Урок математики по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся по применению методов решения тригонометрических уравнений.
  • Развивающие: Содействовать развитию математического мышления учащихся.
  • Воспитательные: Воспитывать познавательную активность, самостоятельность; учить самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу деятельности.

Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков.

ЭТАПЫ УРОКА:

ЭТАП 1. Проверка домашнего задания. Комбинированный опрос.

Два ученика отвечают у доски по карточкам – заданиям. Два ученика получают карточки с заданием для работы на местах (индивидуальный опрос).

Карточка №1. Решить уравнение:

2 cos (x– ) = 1

cos (x– ) =

x –  = ±  + 2 n, n

Ответ: x=  ±  + 2 n, n

Карточка №2. Решить уравнение:

sin4x–cos4x=0,5

(sin2x–cos2x)(sin2x+cos2x) =

sin2x–cos2x =

1–2cos2x =

cos2x =

cos x =

Ответ: x = ±  + 2 или х = (–1)к+

Карточка №3. Решить уравнение:                                 

3 tg (x– ) =

tg (x– ) =

x–  + n, n

Ответ: x =  + n, n

Карточка №4. Решить уравнение:

sin 3x–sin x=0

2sinx ∙cos2x=0

2sinx=0 или cos2x=0

Ответ: х = или х =+

Пока учащиеся выполняют задания по карточкам, весь класс проверяет домашнее задание. На доске записаны (выборочно) уравнения из домашней работы и ответы к ним. Необходимо с помощью стрелок соотнести уравнение с его ответом.

УРАВНЕНИЯ: ОТВЕТЫ:
1) 6 cos2x–19 cosx + 3=0 1) x =+2Z
2) 2 tgx+5 ctgx- 11=0 3) x1 =+k ,k , x2=+n , n
3) cos5x+cosx =0 2) x1=arctg
4) 2 sin2x–sinx ∙cosx = cos2x       5) х=(–1)к+
5) 2 cos2x–3sinx=0 4) x=++

Дополнительный вопрос: Какие способы решения тригонометрических уравнений вы использовали при выполнении домашней работы? Назовите их.

ЭТАП 2. Применение знаний при решении типовых примеров и задач. «Объясни ход решения уравнения». На доске записано уравнение с решением. Необходимо объяснить ход его решения. К доске вызывается ученик, который объясняет ход решения.

sin6x–sin4x= cos4x–cos6x

sin6x–sin4x–cos4x+cos6x=0

(sin6x+cos6x)-sin4x–cos4x=0

((sin2x)3+(cos2x)3)–sin4x–cos4x=0

(sin2x+cos2x) (sin4x + sin2x cos2x+cos4x)–sin4x–cos4x=0

sin4x–sin2x cos2x+cos4x–sin4x–cos4x=0

–sin2x cos2x=0

1)sin2x=0           2) cos2x=0
sin x=0 cos x=0

Ответ: x=    x= +

Ребята! А каким ещё способом можно решить уравнение: –sin2x cos2x=0?

Учащиеся оформляют решение уравнения в тетрадях.

ЭТАП 3. Математический диктант. (2варианта)

Учащиеся пишут диктант через копировальную бумагу. Два ученика выполняют задание на обратной стороне доски. Учитель показывает карточки с простейшими тригонометрическими уравнениями (1варианту–синие, 2варианту–красные).

Учащиеся записывают только одни ответы.

ДИКТАНТ

ЭТАП 4. «Найди ошибку в решении уравнения».

На доске записано решение уравнения, в котором допущена ошибка. Учащимся предлагается найти ошибку и её исправить.

sin2x +2cosx–sinx –1=0

(2sinx cos x+2 cosx)–(sinx+ 1)=0

2cosx (sinx +1)–(sinx +1)=01

(sinx +1) (2 cosx–1)=0

1) sinx+1=0                                        2) 2cosx –1=0
sinx= – 1 2 cosx=1

Ответ: x= ++2 -ошибка!

Верный ответ: x= – –+2+ 2

ЭТАП 5. Программируемый контроль. Учащиеся решают тест по данной теме.(2 варианта)

ТЕСТ «ТРИГОНОМНТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»

ЭТАП 6. Итог урока. Вопросы учащимся:

–Какие способы решения уравнений были использованы на сегодняшнем уроке?

– Какие тригонометрические формулы мы использовали при решении уравнений?

–Какие тригонометрические уравнения называются простейшими?

Этап 7. Домашнее задание.

Учебник А. Н. Колмогоров, №173 (б, в, г) ,№172(б, г).

Дополнительное задание: решить уравнение cos 6x–cos 8x = 1–cos 2x.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Алгебра и начала анализа», учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А. Н. Колмогорова, издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2007г.
  2. «Алгебра и начала анализа», учебник для 10–11 классов .М.И. Башмаков , издательство « ДРОФА», 2001г.
  3. «Нестандартные задания по математике, 5-11 классы»,В. В. Кривоногов, издательство «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ», 2002 г.