаю.

Посмотри, какие они и вправду веселые. Обведи контур гуся. Какая у гуся шея, длинная или короткая? (Длинная)

Проведи пальчиками по перьям птиц, они шершавые.

На чем играет серый гусь? (На дудочке)

Посмотри, как он играет, машет крылом. Попробуй сам. (Ребёнок пальчиком двигает крыло гуся, который играет на дудочке)

Покажи сам, как гусь играет на дудочке. (Губы трубочкой, пальчики имитируют игру на инструменте)

А белый гусь что делает? (Пляшет)

Что у него шевелится? (Крылья и лапы)

Покажи, как пляшет гусь. (Ребёнок сам тянет за полосочку, и приводит в движение крылья и лапки гуся)

Перевернем листок. У кого длиннее шея? (У белого гуся)

Кто на картинке справа? (Бабуся, их хозяйка)

Как по-другому можно назвать бабусю? (Бабушка, бабуля)

Начиная с головы, обведем пальчиком бабушку по контуру.

Что у бабуси на голове? (Платочек)

Что на носу? (Очки). Почему она в очках? (Плохо видит)

Она, как и ты носит очки. Как надо относиться к очкам?

Перевернем листок.

Потрогай пальцами тело гусей, какое оно? (Шершавое)

Какая вода на ощупь? (Вода гладкая. Скользкая – пальчик скользит)

Хорошо тебе видно гусей справа? А теперь? Куда они подевались? (Спрятались)

Вниз или вверх? А вот вышли. Поднялись куда? (Наверх)

Перевернем. Кто слева? (Бабуся). Что случилось? (Пропали гуси). Как ты понял, что бабушка волнуется о пропаже гусей? (У неё руки вверх, рот открыт, брови подняты вверх)

Бабуся к нам близко, поэтому она большая, а деревья далеко – они маленькие.

У деревьев есть крона, обведем ее пальчиком, и ствол. Какого цвета крона? А ствол? На какую геометрическую форму похожа крона? А ствол?

Посмотри, у меня есть геометрические фигуры. Назови их. (Круги, прямоугольники)

Какого они цвета? На что похожи? Давай из них сложим на подкладной свои деревья.

Выкладываются деревья. Что это? (Это крона). Что это? (Это ствол). Крона какая? (Крона круглая). Ствол какой? (Прямоугольный).

Чем закончилась песенка? Какое теперь лицо у бабуси?

Что делают гуси? (Кланяются). Как у них шеи ходят? (Вверх-вниз)

Что гуси сделали неправильно? Можно прятаться от взрослых?

Как должны вести себя малыши на улице?

Итог занятия: Чему учит эта песенка?

ЗАНЯТИЕ 2
Интегрированное. Проводится с музыкальным руководителем детского сада

Тема: “Два веселых гуся” худ. М. Покровская.

Второе занятие направлено на заучивание и инсценирование песенки. В нем участвуют несколько малышей с патологией зрения.

Оборудование: платочек, маски гусей – 2 шт.

Задачи:

  • учить умению передавать яркие эмоции, которые испытывают персонажи;
  • развивать невербальный язык, важный для детей с проблемами зрения.

Дефектолог: Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие. Какую книгу мы читали на прошлом занятии? Кто герои этой книги? Сегодня мы с вами будем петь, танцевать.

Муз. руководитель играет на инструменте и поет распевку: Гуси-гуси.

Дети: га-га-га.

Муз. руководитель: Петь хотите?

Дети: да-да-да.

Дефектолог: гуси были грустные или весёлые? (Весёлые). Споём песню весело. Ротики и глазки улыбаются.

Исполняют под музыку русскую народную песню “Два весёлых гуся”.

Дефектолог распределяет роли: Белый гусь, Серый гусь, Бабуся. Надевают маски Гусям и платочек Бабусе.

Остальные поют хором:

Жили у бабуси
Два веселых гуся:

Один – серый,
Другой – белый.
Два веселых гуся.

Дефектолог:

- Выходи, бабуся, выводи гусей. Как ходят гуси? (“Гуси” показывают)

Правильно, гуси ходят вразвалочку, переваливаясь с ноги на ногу, медленно и важно. Давайте вместе пройдем как гуси.

Поют:

Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один – серый,
Другой – белый.
У кого длиннее?

Ну-ка гуси, вытяните шеи, как на картинке.

Ой, какие длинные. А теперь все попробуем.

Затем работа продолжается в похожем порядке.

Показываем, как мыли лапки, прятались в канавке.

Поют:

Вот кричит бабуся:
“Ой, пропали гуси!
Другой - белый,
Один – серый,
Гуси мои, гуси!”

Покажи нам, бабуся, как ты кричишь, как испугалась, как зовешь гусей?

Ребята, покажите, как кричит бабуся? Как она качает головой?

Поют:

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один – серый,
Другой – белый,
Кланялись бабусе.

Выходите, гуси навстречу бабусе, кланяйтесь.

Ребята, можно кланяться по- разному: слегка, и в пояс. Как наши гуси.

Муз. руководитель: вы хорошо пели. А теперь давайте потанцуем.

ТАНЕЦ “ГУСИ НА ПРОГУЛКЕ”
Слова и музыка М. Картушиной

Вперевалочку идут
На прогулку гуси,
И считалочку поют
Звонко наши гуси.

Припев:

Раз и два! Раз и два!
Га-га-га! Га-га-га!

Идут по кругу за воспитателем — “мамой-гусыней”, переваливаясь с боку на бок, руки опущены вдоль туловища, кисти перпендикулярно корпусу. Энергично взмахивают руками, слегка хлоп ими по бокам.

Припев.

Вот водицу гуси пьют,
Клювик поднимают,
В воду на себя глядят,
Головой кивают.

Движения повторяются.

Поднимают и опускают голову.

Воспитатель и дефектолог показывают детям движения танца.

Итог занятия: что делали на занятии? Чему учились?

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: “Два веселых гуся” худ. М. Покровская

Третье, заключительное занятие нацелено на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и внимания.

Оборудование: книга, 3 дидактические карты к книге из приложения.

1. Работа с книгой и нацеливание ребенка на внимательное рассматривание и ощупывание иллюстраций книги.

- Давай еще раз прочитаем песенку и внимательно рассмотрим картинки.

Что делают гуси на этой картинке? (Пляшут). Какого цвета гуси? Какого цвета шейка у белого гуся? А у серого?

- Что делают гуси на этой картинке? (Моют в луже лапки)

- Что делают гуси на этой картинке? (Кланяются бабусе)

2. Рассматривание дидактических карт.

Карта № 1

Рассмотри хорошо картинки. Кто на них изображен?

Какие гуси из книжки? Что они делают? Найди такую же картинку в книге.

Карта № 2

Посмотри сюда. Чего не делают гуси в книжке?

Правильно, они не ездили в лес за ёлкой.

Карта № 3

Кто нарисован? Какого цвета гусь? Что у него в крыльях? (У гуся - кисточка. Он нарисовал портрет бабуси)

Покажи, где портрет. Что неправильно нарисовано на портрете? (Нет очков, фартука, пуговиц на кофточке)

3. Подведение итогов занятия. Какую книгу мы читали? Кто главные герои? Какие были гуси?

Давай споем песенку. Скажи гусям и бабусе “до свидания”.