ЦЕЛИ УРОКА.
- Воспитывать любовь и уважение к своей стране, к ее законам, символам. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны.
- Познакомить с эпистолярным жанром: учить умению составлять личное послание.
- Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связной литературной грамотной речи.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Целеполагание, мотивация:
-Ребята, кому из вас нравится, когда поздравляют с праздником, с каким-либо событием?
-Какое событие 12 декабря отмечает наша страна?
(Принятие Конституции - законов, по которым живет вся страна)
- Как вы думаете, кого можно поздравить с этим политически важным событием?
(всех граждан, президента)
-Сегодня на уроке я предлагаю вам написать поздравительное письмо президенту нашей страны. Ни у кого нет возражений?
- Актуализация знаний
-День Конституции - праздник для всех граждан страны.
Давайте напишем объяснительный словарный диктант, используя слова, ответы на вопросы:
- Главный город страны? (столица)
-Назовите столицу нашего государства? (Москва)
-Как называется главная площадь нашей столицы? (Красная площадь)
-В какой стране мы живем? (Россия, Российская Федерация)
- Руководитель государства, компании, крупного научного учреждения? (президент)
-Жители страны? (народ)
-Высший орган государственной власти в стране? (Правительство)
-Отечество, родная сторона. (Родина)
-Найдите однокоренные слова, выделите корень
народ, Родина (РОД – у древних славян- главный бог)
-Подчерните слова, написание которых вызвало у вас затруднение. Дома повторите написание этих слов. Сегодня они пригодятся вам при составлении поздравления президенту.
-Свое отношение к Родине народ часто выражает в песнях, стихах, в пословицах. Прочитайте записанные на доске пословицы, объясните написание в них орфограмм и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц:
Одна (у) чел… века мать, одна (у) него и Род..на.
(Для) Род..ны св…ей ни сил, ни ж..зни не ж..лей.
Род..на – мать – умей ее защ..щ..ть.
-Прочитайте “про себя” стихотворение Васильева, которое лежит у каждого на парте и подумайте над вопросом, который он задает в стихотворении “Что мы Родиной зовем?” (приложение 1)
Вставьте самостоятельно пропущенные орфограммы.
Спишите 2 любые понравившиеся строчки – ответ на вопрос.
(самостоятельная работа – списывание)
-Я знаю, что вам нравится очень нежная песня о нашей прекрасной любимой Родине, исполните ее, пожалуйста.
(исполнение или прослушивание песни о России)
3. Подготовительная работа к написанию письма президенту
-Что вы знаете о Д.А. Медведеве?
- Какую роль играет президент в жизни нашей страны? (Приложение 2)
-Какими качествами характера должен бы обладать президент страны?
-Как вы думаете, что нужно сделать президенту, чтобы всем жителям государства жилось спокойно и хорошо?
-О чем бы вам хотелось написать президенту?
-Как вы думаете, при помощи каких слов можно к нему обращаться? Можно написать ему: “дорогой”, “любимый”?
С такими словами можно обращаться только к очень близким и родным людям. Для обращения к президенту лучше использовать слова: “господин президент”, “уважаемый президент” или по имени отчеству. (Приложение 3)
В первой части поздравительного письма официальному лицу мы пишем поздравительные слова, во второй части выражаем пожелания ему лично, а третьей заключительной части в доброжелательной форме пожелать успехов в его деятельности на благо нашей Родины. Здесь вы можете высказать напутствия, советы и предложения по улучшению жизни в нашей стране.
-Личные поздравительные открытки, письма, записки – это литературный жанр, называется ЭПИСТОЛЯРНЫЙ. Повторите.
(обратить внимание на запись на доске)
4. Самостоятельная работа по написанию поздравительного письма. Зачитывание писем учащихся, корректировка.
- Итоговая беседа
–Как вы думаете, приятно было бы получить такое послание президенту?
- Без поддержки народа, граждан своей страны очень тяжело, а сознание того, что его работу одобряют, придаст много сил для дальнейшей деятельности на благо страны. Людей, отдающих силы, душу для процветания Отечества называют патриотами. (запись на доске) Очень хотелось бы и вас видеть такими значимыми, уважаемыми людьми в будущем.
5. Рефлексия
-Чье послание вам понравилось больше?
-Над чем еще необходимо поработать?
-С каким настроением уходите с урока?
Приложение 1
Что мы Родиной з…вем?
Дом, где мы с тобой растем,
И бере..ки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной з..вем?
Солнце в небе голубом
И душ..стый, з..лотистый хле..
За праздничным ст..лом.
Что мы Родиной з..вем?
Край, где мы с тобой ж..вем.
Эпистолярный – о литературных произведениях в форме письма, переписки.
(эпистолярный жанр, эпистолярный стиль)
Приложение 3
- Обращение:
Уважаемый президент!
Господин президент!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
- Поздравительные слова:
- Выражение пожеланий лично президенту:
- Напутствия, советы и предложения по улучшению жизни в нашей стране
- Подпись:
Разрешите поздравить Вас..
От всей души поздравляю Вас..
Примите искренние поздравления…
Желаю успехов в Вашей нелегкой работе…
на благо нашей Родины
Желаю удачи
Желаю крепкого здоровья…
С уважением…
С благодарностью…