Использование алгоритмов на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Цели: Научить решать задачи по сумме и разности; закрепить вычислительные навыки; составление буквенных выражений к текстовым задачам; развивать мыслительные операции, речь, инициативность, самостоятельность, коммуникативные способности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

1. Устные упражнения.

Класс разбит на 3 команды. По одному представителю от каждой команды выполняют индивидуальное задание на доске, остальные дети работают фронтально.

Учитель: Уменьшите число 244 в 2 раза (122)

Найдите произведение 57 и 2 (114)

Число 350 уменьшите на 230 (120)

На сколько 134 больше 8? (126)

Число 99 увеличьте на 29 (128)

Чему равно частное 363 и 3? (121)

Сколько сантиметров в 1 м 2 дм 4см? (124)

Учитель по мере ответов детей выставляет на доску буквы, соответствующие полученные числам: 122 - Ч, 114-3, 120 - А, 126 - Т, 128-А, 121-Й, 124-А.

Учитель: Расположите полученные числа в порядке возрастания.

114 120 121 122 124 126 128
3 А И Ч А Т А

- Какое число можно считать "лишним" в этом ряду? (120 - отсутствует разряд единиц, 121 нечетное, 114 - один десяток, а в других - 2).

Затем проверяется работа представителей команд у доски.

Учитель: 3 зайчишки - плутишки получили в день рожденья подарки. Посмотрите, нет ли среди них одинаковых подарков.

68:4 + 57 : 3                3 х 12 + 14 х 2

75 - 34:2                     (81 - 53) х 2

(29 + 69):7                  7 х 13 - 12 : 6

2х(12 + 18):2              25 + 16х3-15

(62 - 25)х2 +15

Дети находят примеры с одинаковыми ответами.

- Какое число осталось без пары? (7)

- Дайте характеристику этому числу, (однозначное, нечетное, кратное 1 и 7)

2. Постановка учебной задачи.

Каждая команда получает по 4 задачи "Блиц-турнира", таблицу и схему.

Блиц-турнир.

Одна зайчиха нацепила а колец, а другая на 2 кольца больше, чем первая. Сколько колец у обеих?

У мамы-зайчихи а колец. Она дала трем дочкам по Ь колец. Сколько колец у нее осталось?

Было а колец красных, Ь колец белых и с колец розовых. Их роздали четырем зайчихам поровну. По сколько колец получила каждая зайчиха?

У мамы-зайчихи было а колец. Она раздала их трем дочкам так, что у одной из них получилось на п колец больше, чем у другой. По сколько колец получила каждая дочка?

Учитель: Среди зайчих стало модно носить в ушах кольца. Прочитайте задачи на своих листочках и определите к какой задаче подходят ваша схема и выражение.

Учащиеся обсуждают задачи в группах, совместно находят ответ. Один человек от группы "защищает" мнение команды.

- К какой задаче я не подобрала схему и выражение? (к 4)

Учитель: Какая из данных схем подойдет к четвертой задаче? (первая)

Учитель: Составьте выражение к этой задаче.

Дети предлагают различные варианты решения, один из них, как правило с типичной ошибкой а:2.

- Верно ли это решение? (нет)

Учитель: Почему нет? При каком условии мы могли бы считать его правильным? (если бы количество колец у обеих зайчих было равным)

Учитель: Мы встретились с новым типом задач: в них известны сумма и разность чисел, а сами числа неизвестны. Наша задача сегодня -научиться решать задачи по сумме и разности.

III. "Открытие" нового знания.

Рассуждения детей обязательно сопровождается предметными действиями с полосками.

Учитель: Положите перед собой полоски цветной бумаги, как это показано на схеме.

 

Какой буквой обозначена на схеме сумма колец? (буквой а)

Разность колец? (буквой п)

Нельзя ли уравнять количество колец у обеих зайчих? Как это сделать?

Дети отгибают или отрывают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.

Как записать выражением, сколько стало колец? (а - n)

Это удвоенное меньшее или большее число? (меньшее)

Как же найти меньшее число? (а - n) : 2

Мы ответили на вопрос задачи? (нет)

Как найти большее число? (добавить разницу: (а - n) : 2 + n)

Ответы фиксируются на доске.

