Проект по ознакомлению детей со своей малой родиной

Разделы: Работа с дошкольниками


ТЕМА: “Ознакомление дошкольников с родным городом”.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: выработать систему работы по развитию связной речи детей с ОНР по ознакомлению детей с родным городом.

Задачи.

Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.

Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления, мелкой моторики.

Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;

Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.

Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

Участники проекта: дети группы №10 ДОУ №4 “Сказка” их родители.

Срок осуществления проекта: 2007 – 2009 учебные года.

Ход работы над проектом

1-й этап: подготовительный

“Деятельность педагога и деятельность родителей”

  • разработка этапов проектной деятельности;

  • разработка диагностики уровня знаний детей о родном городе;

  • разработка примерных конспектов занятий и экскурсий;

  • разработка дидактических игр “Мой город”, “Парные картинки”, “Нарисуй пейзаж”, “Генеалогическое дерево”, “Сложи картинку”, “Достопримечательности родного города”;

  • разработка сюжетно-ролевых игр “Семья”, “Школа”, “Детский сад”, “Защитники Отечества” и так далее;

  • создание предметно-развивающей среды, а также мини - музея “ВМФ”;
  • подготовить праздники на тему “Осенний бал”, “Ах, зимушка зима!”, “Праздник 8 Марта”, “Скоро школа”; развлечения на тему “На пороге коляда”, “Масленица”, “С днём рождения, Заозёрск!”, “Мы будущие защитники Отечества”, “День Победы”; конкурс – викторина “Ты, знаешь свой город?”, “Рассказы о папе”, “Моя родословная”; литературные композиции “Ваш подвиг будет жить в веках”.

  • организовать сотрудничество с общеобразовательной школой №288, музыкальной школой, спортивной школой, детским домом творчества, домом культуры, библиотекой, детскими садами “Радуга”, “Солнышко”, а также между группами №11,6 нашего ДОУ; - подготовить выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Наш край”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”;

  • принять участие в городских выставках на тему “Западной Лицей нельзя не гордиться”, “Цветочная фантазия”, “Здравствуй, лето красное!”, “Дети рисуют войну” и областных выставках на тему “Моя семья”, “Рождественские фантазии”, “Любимая мама”;

  • принять участие в городском семинаре “Формирование нравственных начал личности дошкольника” 2008г, конкурсе методических разработок “Нравственно – патриотическое воспитание” 2009г, опубликовать статью в газету “Западная Лица” 2009г;

  • принять участие в региональном этапе Международного детского экологического форума “Зелёная планета -2008”, “Зелёная планета – 2009”, а также в общероссийском конкурсе проектов в области энергетики “Энергия детства” фонда “Глобальная энергия”;

  • организовать шефскую работу с младшей группой детей нашего ДОУ

  • проводить подвижные игры, изготовить подарки к праздникам, проводить развлечения “Мы будущие защитники Отечества” “Мамочка родная”, “Дружба крепкая, не сломается…”, подготовить кукольный спектакль “Заюшкина избушка”);

  • продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;

  • разработать консультации, родительские собрания, оформить уголок родителей. Подобрать полезную информацию по теме проекта: памятки, анкеты.

2-й этап: основной

“Деятельность детей, педагога и родителей”

  • два раза в год проводится диагностика, где прослеживается динамика детей.

  • проводятся занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностью города, знакомятся с жителями города;

  • проводятся туристические прогулки по городу вмести с родителями, на которых дети наблюдают красоту природы родного края (“День здоровья”);

  • проводятся дидактические игры “Мой город”, “Парные картинки”, “Нарисуй пейзаж”, “Генеалогическое дерево”, “Сложи картинку”, “Достопримечательности родного города”; сюжетно – ролевые игры “Семья”, “Школа”, “Детский сад”, “Защитники Отечества”;

  • создана предметно-развивающая среда (изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, разработаны методические пособия “Мой город Заозёрск”, “Наш край”, “Растительный и животный мир”; собраны альбомы с фотографиями “Я и мой город”, “Профессии моих родителей”, “Заозёрск – колыбель атомного подводного флота”). Оборудован мини – музей ВМФ, в котором собраны открытки, буклеты, вымпела, книги, газеты, фотографии, иллюстрации, рисунки детей, значки, флаги, макеты подводных лодок и кораблей, погоны, фуражка и пилотка, медаль;

  • участвуют в различных видах трудовой деятельности (дети совместно с родителями озеленяют участок детского сада, убирают территорию детской площадки от снега; в группе ухаживаем за комнатными растениями, выращиваем огород на окне: огурцы, помидоры, лук);

  • проявляют инициативу к чтению художественной литературы о родном городе, рассматриванию буклетов, альбомов, вымпелов;

  • организована шефская работа с детьми младшего дошкольного возраста (игры, развлечения, спектакль);

  • организовано взаимодействие с группами №11,6 нашего ДОУ (в этих группах созданы мини – музеи: “Наша Родина”, “Традиции русской культуры”; сотрудничаю с музыкальной школой (проводятся концерты), со спортивной школой (спортивные соревнования); также веду работу с детским домом творчества и домом культуры (проводятся выставки детских работ), библиотекой (проводятся литературные циклы по ознакомлению с родным городом, знакомимся с новинками литературы и периодики); тесное сотрудничество веду с общеобразовательной школой (провожу открытые занятия для учителей);

  • проводятся праздники на тему “Осенний бал”, “Ах, зимушка зима!”, “Праздник 8 Марта”, “Скоро школа”; развлечения на тему “На пороге коляда”, “Масленица”, “С днём рождения Заозёрск!”, “Мы будущие защитники Отечества”, “День Победы”; конкурс – викторина “Ты, знаешь свой город?”, “Рассказы о папе”, “Моя родословная”; литературная композиция “Ваш, подвиг, будет жить в веках!”

