Цели:
1. Проинформировать учащихся о существовании нетрадиционных религиозных объединений и способах вовлечения в них.
2. В целях сохранения здоровья нации продолжить формирование навыков противостояния нетрадиционным религиозным течениям.
3. Научить видеть негативные стороны нетрадиционных религиозных течений.
Оборудование: видеофильм, памятки, Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях.
Ход занятия
1 Организационный момент.
Представление приглашенных.
2 Основная часть.
Термином “новые религиозные движения” обозначаются религиозные движения и группы, получившие широкое распространение в 1960–70-х гг. в США, странах западной Европы, некоторых государствах Азии, а с середины 1980-х гг. – в России. От традиционных верований ряд новых религиозных движении отличается нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. При этом новые религиозные движения используют элементы доктрин традиционных религий-буддизма, христианства,индуизма отличаясь от них вероучительным синкретизмом, организационным строением и высокой прозелетической активностью. Последователи НРД – верующие первого поколения, хотя у некоторых новых религий есть приверженцы уже в нескольких поколениях. Их верования не только не укоренены в традиции народов страны, нации, региона, но и подчас вступают с ними в конфликт. Исключение составляют приверженцы языческих верований, настаивающие га исторической изначальности их религ традиции, а также такие, напр., направления, как Вера Бахай, приверженцы которых постоянно подчеркивают свою миролюбивую позицию Распространению в России неорелигиозных движений в значительной мере способствовал глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической, политической и идеологической системы. Причина популярности многих НРД объясняется и тем, что они в условиях падения тоталитарного строя достаточно быстро адаптировались к социальным ожиданиям российского населения. Наибольший интерес к религ. экспериментам был проявлен в молодёжной контркультурной среде. Появлению и распространению НРД благоприятствовало и оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религ. объединений разл. типа. Закон СССР “О свободе совести и религиозных организациях” 1990 позволил НРД распространяться открыто. Наибольший успех сопутствовал тем из них, которые имели хорошую организационную структуру на Западе (Церковь объединения Муна, Церковь сайентологии, Международное общество сознания Кришны). Большинство НРД возникло в России в результате усилий иностранных миссионеров. По разным оценкам, в нач. 21 в. в России было от 250 тыс. до 600 тыс. последователей НРД.
По мере своего распространения в России НРД столкнулись с оппозицией в лице антикультового движения (АКД), выступившего против них как “тоталитарных сект и деструктивных культов”. В число сторонников АКД, как правило, входили родственники лиц, пострадавших от асоциальной деятельности некоторых НРД, и те, к кому они обратились за помощью, – психиатры, юристы, духовенство исторических религий. Российское АКД было поддержано большинством российских. традиционных конфессий, а позднее нашло понимание и у ряда государственных. структур, что проявилось в принятии в 1997 “Закона о свободе совести и религиозных объединениях”, несколько ограничивающего деятельность НРД в России.
Выдержки из закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”
глава. 1 Общие положения
Ст.З п.2 право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законам только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина.
СтЗ п.5 запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и согласия их родителей, лиц их заменяющих
Ст.4 п.1 Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства.
Ст.4 п.4 Должностные лица государственных органов не в праве использовать своё служебное положения для формирования того или иного отношения к религии.
Ст.6 п.З Религиозные объединения
Создание религиозных объединений в государственных органсщили учреждениях запрещается.
Ст.7 п.2 граждане, образовавшие религиозные группы уведомляют о её создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
Ст.8 п.1 религиозные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица.
Ст.8 п.9 религиозные организации обязаны ежегодно информировать зарегистрировавший орган о продление своей деятельности.
Ст.9 п.1 местные религиозные организации имеют подтверждения своей деятельности на данной территории, выданной органами местного самоуправления.
Ст. 14 п.2 основанием для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность является :
- нарушения общественной безопасности, порядка – разжигание социальной, национальной или религиозной розни;
- принуждение к разрушению семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан в том числе использование;
- наркотических и психотропных средств, гипноза, совершения развратных и иных;
- противоправных действий.
Ст. 18 п.З государство оказывает содействие и поддержку реализации общественно значимых культурно – просветительных программ и мероприятий проводимых религиозными организациями.
Секты характеризуются следующими признаками:
1. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.