(а - n): 2 - меньшее число (а - n) : 2 + n- большее число.

Учитель: Мы сначала нашли удвоенное меньшее число. А как иначе можно было рассуждать? (Найти удвоенное большее число)

Как это сделать? (а _ n).

Как потом ответить на вопросы задачи? (а + n): 2 - большее число.

(а + n) : 2 - n - меньшее число.

Учитель: Итак, мы нашли два пути решения таких задач по сумме и разности: найти сначала удвоенное меньшее число вычитанием либо сначала найти удвоенное большее число сложением. На доске сопоставлены оба пути решения.

Способ I Способ II
(а-n):2 (а+n):2
(а - n): 2 + n (а + n): 2 - n

III. Первичное закрепление.

Учащиеся работают с учебником-тетрадью. Задания решаются с комментированием, решение записывается на печатной основе.

Учитель: Прочитайте про себя задачу № 6, а. Что нам известно в задаче и что нужно найти? (нам известно, что в двух классах 56 человек, причем в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Надо найти количество учащихся в каждом классе)

- "Оденьте" схему и проанализируйте задачу (Нам известна сумма - 56 человек, и разность - 2 ученика. Сначала мы найдем удвоенное меньшее число : 56 - 2 = 54 человека. Затем узнаем, сколько учащихся во втором классе: 54 : 2 = 27 человек. Теперь узнаем, сколько учащихся в первом классе: 27 + 2 = 29 человек)

- Как по другому найти, сколько учащихся в первом классе? (56 -27 = 29 человек)

- Как проверить, правильно ли решена задача? (Сосчитать сумму и разность: 27 + 29 = 56, 29 - 27 = 2)

- Как по другому можно было решить задачу? (Найти сначала число учеников в первом классе, а из него вычесть 2)

Учитель: Прочитайте про себя задачу № 6, б. Проанализируйте, какие величины известны, а какие - нет, придумайте план решения.

После минутного обсуждения в командах выступает представитель той команды, которая раньше готова Устно разбираются оба способа решения задачи. После обсуждения каждого способа открывается готовый образец записи решения и сравнивается с ответом ученика:

Способ I Способ II
1)18 - 4= 14 (кг) 1) 18 + 4 = 22 (кг)
14 : 2 = 7 (кг) 2) 22 : 2 = 11 (кг)
18 - 7 = 11 (кг) 3) 11 - 4 = 7 (кг)
или 17+ 4 или 18-11

V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учащиеся по вариантам решают на печатной основе задание № 7 (I вариант - а, II вариант -б). Затем каждый учащийся проверяет свою работу по готовому образцу на доске.

1 вариант

Способ 1 Способ 2
1) 248-8 = 240 (м.) 1) 248 +8 = 256 (м)
2)240: 2 = 120 (м.) 2) 256 : 2 = 128 (м)
3) 120 + 8 = 128 (м.) 3) 128 - 8 = 120 (м)
Ответ: 120 марок, 128 марок

II вариант

Способ 1 Способ 2
1) 372 - 12 = 360 (от.) 1) 372 +12 = 384 (от.)
2) 360 : 2 = 180 (от) 2) 384 : 2 = 192 (от.)
3) 180 + 12 = 192 (от.) 3) 192 - 12 = 180 (от.)
Ответ: 180 открыток, 192 открытки.

VI. Решение задач на повторение.

Каждая команда получает табличку с заданием: закономерность и вписать вместо знаков вопроса нужные числа".

1 Команда

  50  
10   5
  57  
19   ?
  ?  
8   12
  52  
?   13

Команда II

Команда III

Капитаны команд отчитываются о результатах работы.

VII. Итог урока.

Учитель: Объясните, как вы рассуждаете при решении задач, если выполняются следующие операции:

а-n ---- (а-n) : 2 ---- (а - n) : 2 + n

а + n --- (а + n) : 2 --- (а + n) : 2 - n

VIII. Домашнее задание.

Придумайте свою задачу по сумме и разности и решите ее двумя способами.