“Здесь начало России –
В этом снежном краю…”
… Все народности Севера – великие педагоги, все великие педагоги – народны!
Важнейшим руководством для системы образования ЯНАО является формула: без памяти (исторической) нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.
В народной педагогике учитель – это не только профессия, но прежде всего призвание, признание учеником.
Младший школьник отличается большой восприимчивостью, способен не только много и быстро усваивать, но и развивать свои нравственные качества. Поэтому именно в начальных классах необходимо заложить прочный фундамент для формирования нравственной личности.
Мы, учителя, обязаны прививать любовь к хрупкой природе и уникальной самобытности коренных малочисленных народов Севера – ненцам, хантам, селькупам и другим народностям с их традиционным укладом жизни, уникальной историей, культурным наследием.
Север…– это настоящая Россия…Северяне – особая духовная культура.
Одно из главных направлений работы в начальной школе – развитие речи учащихся. Речевая деятельность – процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемых с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту самостоятельного или коллективного открытия.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добыча знаний, совершение маленьких и больших открытий.
Цель данной педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Выполнение заданий мастерской каждого участника, погружает его в себя, рождая в нем качественно новое отношение к себе, к миру.
Исходя из вышеизложенного, считаю оправданным использование системы развития речевой деятельности, творческого мышления учащихся не только начальной школы.
Знание данной технологии, отработка умении и навыков гарантирует успех в дальнейшей учебе учеников, так как развитие речи, творческого мышления подымает качество обучения на новую ступень. Данная методика и обширный материал поможет учителю начального и среднего звена в работе по развитию творчества учащихся, их речи.
Актуальность темы
Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие речи учащихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество обучения и воспитания.
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Рассматривая пути совершенствования речевой деятельности, можно выделить некоторые методические выводы:
- возникновение у обучающихся потребности вступать в общение;
- создание ситуации успеха;
- для успешной работы над совершенствованием речевой деятельности необходимо: расширение кругозора учащихся, развитие способности наблюдать, эмоциональное восприятие услышанного, сравнивание, оценивание, обобщение, учить выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотное формулирование мысли, понимание значимости всех элементов “чужого текста”, а также умение извлекать из каждого элемента соответствующий смысл.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся предполагает формирование четырёх обобщённых умений: - ориентироваться в ситуации общения, осознавать свою коммуникативную задачу;
- планировать содержание сообщения;
- формулировать собственные мысли и понимать чужие;
- осуществлять самоконтроль за речью.
Работая над совершенствованием речевой деятельности, развитием творческого мышления учащихся, следует учитывать существование четырёх видов речевой деятельности – говорение, слушание, чтение, письмо. Необходимо направлять усилия на обучение каждому из них.
Практическая направленность
Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся. Речь приходящих в школу детей требует совершенствования. Необходимо создать атмосферу открытости, обратиться к чувствам обучающихся, вызвать на откровение, иначе не может идти речь ни о каком развитии творческих умений. дать почувствовать ребёнку собственное достижение – пусть даже маленький шаг вперёд на пути к истине. Мы живём в то время, когда наша речь, как и наше государство, переживает огромный кризис, “беспорядочная” речь обучающихся звучит в школе, на улице, в семье. Такая вседозволенность в речи, в языке сказывается в первую очередь на младших школьниках. Дети вырастают в убогом и агрессивном пространстве, когда они не только не умеют правильно формировать свои мысли, но и не говорят на русском языке, не могут творчески мыслить, словарный запас их ограничен. Они не слышат в своей семье образец построения высказываний. Я пришла к выводу, что традиционная методика построена, в значительной степени, на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой “строить” своё знание. Активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением, не раскрывает до конца творческий потенциал ребёнка, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими. Я поняла это, когда вплотную стала заниматься технологией “Мастерские”, познакомилась с методикой их проведения. На мастерской ребёнок может стать творцом, получать право на свободный поиск, самооценку, но при этом у него должна быть развита речь. Речь – зеркало культуры и образованности, способ познания действительности. Развитие речи происходит под влиянием планомерного воздействия на ребёнка.
- Создание речевых ситуаций.
- Создание высказывания.
- Развитие мира эмоций, необходимых окраске речи.
- Освобождение от ограничений традиционных методов обучения:
- самостоятельное построение процесса познания;
- умение самостоятельно собирать информацию, анализировать;
- общение друг с другом на равных;
- достижение определённых результатов своей деятельности;
- умение оценивать эту деятельность;
- делать маленькие открытия на уроке.
- Забота о конечном продукте и результате речевой деятельности, т.е. создание текста или самовыражению индивидуальности через творчество, совершенствованию и пониманию высказываний.
Учиться – значит придумывать, знать – значит творить.
Какой огромный потенциальный заряд содержит это утверждение для создания новой методической основы обучения.
