Цели урока:
образовательная:
- используя исторические документы и дополнительную литературу, выявить основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты
развивающая:
- продолжить формирование у учащихся основных умений и навыков (ставить вопросы к тексту, сравнивать и анализировать тексты, создавать новые тексты.)
воспитательная:
- воспитывать у учащихся чувство уважения к историческому прошлому своей страны.
Оборудование урока:
- тексты источников;
- выставка дополнительной литературы;
- портрет Александра Второго;
План урока:
- Введение в тему: мотивация.
- Формирование рабочих групп, определение целей работы.
- Работа с источниками в группе.
- Обсуждение результатов работы.
- Закрепление изученного.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Словарь урока:
- реформа
- временнообязанные крестьяне
- выкупная сделка
- выкупные платежи
- отрезки
- мировой посредник
- уставная грамота
Форма урока: комбинированный.
Ход урока
Вступительное слово преподавателя:
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию надо только верить."
Пусть это четверостишие станет эпиграфом к нашему уроку.
Тема сегодняшнего урока: "Основные положения реформы 19 февраля 1861 года."
Преподаватель ставит цель урока: наша задача выяснить, в чем сущность реформы 1861 года. В этом нам поможет работа по заполнению таблицы.
Учащиеся зачерчивают таблицу в тетрадь
(таблица на доске)
"Черты реформы 1861 года."
новые буржуазные | старые крепостнические |
Преподаватель продолжает: Немного об Александре Втором. Александр Второй - Российский император с 1855года,сын Николая Первого. Владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику, философию. После проигранной Крымской войны (1853-1856) все слои общества требовали перемен, именно тогда появился термин "оттепель" и "гласность", объявлена политическая амнистия декабристам и петрашевцам. Но главным оставался нерешённый крестьянский вопрос. Александр обращается с речью к дворянам московской губернии: "существующий порядок владения душами не может статься неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу."
Далее преподаватель обращает внимание на вопросы, записанные на доске.
- Что реально получали крестьяне по реформе 1861года ? (ст. 1, 2, документ 1)
- На каких условиях земля предоставлялась крестьянам ? (ст. 1,3,4,160, документ 1)
- Какие крестьяне назывались временнообязанными? (ст. 15, документ 1)
- Кто такие мировые посредники? Для чего они нужны? (ст. 160, документ 1)
- Что такое "отрезки"? (ст. 18, документ 2)
- Назовите срок полного выкупа земли крестьянами (ст. 114, документ 2)
Выясняя ответы на эти вопросы, учащиеся самостоятельно работают с документами, параллельно ведется работа по заполнению таблицы на доске и в тетрадях.
Таким образом, по ходу урока учащиеся самостоятельно выясняют сущность реформы 1861 года.
Преподаватель в конце работы ставит вопрос:
Так каких же черт больше - буржуазных или крепостнических?
Учащиеся выясняют, что крепостнических черт было больше.
Далее по ходу урока учащимся предоставляется возможность послушать сообщение о том, как крестьяне отреагировали на реформу (сообщение готовит заранее один из учащихся).
Преподаватель:
1 марта 1881 года Александр 2 был убит народовольцами, в день, когда он должен был подписать широкий пакет законопроектов. Быть может корни этого убийства стоит искать в реформе 1861 года? (риторический вопрос).
Вывод:
Несмотря на всю непоследовательность реформы, она сыграла большую роль. Не случайно Александра 2 назвали "освободителем". Фактически именно тогда в России началось утверждение принципов гражданского общества.
Для закрепления изученного учащиеся отвечают на вопросы тестов, которые им предлагаются и сами выставляют себе оценки.
Домашнее задание: Ответить на вопросы:
- В чем историческое значение реформы?
- Согласны ли вы с утверждением, что Россия в результате этой реформы получила возможность перейти на более высокую стадию развития?
- Назовите крепостнические и буржуазные черты реформы.