Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся, полученные ими на уроках обществознания;
- Способствовать воспитанию гражданской ответственности , уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- Развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации.
Оборудование: Портреты философов и правоведов, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс разделен на 2 команды: «Мораль» и «Право».
Перед входом в класс каждый ученик получает карточку, на которой написано слово или сочетание слов (напр. Честь, президент, добро, правовое государство, зло, конвенция о правах ребенка, правонарушение, этика, совесть, гражданское право и др.) и занимают место за столом в соответствии с написанным
(обучающийся определяет, к какому понятию относится его слово – право или мораль).
2. Вводная часть.
Сегодня мы с вами проводим классный час, посвященный теме, которая важна в современном мире, в нашем обществе.
Известно крылатое выражение: «Пусть свершится правосудие (справедливость), даже если погибнет мир!»
Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же, кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость превыше всего!
Нарушение прав приводит общество в дикое, варварское состояние.
Право должно стоять впереди политики, а политика должна строго следовать за правом.
Мы остановимся на двух регуляторах поведения в обществе – мораль и право.
И вы непросто получили карточки, по которым заняли свои места. Вы смогли проверить себя, насколько вы компетентны в этом вопросе.
Давайте проверим, так ли вы сидите (зачитать слова)
3. Основная часть.
Тема нашего классного часа «Гражданин. Мораль. Право»
Наш урок состоит из следующих этапов:
- Блицопрос
- Конкурс «Кто быстрее?»
- Конкурс «Найдите выход»
- Конкурс «Контурная карта»
- Конкурс капитанов
- Конкурс «Свобода слова»
- Конкурс «Знаешь ли ты закон?»
1) Блицопрос
Вопрос для команды 1
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 дек. 1993)
- Кто избирает депутатов Гос. Думы? (Граждане РФ)
- Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом РФ? (2 срока)
- В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человек в возрасте до … (18 лет)
- С какого возраста человек может быть владельцем дома? (С момента рождения)
- Когда отмечается Всемирный день прав человека? (10 декабря.)
Вопрос для команды 2
- В каком году была принята первая Конституция СССР? (1924 г.)
- С какого возраста человек может быть автором худ. произведения? (С любого, с момента создания произ-я)
- Кто является источником власти в РФ? (Народ)
- К какому виду собственности относится бытовая техника? (Личная собственность)
- Как называется малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми? (Семья)
- В каком правовом документе говорится о независимости судей? (В Конституции РФ)
2) Конкурс «Кто быстрее?»
-
Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка?
1) Право на заботу и воспитание
2) Право на выбор способа воспитания
3) Право на свободное распоряжение собственностью родителей -
Ребенок имеет право:
1) Защищать свои права и законные интересы
2) Распоряжаться собственностью своей семьи
3) Получать при вступлении в брак содержание от своих родителей -
Согласно Конституции РФ Президент РФ назначает:
1) Председателя Совета Федерации
2) Председателя Государственной Думы
3) Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы -
К уголовным преступлениям относятся:
1) Изготовление, хранение, сбыт, приобретение наркотиков
2) Переход улицы в неустановленном месте
3) Безбилетный проезд в общественном транспорте -
Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством обязательное правило поведения называется:
1) Нормой морали
2) Правовой нормой
3) Партийной нормой
Ответы 1-1, 2-1, 3-3, 4-1, 5-2.
3) Конкурс «Найдите выход»
(на столах лежат листы с заданием. Найти выход из ситуации)
Например:
А) Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.
Каковы ваши дальнейшие действия?
Б) Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятия в школе и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.
Как вы поступите в данной ситуации?
4) Конкурс «Контурная карта»
Командам раздаются контурные карты Европы или Азии), на которых они должны красным цветом заштриховать страны с республиканской формой правления, а синим – с монархической.
5) Конкурс «Капитанов»
- Что такое правовое государство?
- Что такое гражданское общество?
6) Конкурс «Свобода слова»
В истории борьбы за свободу слова, свободу высказывать свое мнение имеется немало трагических страниц.
Писатель М.М. Зощенко собрал много примеров расправы над теми, кто хотел говорить и писать свободно.
Знаменитый итальянский астроном Джордано Бруно был сожжен на костре за «еретическую философию»
Автор «Робинзона Крузо» Д. Дефо был приговорен к тюремному заключению за сатирическую статью. Сутки он провел привязанный к позорному столбу на площади. Ему было тогда 42 года.
Русский поэт А.И. Полежаев, в 1826 году написавший поэму «Сашка», содержавшую выпады против самодержавия и церкви, был отдан в солдаты.
Сейчас свобода слова является правом каждого гражданина РФ. Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно.
Задания на столах
А) Какие качества необходимы человеку для того, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации?
- большие знания
- смелость
- любознательность
- способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов
- убежденность в своей правоте
- наличие политических взглядов
Б) В каких случаях реально воплощается свобода слова молодого человека?
- Надя отправила заметку в районную газету
- Антон написал на заборе нецензурное слово в адрес соседа
- Аня высказала нав собрании несогласие с решением старосты
- Коля на уроке вступил в спор с учителем по вопросу о дисциплине.
7) Конкурс «Знаешь ли ты закон»
1. Среди видов наказания выбери лишнее:
- Увольнение,
- штраф,
- арест сроком на 15 суток,
- лишение специального права
2. Среди правонарушений выбери лишнее:
- Переход улицы в неположенном месте
- Распитие спиртного в общественных местах
- Нецензурная брань
- Грабеж
3. Назовите вид преступления.
- Нападение в целях хищения чужого имущества, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, или угрозой такого насилия.
4. Назовите вид преступления:
- Открытое хищение имущества, совершенное без насилия или с насилием, неопасным для жизни и здоровья потерпевшего.
5. Назовите вид преступления:
- Требование передачи имущества под угрозой насилия
- Назовите принцип, в соответствии с которым лицо, подозреваемое в преступлении, не считается виновным до судебного приговора и не обязано доказывать свою невинность.
4. Итог урока.
На этом наши задания подошли к концу. Но урок не закончен, т.к. не подведены итоги.
Результатом любого мероприятия должен быть итог увиденного, прослушанного.
Наш итог – это рефлексия .
Каждый капитан подведет итоги по своей команде.
- Дружно, сплоченно ли работала команда?
- Кто был более активен?
- Удалось ли группе стать командой?
- Как ты оцениваешь знания своих товарищей?
(вопросы прилагаются)
И предоставим слово жюри.
Выводы, обобщение.
- Что такое мораль? (Совокупность правил поведения людей в обществе, семье, малых группах)
- Что такое право? (Совокупность обязательных правил, которые устанавливает и контролирует государство)
- Что такое закон? (Правовой акт, основа всех юридических документов, регламентирующий жизнь всех членов общества)
Вот и закончился наш турнир эрудитов. Все мы надеемся, что те сведения, которые вы получили, помогут вам эффективно пользоваться своими правами и свободами, защищать их и выполнять свои обязанности перед государством и обществом.
Литература:
- Введение в обществознание: учеб. 8-9 кл./под ред.Л.Н.Боголюбова, М., 2001.
- Никитин А.Ф. Граждановедение., М., 2004.
- Кашанин А.Д. Основы государства и права. 9-11 класс, Краткий справочник школьника. М., 1998.
- Юридический энциклопедический словарь/ под ред.А.Л. Сухарева, М., 1995.