  • проводятся выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Наш край”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”;

  • принимаем участие в городских выставках на тему “Западной Лицей нельзя не гордиться”, “Цветочная фантазия”, “Здравствуй, лето красное!”, “Дети рисуют войну” и областных выставках на тему “Моя семья”, “Рождественские фантазии”, “Любимая мама”;

  • принимала участие в городском семинаре “Формирование нравственных начал личности дошкольника” 2008г, конкурсе методических разработок “Нравственно – патриотическое воспитание” 2009г, опубликовала статью в газету “Западная Лица” 2009г;

  • принимаем участие в региональном этапе Международного детского экологического форума “Зелёная планета -2008”, “Зелёная планета – 2009”, а также в общероссийском конкурсе проектов в области энергетики “Энергия детства” фонда “Глобальная энергия”;

  • подготовила формы работы с родителями для реализации проекта: туристические прогулки по городу, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, праздники, выставки, конкурсы, уголок для родителей, памятки, анкетирование.

3-й этап: итоговый

  • разработана и поведена диагностика знаний детей по родному городу, что показало положительную динамику;

  • разработаны примерные конспекты занятий и экскурсий;

  • создана предметно-развивающая среда;

  • проведены праздники на тему “Осенний бал”, “Ах, зимушка зима!”, “Праздник 8 Марта”, “Скоро школа”; развлечения на тему “На пороге коляда”, “Масленица”, “С днём рождения Заозёрск!”, “Мы будущие защитники Отечества”, “День Победы”; конкурс – викторина “Ты, знаешь свой город?”, “Рассказы о папе”, “Моя родословная”; литературная композиция “Ваш подвиг будет жить в веках!”

  • проведены выставки детских работ на тему “Мой любимый город”, “Наш край”, “Моя семья”, “День Победы”. Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”;

  • приняли участие в городских выставках на тему “Западной Лицей нельзя не гордиться”, “Цветочная фантазия”, “Здравствуй, лето красное!”, “Дети рисуют войну” и областных выставках на тему “Моя семья”, “Рождественские фантазии”, “Любимая мама”;

  • приняла участие в городском семинаре “Формирование нравственных начал личности дошкольника” 2008г, конкурсе методических разработок “Нравственно – патриотическое воспитание” 2009г, опубликовала статью в газету “Западная Лица” 2009г;

  • приняли участие в региональном этапе Международного детского экологического форума “Зелёная планета -2008”, “Зелёная планета – 2009”, а также в общероссийском конкурсе проектов в области энергетики “Энергия детства” фонда “Глобальная энергия”;

  • проведено ряд мероприятий: анкетирование “За что, я, люблю свой город?”, родительское собрание на тему: “Привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям”, консультации “Мы городом родным, должны гордиться!”, “Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная”, “Мой любимый город”, оформлен уголок для родителей, разработаны памятки по воспитанию любви к родному городу, проведены индивидуальные беседы с родителями по данной теме, туристические прогулки по городу

Результаты работы

Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом.

Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.

Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.

Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина “Знатоки города Заозерск”, “Парные картинки”, лото “Мой город” и так далее.

Большую работу проводим в творческой деятельности. Организуем выставки детских работ в группе, участвуем в городских и областных выставках. Совместно с родителями организуем фотовыставки, конкурсы, например “Моя родословная”. Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.

Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Проводятся развлечения “Осенний бал”, “На пороге коляда”, досуговый вечер “Наша Родина”, литературные композиции “Ваш подвиг будет жить в веках!”. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка.

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, я взаимодействую с учреждениями дополнительного образования: детская библиотека, музыкальная и спортивная школа, центр дополнительного образования детей, дом культуры, школа №288, музеи ДОУ. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, спектакли, беседы, выставки, экскурсии. Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.

  • подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).

  • собраны альбомы с фотографиями “Мой город”, “Профессии моих родителей”, “Природа нашего края” и так далее.

  • создан мини - музей “Военно-морского флота” (собраны буклеты, значки, часы, медали, книги, фотографии, открытки, рисунки и так далее).

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

Форма презентаций

  1. Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме: “Сотрудничество детского сада и семьи в процессе ознакомления детей с родным городом” 2007год.
  2. Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме “Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении с природой родного края” 2008 год.
  3. Выступление на семинаре “Реализация регионального содержания дошкольного образования” в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры по теме: “Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом” 2008 год.
  4. Выступление на семинаре “Проектирование как метод педагогической деятельности в детском саду” в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры по теме: “Ознакомление детей с родным городом посредством проектной деятельности” 2009 год.

См. презентацию.