Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

Разделы: Биология


Цель урока: знакомство с особенностью строения и жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека.

Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере.

2. Развивающая: формировать умения и навыки работать с научной литературой, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.

3.Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Средства обучения: микроскоп, лабораторное оборудование, культура сенной палочки, компьютер (слайдовая презентация), таблицы по ботанике “Строение бактерий”

Тип урока: комбинированный

Структура урока: I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.История изучения бактерий.

2.Строение и жизнедеятельность бактерий.

  • Форма
  • Строение
  • Распространение
  • Питание
  • Размножение
  • Образование спор

3. Роль бактерий в природе и для человека.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

II. Отгадывание обучающимися новой темы.

Вопросы. 1. Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?(растения, человек, бактерии)

2. Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

Вступительное слово.

Бактерии – древнейшая прокариотическая группа организмов. Слоистые каменные структуры – строматолиты, датируемые в ряде случаев началом археозоя (архея), т.е. возникшие 3,5 млрд. лет назад- результат жизнедеятельности бактерий обычно фотосинтезирующих, так называемых сине-зеленых водорослей. Первые ядерные клетки произошли от бактерий примерно 1,4 млрд.лет назад. Самыми древними из ныне существующих организмов считаются архебактериии (термоацидофилы).Они живут в воде горячих источников с высоким содержанием кислоты. При температуре ниже 55 °С они гибнут.

  1. История изучения бактерий.

- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”.

- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе.

- изобретение электронного микроскопа в 1930-е г,

(изучение строения бактериальной клетки).

2. Строение и жизнедеятельность бактерий.

а) Форма бактерий.

  • шаровидные (кокки)
  • палочковидные (бациллы, клостридиум)
  • извитые (вибрионы)
  • похожие на спираль (спириллы)
  • спирохеты (6-10 витков)
  • стрептококки (цепочка из кокков)
  • стафилококки (грозди кокков)

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

б) Строение бактерий.

  • относятся к прокариотам (доядерным орагнизмам)
  • нет ядра и большинства других органелл
  • бактериалная клетка окружена клеточной стенкой (состоит из муреина ) и защитной капсулой.
  • палочковидные (бациллы) покрыты волосками – пилями, которые прикрепл. к субстрату.

Лабораторная работа “Рассматривание внешнего строения культуры сенной палочки”

Цель: убедиться в том, что бактерии имеют микроскопическое строение, ознакомиться с внешним обликом культуры сенной палочки.

в) Сравнение бактериальной и растительной клеток.

1. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы.

2. Различия: состав клеточной стенки (муреин), прокариоты, ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.

г) Распространение.

  • бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество;
  • живут в холоде, в горячих кислотных источниках;
  • бактерии переносят очень высокую соленость с температурой выше 90о С среды(в Мертвом море).

д) Способы питания.

  • симбионты
  • автотрофы
  • гетеротрофы (паразиты, сапрофиты)

е) Размножение.

  • Простое бинарное деление через каждые 20-30 минут.

ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя.

З) Образование спор

  • образуются при неблагоприятных условиях

(недостатке пищи, влаги, резкие изменения t – ры);

  • легко разносятся ветром, водой;
  • в благоприятных условиях становится жизнедеятельной бактерией.

3.Роль бактерий для человека и в природе.

1) в природе:

Заслушивание сообщений, подготовленные уч-ся

  • участвуют в формировании структуры и плодородия почв

(клубеньковые бактерии);

  • в образовании полезных ископаемых и разрушении погибших растений и животных;
  • поддерживают запасы СО2 и О2 в атмосфере;
  • они важны для травоядных, которые питаются не сколько растительной пищей, сколько продуктами преобразования;
  • очищают грязные воды.

2) для человека (положительная роль):

Заслушивание сообщений.

  • в кишечнике обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг;
  • в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.
  • синтезируют (антибиотики) - вакцина, сыворотка, гормоны, ферменты.
  • очистка сточных вод;
  • силосование в с/х;
  • молочнокислые бактерии (сыр, йогурт)

3) отрицательная роль

  • портят продукты, рыболовные сети, сено, книги;
  • болезнетворные бактерии (заслушивание сообщений уч-ся)

4) симбиотические бактерии – в кишечнике у млекопитающих и человека.

III. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с учебником (на стр. 196-197); доказать верность утверждений (аргументировать ответ)в рубрике “Какие утверждения верны?”

Задание на установление соответствия понятий и их определения. См. таблицу.

IV. Домашнее задание.

  1. Изучить парагр. 50, 51, стр. 188-193; выписать и дать определ. терминам;

вопросы в рубрике “Проверьте себя” с 1-15; тест с 1-5.