Цели: - познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением, особенностью и ролью в нашей речи;
- развивать письменную и устную речь, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость;
- формировать коммуникативную и социальную компетенции;
- воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
модель поезда, “билеты”, карточки со словарными словами, тестовые задания, чемодан с багажом, названия станций.
ХОД УРОКА
- ОРГМОМЕНТ.
- СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
-Улыбнулись друг другу и “подарили” мне глазки. Сегодня у нас будет все хорошо и у нас все получится.
- Ребята, сегодня к нам в класс пришло письмо и прошу вас помочь его расшифровать.
(Дети записывают на доске и в тетрадях: вагон, вокзал, дорога, расстояние, пассажир).
- Какое слово объединяет все эти слова?
- Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие на необычном поезде (макет поезда на доске).
- А для чего человек путешествует?
- Сегодня, ребята, на уроке мы тоже узнаем много нового, интересного и пополним багаж знаний. Итак, поехали и первая станция… (Все названия станций вывешиваются на доске).
- Обратите внимание на гласные буквы в словарных словах. Какая гласная повторяется в каждом слове?
- Запишем заглавную и строчную буквы А и соединения с согласными буквами.
- Правильно и красиво записываем и останавливаемся на станции…
- Для путешествия предъявите билеты.
- Я задаю вопрос, вы отвечаете и отдаете свой билет.
- Кто хочет отправиться в путешествие?
- Кто купил билеты?
- Кто поедет с нами?
- Что светит в окошко?
Билеты вставляются в вагончики поезда.
Я и мы, ты и вы
Он, она, оно, они.
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все …. (местоимения)
- И тема нашего урока …. (формулировка учащихся)
- Сегодня мы будем изучать новую часть речи – местоимения. Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно – личные местоимения.
- Отправляемся на следующую станцию…
- Эта станция находится на стр. 164 учебника.
- Прочитайте сведения о личных местоимениях и скажите, какую новую информацию вы узнали.
- Что общего между именем существительным и личным местоимением?
- Чем эти части речи отличаются?
- Учебник нам помог извлечь много познавательной информации и мы его обязательно возьмем с собой в дорогу.
- А как называются предметы и вещи, которые мы берем в путешествие?
- Я приготовила небольшой багаж.
- Сейчас мы расскажем, что возьмем в дорогу и для чего понадобится этот предмет?
Дети достают из чемодана предметы (книга, яблоко, часы, компас, шарф) и составляют предложения:
- Я возьму с собой…
- Он согреет…
- Оно уталит…
- Они помогут…
- Она научит…
- Он укажет…
-Засиделись мы в вагоне. Пора на следующую станцию…
Дети изображают движение и звук поезда.
- Наш поезд приехал на станцию…
- На чем еще могут путешествовать люди?
- Сейчас мы узнаем об этом в упр. 374.
- Послушайте текст и скажите: “На чем вы хотите совершить путешествие и почему?”
- Назовите личные местоимения. На кого они указывают?
- Сколько частей в тексте? Работаем со 2 частью. Вставим орфограммы.
- Спишите 2 часть текста, подчеркните орфограммы и личные местоимения.
(Физминутка для глаз)
- Вы очень дружно работали и мы останавливаемся на станции…
- Прочтем стихотворение на доске
Я, ты, он, она
Вместе целая … .
Вместе дружная …
В слове мы –
Сто тысяч я.Дети дополняют стихотворение словами страна, семья.
- Кого автор подразумевает под словами я, ты, он, она?
- В какой стране мы живем? Как мы себя назовем?
- Найди личные местоимения.
- Путешествовать хорошо, но пришла пора возвращаться и мы сейчас на станции…
Тестовые задания на карточках.
- И, наконец, доехали до станции…
- На какой станции ты хотел бы остаться и почему?
После каждого ответа ученика оговаривается и выставляется отметка.
- На этом наше путешествие не заканчивается и я желаю вам счастливого пути по стране “Местоимение”.
- А на следующем уроке вы узнаете, почему ваши билеты были разного цвета.