Цель: Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- Совершенствовать восприятие детьми окружающего мира, путем активного использования всех органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.).
- Пополнять и активизировать словарь, совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже по изучаемой теме, высказываниях.
- Формировать темп и выразительность речи, четкость дикции.
- Развивать у детей творческий подход при составлении описательных рассказов.
- Обучать детей умению давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетную картинку.
- Создать продукт речевой деятельности.
- Сотрудничать с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию дошкольников.
Адресат: Методическое пособие рассчитано на детей 4-7 лет, реализуется в течение 3-х лет.
Ожидаемый результат:
Средняя группа: дети
- составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения;
- используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец);
- развивается интонационный синтаксис — умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Старшая группа: дети
- связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого;
- самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ;
- развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают обучаться рассказыванию из личного опыта. Это могут быть высказывания разных типов — описание, повествование, рассуждение.
Подготовительная группа: дети
- дети составляют текст коллективно (командами);
- умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста;
- выстраивают сюжетную линию в рассказе;
- используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.
Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих возрастных группах.
Методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи.
- Использование художественной литературы.
- Создание проблемной ситуации.
- Игровой момент.
- Объяснения .
- Вопросы к детям..
- Беседа о ходе выполнения действий.
- Напоминание.
- Указание.
- Рассказ воспитателя (образец).
- Толкование (разъяснение понятия).
- Использование плана.
- Обобщение воспитателя.
- Образец воспитателя.
- Словесная дидактическая игра.
- Повторное чтение с помощью детей (договаривание).
- Оценка рассказа.
- Творческое задание с применением образца.
- Совместное составление рассказа с воспитателем.
- Картинный план (моделирование).
- Коллективное составление рассказов.
- Составление коротких рассказов по одной теме.
- Рассказ от лица главного героя.
- Опорные слова.
- Экспериментирование.
- Использование наглядных пособий.
- Внесение и обыгрывание игрушки.
Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Коррекционное воздействие; должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки - схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование карточек-схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики - применение не изображения предметов, а изображение характерных признаков предметов или явлений.
Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений;
- отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат карточки — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с карточками-схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем. Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов либо времен года, о которых надо рассказать). Приложение 1
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными, хочется отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Реализация пособия в течение 2-х лет позволила достичь неплохих результатов. Особенно радует то, что углублённая работа с детьми даёт положительный результат в усвоении программного материала. Мониторинг провожу по следующим критериям:
Высокий уровень. В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).
Средний уровень. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
Ниже среднего. Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Низкий уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.
Проводя анализ результатов педагогической диагностики детей, отмечаю положительную динамику в развитии связной речи детей: уровень сформированности речи увеличился на 23% (с 52% до 72%). У детей наблюдается интерес к проводимым занятиям, они самостоятельно составляют текст коллективно (командами), умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используют разнообразные средства высказывания. Приложение 2
Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Предложенные игры и упражнения соответствуют всем основным разделам дошкольного обучения: развитие элементарных математических представлений, художественно-творческой деятельности, развитие двигательной сферы ребенка, высших психических функций.
Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену видов учебной деятельности, так как это позволяет удержать внимание ребенка данного возраста достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения на релаксацию.
Предлагаемые занятия в конечной цели направлены на развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания, памяти и мышления помогут дошкольникам начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения.
Перспективное планирование комплексных занятий
МЕСЯЦ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | НОМЕР ЗАНЯТИЯ |
Сентябрь | “В нашем детском саду” | 1 |
Октябрь | “В гостях у Чипполино” | 2 |
Октябрь | “В саду у Вишенки” | 3 |
Ноябрь | “В гости у Лесовичку” | 4 |
Ноябрь | “Веселое чаепитие” | 5 |
Декабрь | “Зимняя картина” | 6 |
Декабрь | “Весело зимой” | 7 |
Январь | “В деревне” | 8 |
Январь | “В мире животных” | 9 |
Февраль | “На земле, в небесах и на море” | 10 |
Февраль | “Письмо в сказочную страну” | 11 |
Март | “Мамин день” | 12 |
Март | “Весна идет - весне дорогу” | 13 |
Апрель | “В зоопарке” | 14 |
Апрель | “Птицы прилетели” | 15 |
Май | “В гостях у феи цветов” | 16 |
Май | “Скоро лето” | 17 |