Условия применения
Исходя из вышеперечисленного, считаю оправданным использование системы развития речевой деятельности, творческого мышления обучающихся не только в начальной школе. Уверена, что знания по данной теме, отработка умений при помощи упражнений гарантирует успех в дальнейшей учёбе младших школьников, так как развитие речи, развитие творческого мышления поднимает качество обучения на новую ступень. Возможность этой проблемы настолько велика, что порой учитель не в состоянии до конца осознать её важность и необходимость.
Мы живём на Севере и должны прививать детям любовь к дому, в котором ты живёшь. Только мы – учителя, можем привить своим ученикам любовь к природе северного края, к людям, живущим в этом удивительном и красивом краю.
Бескрайние просторы заснеженной тундры, поразительную тишину обжигающего мороза, несмелые серёжки трепетной берёзки – вот что должны увидеть наши дети. Они должны знать, что эта земля великой истории… Край метелей и вьюг, осеннего разноцветья, целеустремлённого людского братства и вечно юной человеческой души….
Рисунок 1
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Мастерская - это всегда процесс исследования, добыча знаний, совершение маленьких и больших открытий. Цель данной педагогической технологии - не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Участники мастерской получают ряд заданий, требующих осмысления их содержания и творческого решения. Выполнение заданий глубоко захватывает каждого участника, погружает его в себя, рождая в нем качественно новое отношение к себе, к миру. Педагогическая технология, получившая название “мастерской” позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, создает, творит, самореализуется. Педагогическая мастерская имеет свои принципы, алгоритм работы, но больше всего отличается от урока тем, что финалом мастерской является рефлексия - анализ своего пути, успеха и неуспеха, своего состояния, своих ощущений.
Ход занятия
Итак, мы начинаем нашу мастерскую “Дыхание весны...”.
Какое сейчас время года?
Сегодня мы будем стремиться познать смысл слова весна (написать на доске). У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнения. Происходит обновление души, пробуждение природы от долгого зимнего сна.
Попытаемся эти весенние, ощущения, порывы нашей души, чувств, мыслей, которые могут появиться в ходе нашего занятия, перенести на лист бумаги в виде стихотворных строк или просто слов, которые польются сами собой... Для успеха нашей работы попробуйте дать волю своим мыслям, доверьтесь своим чувствам, когда будете писать.
Ваша рука - очень умный инструмент, она сама четко, ясно изложит ваши мысли. Помните, что тайна писательства в кончиках ваших пальцев.
1. На доске написаны слова:
Тундра, солнце, запах, свет, небо, снег, метель, ручейки, капель, листочки, дыхание, пуночки, сугробы, весна, дети, морозцы, тепло, птицы, березка, почки, чум, природа, травка, олененок, важенки, луч.
- Первые 15 минут мы посвятим работе со словами, поэтому всё, что вы услышите и посчитаете для себя важным и нужным, постарайтесь записывать, А сейчас прочтите слова, записанные на доске. (Звучит спокойная музыка.)
- Мысленно разделите лист на две части - в левом углу нарисуйте солнышко и выпишите в столбик те слова, которые близки состоянию вашей души, т.е. “теплые” слова. В правом углу нарисуйте снежный холмик и выпишите “холодные” слова.
Цель задания: ученики обдумывают слово, запоминают его написание, у них рождаются ассоциации, включается в работу подсознание.
2. Учитель читает тексты, стихи о весне. Дети записывают слова, которые им понравились. (Звучит тихая музыка.)
- А сейчас мы совершим поэтическое
путешествие по ненецкой земле...
Мы с вами живем на этой прекрасной земле и каждый
год с особой радостью
встречаем северную весну, чувствуемее дыхание,
любим ее, потому что она
приносит нам тепло, солнце, свет, ждем ее с
нетерпением.
Когда над тундрой поднимается яркое солнце, это значит, что к нам на Север пришла Весна!
- Послушайте отрывки из стихотворений наших знаменитых ненецких поэтов. Это Леонид Лапцуй, Прокопий Явтысый.
Я буду читать, а вы выбирайте те слова, которые вам понравились, и записывайте их, а можете просто внимательно слушать.
В синеве, где тучки тают, птичьи трассы
пролегли...
В дальний путь уводит стаю зов морошковой земли.
Теплый ветер хороводит, тает, тает след зимы...
Пусть и нас с тобой уводит зов морошковой земли!
Вешние воды, разлив голубой. Пуночки горло
полощут водой.
Ягельный запах - земли аромат. Тундровый край
будет мохом богат.
Тихо на тропках копытца звенят — важенки в
стадо ведут оленят.
К солнцу травинки стремятся везде, рыба в озерной
играет воде...
Песня пастушья звонка и ясна, если над мирною
тундрой весна!
