Затейники и фантазеры Н.Н. Носова

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

• развитие читательских и речевых умений учащихся;

• формирование правильного, осознанного, плавного чтения;

• развитие интереса к чтению;

• расширение читательского кругозора;

• воспитание нравственно-этических основ гражданственности и человечности;

• совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста;

• умение работать с книгой.

Оборудование:

• портрет Н.Н.Носова,

• книги Н.Н.Носова,

• выставка детских рисунков по произведениям Н.Н.Носова,

• оформление доски,

• диск с песней “В траве сидел кузнечик”,

• мяч для игры,

• для сценок: 2 телефона, шляпа,

• для Незнайки: голубая шляпа, зелёный галстук, оранжевая рубашка, синие штаны.

Ход урока

I) Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Эмоциональный настрой на урок.

II) Основная часть.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, вы уже знаете, что в этом году 23 ноября исполнилось бы 100 лет любимому писателю Николаю Николаевичу Носову.

В честь юбиляра мы провели 2-недельный литературный марафон, в котором вы были активные участники.

Мы с вами читали, перечитывали, пересказывали произведения Н.Н.Носова, делились впечатлениями, много смеялись, ставили сценки, подготовили выставку рисунков.

Оборудование доски.

Выставка рисунков 22 октября.

Затейники и фантазёры

Николая Николаевича Носова.

Портрет

“… Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже про-делки учат читателей добру и благородству”. С.В.Михалков

Выставка книг

Сегодня мы подведём итог нашего литературного марафона по произведениям Н.Н.Носова.

Урок пройдёт в виде литературной игры. В игре будут участвовать две команды. Названия команд вы заранее подготовили (Представление команд: 1- “Затейники”,2 – “Фантазёры”)

Жюри наши гости (учителя, библиотекари), которые в конце литературной игры выскажут своё мнение.

Начнём литературную игру с традиционной рубрики для любознательных “Этот удиви-тельный мир”. Библиотекарь нашей школы пополнит нашу рубрику интересными сведе-ниями о жизни Н.Н.Носова.

2. Выступление библиотекаря.

- Один авторитетный международный журнал подсчитал, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки мира. Получился список, в котором третьим, после М.Горького и А.С.Пушкина, оказался детский писатель Николай Носов. Как видите, ребята, книги Носова читают и любят не только в России, но и в других странах мира.

Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.

В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать.

Родился он в Киеве в семье актёра. Окончил два института: художественный и институт кинематографии, стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.

Николай Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, ровно 70 лет назад! За этим рассказом последовали другие: “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Фантазёры”, “Заплатка”. Героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подклю-чает и друга Колю.

3. I тур “Приветствие”

Учитель.

- Я объявляю I тур “Приветствие”! В исполнении ребят мы посмотрим сценки из жизни этих фантазёров. Первыми своё домашнее задание показывает команда “Затейники”.

Комада “Затейники” объявляет сценку из рассказа Н.Н.Носова “Телефон” и показывают выбранный отрывок.

Команда “Фантазёры” показывают сценку из рассказа Н.Н.Носова “Живая шляпа”.

4. II тур “Угадай из какого рассказа эти диалоги?”

Учитель.

- Начинаем II тур “Угадай из какого рассказа эти диалоги?”.

Ребята, вы подготовили диалоги из разных произведений Н.Н.Носова. Давайте их внима-тельно послушаем. Команда “Затейники” читает отрывок по ролям, отгадывает произве-дение команда “Фантазёры” и т.д. (по 3 диалога готовили)

5.III тур “Аукцион названий”.

Две команды встают напротив друг друга, кидая мяч из одной команды в другую, дети называют произведение Н.Н.Носова. Кто больше?

6.Сценка с Незнайкой.

Учитель.

- Перечисляя названия, многие ребята вспомнили книги о Незнайке. Кто из вас прочитал книги о Незнайке?

Сказочные персонажи этих книг так похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка.

Выбегает Незнайка.

Учитель.

- Ребята, вы догадались, кто это?

Незнайка.

- Привет, ребята! Вы правильно отгадали я – Незнайка. Я очень люблю сочинять небылицы и всем их рассказывать. Нет, я не обманщик, просто я очень люблю фантазировать. Вы помни-те историю, которую я придумал об оторвавшемся кусочке Солнца?

Учитель.

- Незнайка. Расскажи ещё раз.

Незнайка.

- Нет, мне второй раз рассказывать ту же историю совсем неинтересно. Да и всех подробностей я не помню.

7. Физминутка.

Незнайка.

- Ребята! Давайте лучше споём любимую песенку коротышек Цветочного города. Вы знаете её? (“В траве сидел кузнечик”) Поём и повторяем движения за мной!

Фонограмма. Незнайка и дети поют и танцуют.

8. IV тур “Друзья Незнайки”

Незнайка.

- Ребята, я для вас подготовил задания. На листах напечатаны слоги. Соедините стрелками так, чтобы получились имена моих друзей. Кто быстрей. Кто правильней?

Затейники

Знай ля

Гус ка

Сироп чик

Фантазёры

Тю кин

Цве бик

Пилюль тик

Дети работают.

Листы с готовым заданием вывешиваются на доску.

Каждая команда хором читает имена, которые у них получились.

Учитель.

- Незнайка. Давай спросим у ребят знают ли они , кто такой Гусля? Знайка? Тюбик?

Дети отвечают.

Незнайка.

- Ребята, с вами было очень весело. Мне пора возвращаться в Цветочный город. До новых встреч!

9. Блиц- турнир.

Учитель.

- Вставьте слова, пропущенные в названиях (устно):

Винтик, Шпунтик и … .

… задача.

… в гостях у Барбоса.

… шляпа.

… на Луне.

… охотника.

Мишкина … .

III Заключение.

Учитель.

- Наша литературная игра завершается. Вам она понравилась? Мы бы хотели узнать мнение жюри, как работали команды.

Выступление членов жюри.

Библиотекарь.

- Читать Николая Носова любят все: дети и взрослые, потому что открывая любую страницу, без улыбки, а то без неудержимого смеха читать невозможно. Если вы, ребята, спросите у родителей, читали они Н.Носова, в ответ они сначала улыбнутся, потом ответят на ваш воп-рос. Книги Носова нельзя вспомнить, не улыбнувшись.

Книжки Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные – их читают, и они никогда не залёживаются на полках.

Учитель.

- Я хочу закончить нашу литературную игру словами Сергея Владимировича Михалкова:

“… Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству”.

Приложение №1

О методах и приёмах, используемых на уроках

На уроке ребята получили из выступлений учителя и библиотекаря.в рубрике для любозна-тельных “Этот удивительный мир” достаточно много интересных сведений о Н,Н.Носове .

Готовясь к этому уроку, дети на уроках и самостоятельно прочитали много рассказов, ска-зок Н.Н.Носова. Ребята рассказывали друг другу, о чём прочитали, делились впечатлениями о прочитанном, ставили сценки, готовили выразительное чтение по ролям. На уроках “Изо-бразительное искусство” учащиеся рисовали полюбившихся героев, эпизоды из произве-дений Н.Н.Носова.

Часто я использую на уроках коллективные формы работы. На данном уроке дети работали в командах. Ведь работая в группах, командах учащиеся учатся общаться, слушать друг дру-га, принимать единое решение

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для форми-рования читательской деятельности. Я пытаюсь на уроках и во внеурочной работе создать эти условия – это организация читательского окружения, подбор материала для чтения, на-правляющего на развитие читательской деятельности. Я стараюсь учащимся помочь разоб-раться в мире детской литературы, научить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.