2. В сектах наличествует двойное учение: одно — для рекламы своей секты, для придания ей “человеческого лица”, а другое — для внутреннего пользования. Так, в “Духовном центре им. Сергия Радонежского” не веруют ни в Бога, ни в Воскресение Христово, а почитают сатану и практикуют идо-лослужение. Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.
3. Наличие иерархии. Для ознакомления со скрываемым учением человеку нужно быть посвященным на определенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров — вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатидневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты.
В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д.
Иерархичность позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее. Существует определенный компрометирующий человека материал, собираемый при вступлении в секту на особых процедурах “исповеди” или анкетировании; кроме того, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих предков, отказаться от принадлежащего ему личного имущества, признать всю свою предшествующую жизнь ошибкой; желающие покинуть секту подвергаются давлению и преследованию со стороны своих бывших “собратьев”.
4. Программирование сознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не могущие найти твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек как бы избавляется от ответственности за собственную жизнь. В результате он оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях секты и указаний “учителя” или лидеров секты Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.
5. Претензия на исключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они — единственно праведные “избранники Божии”, что все окружающие люди — существа “второго сорта”, обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. Особенно это характерно для сект оккультного направления, где особый упор делается на “самосовершенствование”, то есть развитие в себе “паранормальных” способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
6. Тоталитаризм, то есть контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под “монастыри”, вовлечение членов секты в непрерывную напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты является важнейшей целью сектантской верхушки. Ведь результатом такой власти является контроль над имуществом сектантов, их временем и силами, членами их семей
Информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений.
Под влияние различных сект фактически попало значительное число граждан нашей страны. Например “муниты” и “сайентологи” объединяют десятки тысяч людей, “иеговисты”– сотни тысяч. Религиозные экстремисты продолжают усиливать свою деятельность, меняя формы и методы работы, подстраиваясь под существующее законодательство. Так, например полученные данные о планах возобновления деятельности секты “Аум Синрике” на Дальнем Востоке. По мнению японских экспертов, это связано с тем , что на территории Дальнего региона России сконцентрирована значительная часть принадлежащих секте денежных средств и расположено несколько замаскированных баз. По данным японских правоохранительных органов, именно на территории России скрываются находящиеся в розыске члены экстремистской организации, причастные к взрыву в Токийском метро. В последних числах лета в Иркутске закончился судебный процесс над общественной организацией “Женщины за мир во всем Мире”. Истцом выступал сам прокурор области. По его словам правоохранительные структуры обратили внимание на невинное на первый взгляд объединение после того, как в прокуратуру стали атаковать отчаявшиеся родители: “Спасите наших детей!” После того, как они записались в эту организацию, их словно накачали наркотиками! Теперь наши дети говорят, что настоящий их отец какой-то кореец Мун, что ради него они готовы умереть сами или убить любого, кто посмеет сказать хоть слово против. Судебный процесс тянулся не один месяц. Как оказалось, организация “Женщины за мир во всем Мире” только филиал международной организации, которая на прямую связана с религиозным движением “Церковь объединение” основоположник корей Сан Мэн Мун. По решению суда религиозное движение прекратило свою работу.
Вербовка в секты.
Как правило, люди, в том числе и школьники, не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секта сама ищет своих будущих последователей, чтобы завербовать их. Можно выделить несколько причин, по которым люди обычно попадают в деструктивную религиозную организацию:
- человеку не предоставляется достоверная информация о том, чем эта группа является на самом деле.
- вербовщики не говорят людям честно и искренне об истиной природе секты;
- адепты– вербовщики не сообщают обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;
- вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;
- зачастую вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
Итог занятия.
Истинные цели состоят не в духовном обогащении людей и не в обретении истинной веры, а колеблются от банального обогащения лидеров сект до установления господства над человеческим сознанием. Современные секты в своем воздействии на человека используют новейшие технологии контроля сознания, достижения психологической науки умеет виртуозно манипулировать информацией.
Памятка
- Любите свою семью;
- Не разговаривайте на улице с незнакомыми людьми;
- Не садитесь в незнакомые машины;
- Не берите от незнакомых людей подарки, вещи, сладости;
- Соблюдайте режим дня; не гуляйте поздно и одни;
- Посещайте кружки и секции только в школе и учреждениях дополнительного образования.