(Пуночка - полярный воробей, важенка – олениха)
Весны упряжка мчится по тундре напрямик.
И день все дольше длится, все выше солнца лик...
Грызет сугроб ленивый луч солнца с высоты.
И пьют водицу ивы, и травы, и цветы...
На Севере весна бурлива, она, как ненка,
хлопотлива –
И снег со стойбищ прочь метет, и жаром солнца
топит лед,
И сушит дом, и моет небо, и кличет птиц с материка,
И лепит в небе облака, как тесто белое для хлеба...
3. Обмен листочками с соседом по парте.
- Допишите соседу свои слова, сделайте ему весенний подарок из красивых нежных слов, близких состоянию вашей души.
4. Чтение стихотворных отрывков.
- А сейчас мы заглянем в разные уголки нашей великой Родины - России и услышим, как описывают наступление весны С. Маршак, Ф. Тютчев, А.Плещеев, С. Есенин, А. Пушкин и другие поэты.
Я буду читать медленно, а вы не забывайте записывать или запоминать те слова, которые вам очень понравились, тронули струнки вашей детской души...
Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего
сна
Весну прослышала она, и ей невольно улыбнулась...
Зимние дни миновали, ночи короткими стали,
Солнышко с неба ясней луч золотой разливает...
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце
стало,
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.
Распустились почки, лес зашевелился, яркими
лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой выглянул на
солнце ландыш серебристый.
И открылись кротко от весенней ласки милой
незабудки голубые глазки.
Бутонов круглые бубенчики еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков
весны.
...И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные
у мёрзлого окна.
И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная
красавица весна.
5. - Охарактеризуйте одним словом свое душевное состояние, когда вы слышите слово Весна. Запишите это слово.
- Посмотрите на своих соседей, загляните в их глаза, попробуйте почувствовать состояние их души и выразить его одним словом. Запишите это слово.
6. Чтение вслух записанных на листочках слов.
-Выберите из всех слов то, которое относится именно к вам.
Запишите его.
7. Чтение всех слов, которые дети записали за урок (про себя).
- Перечитайте записанные вами слова, найдите самое “главное” слово, которое заставило сильнее биться ваше сердце. Обведите его.
8. На доске - неоконченные фразы (они могут быть началом сочинения):
Засияло весеннее солнышко...
Хлопочет на дворе весна...
Распустились почки, задышала...
Я чувствую дыхание весны...
Ах, как хочется тепла!..
Вот снова зажурчал ручей...
Еще метут метели, но...
Начинается весенняя капель...
Весело чирикают пуночки, а важенки…
9. Аутотренинг (звучит спокойная музыка).
Я спокоен… Я, совершенно спокоен…
Мои мысли настроены на творчество.
Передо мной слова, они складываются в словосочетания, словосочетания - в предложения, из предложений рождается текст,
Я беру ручку, смотрю на слова и начинаю писать...
Запомните: все способны писать!
Я и все присутствующие здесь будем писать, а затем у вас будет возможность прочитать работы друг друга.
Я верю в вас и знаю, что у вас все получится.
10. Пишут все участники мастерской, в том числе и учитель. (Звучит спокойная музыка.)
11. Обмен листочками (по желанию).
-
Если хотите, обменяйтесь листочками с тем человеком, другом, которому вы доверили бы свои сокровенные строки, допишите эти строки на листок друга.12. Чтение сочинений вслух учителем или детьми; работы не подписаны, авторы неизвестны. Никто не дает никакой оценки прочитанному.
13. Обсуждение результатов проделанной работы.
- Как рождается текст?
- Как “приходят” и “ускользают” слова?
- Что было самым трудным при написании сочинения?
- Сегодня вы увидели, в чем заключается письменное творчество, убедились, что все способны писать, и наша мастерская этому способствовала. Вы все прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями...
14. Итог занятия.
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги цветы - белые и желтые. Если вам понравилось заниматься в нашей мастерской, и в вашей душе зажегся весенний лучик, поднимите желтый цветок, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите белый цветок.
Творческие работы учащихся 4-го класса
МОУ СОШ №7 г. Новый Уренгой
Пришла долгожданная весна. За окном весенняя пора, волнуется сердце.
Все оживилось, пробудилось от долгого зимнего сна. Яркое солнышко светит, с крыш падает звонкая капель, будто невидимый музыкант играет на сосульках. Оживают деревья, на них распускаются нежные ранимые почки, которые пахнут сладко-горьким ароматом. В небе облака летят на крыльях весны, подгоняемые ветерком. Лучи солнца грызут снежные сугробы.
