Урок: развитие речи — русский язык, 3-й класс. Тема: "Поздравительное письмо президенту страны". Знакомство с эпистолярным жанром

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЦЕЛИ УРОКА.

  • Воспитывать любовь и уважение к своей стране, к ее законам, символам. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны.
  • Познакомить с эпистолярным жанром: учить умению составлять личное послание.
  • Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связной литературной грамотной речи.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Целеполагание, мотивация:

-Ребята, кому из вас нравится, когда поздравляют с праздником, с каким-либо событием?

-Какое событие 12 декабря отмечает наша страна?

(Принятие Конституции - законов, по которым живет вся страна)

  • Как вы думаете, кого можно поздравить с этим политически важным событием?

(всех граждан, президента)

-Сегодня на уроке я предлагаю вам написать поздравительное письмо президенту нашей страны. Ни у кого нет возражений?

  1. Актуализация знаний

-День Конституции - праздник для всех граждан страны.

Давайте напишем объяснительный словарный диктант, используя слова, ответы на вопросы:

- Главный город страны? (столица)

-Назовите столицу нашего государства? (Москва)

-Как называется главная площадь нашей столицы? (Красная площадь)

-В какой стране мы живем? (Россия, Российская Федерация)

- Руководитель государства, компании, крупного научного учреждения? (президент)

-Жители страны? (народ)

-Высший орган государственной власти в стране? (Правительство)

-Отечество, родная сторона. (Родина)

-Найдите однокоренные слова, выделите корень

народ, Родина (РОД – у древних славян- главный бог)

-Подчерните слова, написание которых вызвало у вас затруднение. Дома повторите написание этих слов. Сегодня они пригодятся вам при составлении поздравления президенту.

-Свое отношение к Родине народ часто выражает в песнях, стихах, в пословицах. Прочитайте записанные на доске пословицы, объясните написание в них орфограмм и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц:

Одна (у) чел… века мать, одна (у) него и Род..на.

(Для) Род..ны св…ей ни сил, ни ж..зни не ж..лей.

Род..на – мать – умей ее защ..щ..ть.

-Прочитайте “про себя” стихотворение Васильева, которое лежит у каждого на парте и подумайте над вопросом, который он задает в стихотворении “Что мы Родиной зовем?” (приложение 1)

Вставьте самостоятельно пропущенные орфограммы.

Спишите 2 любые понравившиеся строчки – ответ на вопрос.

(самостоятельная работа – списывание)

-Я знаю, что вам нравится очень нежная песня о нашей прекрасной любимой Родине, исполните ее, пожалуйста.

(исполнение или прослушивание песни о России)

3. Подготовительная работа к написанию письма президенту

-Что вы знаете о Д.А. Медведеве?

- Какую роль играет президент в жизни нашей страны? (Приложение 2)

-Какими качествами характера должен бы обладать президент страны?

-Как вы думаете, что нужно сделать президенту, чтобы всем жителям государства жилось спокойно и хорошо?

-О чем бы вам хотелось написать президенту?

-Как вы думаете, при помощи каких слов можно к нему обращаться? Можно написать ему: “дорогой”, “любимый”?

С такими словами можно обращаться только к очень близким и родным людям. Для обращения к президенту лучше использовать слова: “господин президент”, “уважаемый президент” или по имени отчеству. (Приложение 3)

В первой части поздравительного письма официальному лицу мы пишем поздравительные слова, во второй части выражаем пожелания ему лично, а третьей заключительной части в доброжелательной форме пожелать успехов в его деятельности на благо нашей Родины. Здесь вы можете высказать напутствия, советы и предложения по улучшению жизни в нашей стране.

-Личные поздравительные открытки, письма, записки – это литературный жанр, называется ЭПИСТОЛЯРНЫЙ. Повторите.

(обратить внимание на запись на доске)

4. Самостоятельная работа по написанию поздравительного письма. Зачитывание писем учащихся, корректировка.

  1. Итоговая беседа

–Как вы думаете, приятно было бы получить такое послание президенту?

- Без поддержки народа, граждан своей страны очень тяжело, а сознание того, что его работу одобряют, придаст много сил для дальнейшей деятельности на благо страны. Людей, отдающих силы, душу для процветания Отечества называют патриотами. (запись на доске) Очень хотелось бы и вас видеть такими значимыми, уважаемыми людьми в будущем.

5. Рефлексия

-Чье послание вам понравилось больше?

-Над чем еще необходимо поработать?

-С каким настроением уходите с урока?

Приложение 1

Что мы Родиной з…вем?
Дом, где мы с тобой растем,
И бере..ки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной з..вем?
Солнце в небе голубом
И душ..стый, з..лотистый хле..
За праздничным ст..лом.
Что мы Родиной з..вем?
Край, где мы с тобой ж..вем.

Эпистолярный – о литературных произведениях в форме письма, переписки.

(эпистолярный жанр, эпистолярный стиль)

Приложение 3

  1. Обращение:

Уважаемый президент!

Господин президент!

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

  1. Поздравительные слова:
  2. Разрешите поздравить Вас..

    От всей души поздравляю Вас..

    Примите искренние поздравления…

  3. Выражение пожеланий лично президенту:
  4. Желаю успехов в Вашей нелегкой работе…

    на благо нашей Родины

    Желаю удачи

    Желаю крепкого здоровья…

  5. Напутствия, советы и предложения по улучшению жизни в нашей стране
  6. Подпись:

С уважением…

С благодарностью…