Цели и задачи:
• развитие читательских и речевых умений учащихся;
• формирование правильного, осознанного, плавного чтения;
• развитие интереса к чтению;
• расширение читательского кругозора;
• воспитание нравственно-этических основ гражданственности и человечности;
• совершенствование восприятия, понимания и воспроизведения текста;
• умение работать с книгой.
Оборудование:
• портрет Н.Н.Носова,
• книги Н.Н.Носова,
• выставка детских рисунков по произведениям Н.Н.Носова,
• оформление доски,
• диск с песней “В траве сидел кузнечик”,
• мяч для игры,
• для сценок: 2 телефона, шляпа,
• для Незнайки: голубая шляпа, зелёный галстук, оранжевая рубашка, синие штаны.
Ход урока
I) Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Эмоциональный настрой на урок.
II) Основная часть.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы уже знаете, что в этом году 23 ноября исполнилось бы 100 лет любимому писателю Николаю Николаевичу Носову.
В честь юбиляра мы провели 2-недельный литературный марафон, в котором вы были активные участники.
Мы с вами читали, перечитывали, пересказывали произведения Н.Н.Носова, делились впечатлениями, много смеялись, ставили сценки, подготовили выставку рисунков.
Оборудование доски.
Выставка рисунков | 22 октября. Затейники и фантазёры Николая Николаевича Носова. Портрет “… Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже про-делки учат читателей добру и благородству”. С.В.Михалков |
Выставка книг |
Сегодня мы подведём итог нашего литературного марафона по произведениям Н.Н.Носова.
Урок пройдёт в виде литературной игры. В игре будут участвовать две команды. Названия команд вы заранее подготовили (Представление команд: 1- “Затейники”,2 – “Фантазёры”)
Жюри наши гости (учителя, библиотекари), которые в конце литературной игры выскажут своё мнение.
Начнём литературную игру с традиционной рубрики для любознательных “Этот удиви-тельный мир”. Библиотекарь нашей школы пополнит нашу рубрику интересными сведе-ниями о жизни Н.Н.Носова.
2. Выступление библиотекаря.
- Один авторитетный международный журнал подсчитал, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки мира. Получился список, в котором третьим, после М.Горького и А.С.Пушкина, оказался детский писатель Николай Носов. Как видите, ребята, книги Носова читают и любят не только в России, но и в других странах мира.
Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.
В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать.
Родился он в Киеве в семье актёра. Окончил два института: художественный и институт кинематографии, стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Николай Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, ровно 70 лет назад! За этим рассказом последовали другие: “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Фантазёры”, “Заплатка”. Героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подклю-чает и друга Колю.
3. I тур “Приветствие”
Учитель.
- Я объявляю I тур “Приветствие”! В исполнении ребят мы посмотрим сценки из жизни этих фантазёров. Первыми своё домашнее задание показывает команда “Затейники”.
Комада “Затейники” объявляет сценку из рассказа Н.Н.Носова “Телефон” и показывают выбранный отрывок.
Команда “Фантазёры” показывают сценку из рассказа Н.Н.Носова “Живая шляпа”.
4. II тур “Угадай из какого рассказа эти диалоги?”
Учитель.
- Начинаем II тур “Угадай из какого рассказа эти диалоги?”.
Ребята, вы подготовили диалоги из разных произведений Н.Н.Носова. Давайте их внима-тельно послушаем. Команда “Затейники” читает отрывок по ролям, отгадывает произве-дение команда “Фантазёры” и т.д. (по 3 диалога готовили)
5.III тур “Аукцион названий”.
Две команды встают напротив друг друга, кидая мяч из одной команды в другую, дети называют произведение Н.Н.Носова. Кто больше?
6.Сценка с Незнайкой.
Учитель.
- Перечисляя названия, многие ребята вспомнили книги о Незнайке. Кто из вас прочитал книги о Незнайке?
Сказочные персонажи этих книг так похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка.
Выбегает Незнайка.
Учитель.
- Ребята, вы догадались, кто это?
Незнайка.
- Привет, ребята! Вы правильно отгадали я – Незнайка. Я очень люблю сочинять небылицы и всем их рассказывать. Нет, я не обманщик, просто я очень люблю фантазировать. Вы помни-те историю, которую я придумал об оторвавшемся кусочке Солнца?
Учитель.
- Незнайка. Расскажи ещё раз.
Незнайка.
- Нет, мне второй раз рассказывать ту же историю совсем неинтересно. Да и всех подробностей я не помню.
7. Физминутка.
Незнайка.
- Ребята! Давайте лучше споём любимую песенку коротышек Цветочного города. Вы знаете её? (“В траве сидел кузнечик”) Поём и повторяем движения за мной!
Фонограмма. Незнайка и дети поют и танцуют.
8. IV тур “Друзья Незнайки”
Незнайка.
- Ребята, я для вас подготовил задания. На листах напечатаны слоги. Соедините стрелками так, чтобы получились имена моих друзей. Кто быстрей. Кто правильней?
Затейники Знай ля Гус ка Сироп чик |
Фантазёры Тю кин Цве бик Пилюль тик |
Дети работают.
Листы с готовым заданием вывешиваются на доску.
Каждая команда хором читает имена, которые у них получились.
Учитель.
- Незнайка. Давай спросим у ребят знают ли они , кто такой Гусля? Знайка? Тюбик?
Дети отвечают.
Незнайка.
- Ребята, с вами было очень весело. Мне пора возвращаться в Цветочный город. До новых встреч!
9. Блиц- турнир.
Учитель.
- Вставьте слова, пропущенные в названиях (устно):
Винтик, Шпунтик и … .
… задача.
… в гостях у Барбоса.
… шляпа.
… на Луне.
… охотника.
Мишкина … .
III Заключение.
Учитель.
- Наша литературная игра завершается. Вам она понравилась? Мы бы хотели узнать мнение жюри, как работали команды.
Выступление членов жюри.
Библиотекарь.
- Читать Николая Носова любят все: дети и взрослые, потому что открывая любую страницу, без улыбки, а то без неудержимого смеха читать невозможно. Если вы, ребята, спросите у родителей, читали они Н.Носова, в ответ они сначала улыбнутся, потом ответят на ваш воп-рос. Книги Носова нельзя вспомнить, не улыбнувшись.
Книжки Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные – их читают, и они никогда не залёживаются на полках.
Учитель.
- Я хочу закончить нашу литературную игру словами Сергея Владимировича Михалкова:
“… Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству”.
Приложение №1
О методах и приёмах, используемых на уроках
На уроке ребята получили из выступлений учителя и библиотекаря.в рубрике для любозна-тельных “Этот удивительный мир” достаточно много интересных сведений о Н,Н.Носове .
Готовясь к этому уроку, дети на уроках и самостоятельно прочитали много рассказов, ска-зок Н.Н.Носова. Ребята рассказывали друг другу, о чём прочитали, делились впечатлениями о прочитанном, ставили сценки, готовили выразительное чтение по ролям. На уроках “Изо-бразительное искусство” учащиеся рисовали полюбившихся героев, эпизоды из произве-дений Н.Н.Носова.
Часто я использую на уроках коллективные формы работы. На данном уроке дети работали в командах. Ведь работая в группах, командах учащиеся учатся общаться, слушать друг дру-га, принимать единое решение
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для форми-рования читательской деятельности. Я пытаюсь на уроках и во внеурочной работе создать эти условия – это организация читательского окружения, подбор материала для чтения, на-правляющего на развитие читательской деятельности. Я стараюсь учащимся помочь разоб-раться в мире детской литературы, научить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.