Я люблю просыпаться под мелодию теплых солнечных лучиков, под щебетание птиц. Мне нравиться встречать утро с первой росинкой на траве. Мне хочется как можно больше тепла, света, почувствовать легкое дыхание весны, ощутить на себе нежное прикосновение ветерка, услышать звонкое журчание ручейка. Весна своим теплом согревает замерзшие ветки деревьев, на которых от ее прикосновения распускаются клейкие листочки, надевая на дерево нежно-зеленый бархат. По теплой тундре, согретой нежным ласковым солнышком, пробегают проснувшиеся ото сна маленькие животные, а ребятишки радостно бегают по лужам.
Я очень люблю это прекрасное время года.
Как хочется услышать пение соловья! Но на Север соловьи не прилетают, потому что здесь очень холодно и неуютно.
А как приходит весна на Север?
Сначала весна шагает по улицам города в своих волшебных сапожках, потом бесшумно ступает по тундре, вставляя после себя проталинки, а из этих проталинок вырастают подснежники, и появляется изумрудная щетинка моха. На ягельный запах бегут быстроногие важенки, весело чирикают пуночки, а звонкая капель им подпевает. Приятно ощущать первое дыхание весны и слышать ее шаги.
Мне очень нравится просыпаться в теплое весеннее утро, распахнуть окно и крикнуть: “Здравствуй, весна!
- Я чувствую твое дыхание!”
Так хочется пойти в тундру и помечтать, увидеть, как оживает природа, как важные и гордые важенки ведут своих слабеньких оленят первый раз попробовать нежный ягель, как ярко над тундрой поднимается солнце.
Кап...кап... кап - просыпаются апрельские капели, и на душе так радостно, что хочется петь и на весь мир крикнуть: “Люди, весна идет, подарите ей свои улыбки, будьте добрее!”
Весна! Какое замечательное слово, нежное и доброе. Все люди радуются приходу весны, гуляют по улице дети, бегают по лужам и весело смеются. Мне кажется, что весной все счастливы, потому что в душе просыпается нежное чувство любви и радости. Приятно ощущать первое дыхание весны и чувствовать ее шаги.
Знаете ли вы, как приходит весна на Север? Наверное, те люди, которые живут в более теплых краях, не знают, как долго она пробирается в наше царство Снежной Королевы. Я вам сейчас об этом расскажу...
Когда на большой территории нашей страны весна все больше становится хозяйкой, у нас же она только готовится к выходу на сцену, еще прячется от ветров и стужи. И лишь в апреле робко опускает свои теплые ноги на холодную землю. Лучики ласкового весеннего солнышка начинают будить землю от долгого зимнего сна, сугробы начинают сутулиться, снег худеет, появляются проталинки. С крыш слетает звонкая капель. И кажется, что весна уже наступила, но не так-то просто одолеть этой юной гостье нашу долгую морозную зиму. Вот и сегодня мы пишем о весне, а за окном метель, пурга заносит все живое, а на дворе апрель...
Участники мастерской – учителя
Я чувствую дыхание весны…
Золотой луч разливает вокруг тепло сквозь вьюгу и снежную пыль. Упрямая зима не хочет уступать! Но ничто не может помешать весенней ласке солнышка, его улыбке, тихому приближению весны. Уже радует нас и капель, и таяние снега. Скоро, совсем скоро вешние воды смоют остатки косматой зимы и пробудят спящую природу. Несмелая сережка трепетной березки задрожит под солнышком, отогреваясь. Веселое щебетание птиц огласит морошковый край, Идет весна, несет нам весеннее вдохновение, радость вечности и красоты.
Я так хочу тепла, любви и солнечного света, лазурного берега, теплого лета!
Увидеть щетинку зеленой травы у крыльца, почувствовать запах сирени и лютиков желтых увидеть глаза, нежно прикоснуться к несмелым серёжкам трепетной берёзки... Побегать босой по росе я мечтаю, подставить ладошку лучу золотому, почувствовать тёплый и ласковый “солнечный взгляд”. И в долгую зиму потом я вернусь, в край вьюг, метелей и поразительную тишину обжигающего мороза ...
Какое блаженство, когда в тундру приходит долгожданная весна. Постепенно отступают морозы и зимние бури. Веселое солнышко смотрит и улыбается, а улыбка у него такая теплая, что пробудила вешние воды, распушила почки на белокурой березке. Из проталин начал выглядывать ягель. Важенки, путешествуя от проталинки к проталинке, звенят копытцами и важно по тундре ведут своих оленят. А как радуются весне пуночки, вдыхая весенний аромат, поднимаясь в синеву навстречу солнышку, трепеща своими крылышками.
Какое счастье жить на Земле и видеть пробуждение природы, чувствовать нежное дыхание весны!
Литература
- Окунев А.А. Как учить, не уча.
- Фёдорова Л.Ф. Северные родники.
- Фёдорова Л.Ф. Ямальский калейдоскоп.