Интегрированный урок (познание мира + русский язык) по теме "Формирование навыка грамотного письма на материале предмета "Познание мира"

Разделы: Начальная школа


Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Создание ситуации успеха
  3. Создание учебной ситуации
  4. Постановка учебной задачи
  5. Решение учебной проблемы
  6. Итоговая рефлексия
  7. Оценивание

Цель: продолжить работу над формированием навыка грамотного письма.

Технология: развивающее обучение.

Задачи.

  1. Закрепить умение определять безударные падежные окончания у имен существительных;
    содействовать формированию основных мировоззренческих понятий через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся;
    раскрыть связь между предметами “Русский язык” и “Познание мира”;
  2. развивать навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать факты, размышлять;
  3. воспитывать умение работать самостоятельно, показать связь изучаемой темы с жизнью; воспитывать умение работать в группах, выслушивать и анализировать мнение других людей.

Метод: решение учебных задач.

Приемы:

  1. Анализ учебной информации.
  2. Постановка проблемного вопроса.
  3. Просмотр видеозаписи, прослушивание аудиозаписи.
  4. Наглядности.
  5. Моделирование.
  6. Беседа.
  7. Работа в парах, группах.
  8. Опыт.

Результат:

  1. Будет сформирована очередная ступень орфографического навыка.
  2. Дети получат знания о трех состояниях воды в природе.
  3. Пройдут новый этап развития умения наблюдать, обобщать, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  4. Будет сформировано представление о причинах бережного отношения к воде, природе в целом; умение работать в группах, выслушивать и анализировать мнение других людей, высказывать в коллективе сверстников свое суждение о чем-либо.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание ситуации успеха

Светлана Николаевна. Ребята, закройте глаза и послушайте.

Звучит аудиозапись со звуками воды.

– Что вы слышите?

– Что представили?

У детей на партах лежат листы, на которых написано:

– Сегодня мы будем говорить о воде.

В руках у С.Н. глобус.

– А сколько воды на Земле?

С.Н. показывает диаграмму. Рисунок 1. Приложение

– Что на глобусе окрашено голубым цветом?

После ответов детей, вывод:

Сообщение № 1 (Приложение 5) Приложение 1

На доске Рисунок 4.

Просмотр фильма с видами воды. Во время показа за кадром звучит стихотворение. Приложение 1.

С.Н. Какое красивое стихотворение, неправда ли. Давайте теперь мы с вами прочитаем его.

У детей на столах лежат стихотворения. Хорошо читающие ученики пробуют прочитать стихотворение, но во втором четверостишье сталкиваются с проблемой – у некоторых слов неверно записаны окончания, они находятся не в тех падежах.

С.Н. В чем же дело? Почему стихотворение звучит не так?

[Несколько имен существительных стоят не в том падеже]

С.Н. Давайте обратимся за помощью к О.Н.

3. Создание учебной ситуации

О.Н. Ребята, что нужно сделать, чтобы поставить существительное в нужный падеж? [Задать вопрос от главного слова].

– Верно. Ну, тогда за работу. Итак, в парах исправьте ошибки.

На доску вывешивается такой же образец деформированного стихотворения, как у детей Приложение 2.

Рассуждение детей:

Безбрежная ширь океан
И тихая заводью пруду,
Каскад водопада и брызги фонтану,
А все это – только …воды.
 ширь чего? (Р.п.) океана
 что? (И.п.) заводь
брызги чего? (Р.п.) фонтана
 это что? (И.п.) вода

Итог работы:

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только …вода.

Ольга Николаевна. Ну вот, молодцы. Теперь можно работать дальше.

4. Постановка учебной задачи.

С.Н. Теперь прочитаем стихотворение.

Читают.

С.Н. “Простая вода”, “только вода”. А насколько вода проста?

– Давайте мы сегодня попробуем в этом вопросе разобраться. Все наши открытия мы будем записывать в КЛАСТЕР.

5. Решение учебной проблемы.

На доске такая же схема.

Опыт № 1 (основан на наблюдениях детей, жизненном опыте).

Вывод: при низкой температуре вода превращается в лед, т.е. может находиться в твердом состоянии.

Фиксируют свой вывод в КЛАСТЕРЕ:

Сообщение № 2 (Приложение 6). Приложение 1

На доске Рисунок 3. Приложение

Физминутка.

О.Н. Ребята, давайте теперь запишем этот вывод в тетрадях.

На доске:

На мороз__ из вод_ получают ________.

Рассуждение детей:

На мороз__ – мороз – имя существительное, муж. рода; находится в П.п. (на чем?), проверяем словом СТОЛ: (на чем?) НА СТОЛЕ, значит НА МОРОЗЕ.

Добавляем слово: получают что? ЛЕД – существительное муж. рода, находится в В.п., т.к. отвечает на вопрос что? и не является действующим лицом. (потребуется доказательство, т.к. на вопрос что? отвечают сущ-ные И.п. и В.п.)

О.Н.: А я знаю сказку, где главная героиня – девочка из снега и льда. Что это за сказка? [Снегурочка]

Просмотр фрагмента из мультфильма “Снегурочка” (когда Снегурочка прыгает через костер, тает и превращается в облачко).

С.Н. Что случилось со Снегурочкой? Почему? Так бывает только в сказке? Давайте проверим.

Опыт № 2 (превращение воды в пар при нагревании).

Вывод: при нагревании вода превращается в пар.

Фиксируют свой вывод в КЛАСТЕРЕ:

Сообщение № 3 (Приложение 7)

На доске Рисунок 2.

О.Н. Молодцы. Как вы сегодня хорошо работаете, какие выводы серьезные делаете. Давайте выберем из 3-х предложений из сказки о Снегурочке те, в которых имя существительное находится в И.п. Найдите и подчеркните одной чертой.

Работа в группах: детям предлагаются листы с 3-мя предложениями Приложение 3.

Когда дети в группах заканчивают работу, им предлагается сравнить свой результат с правильным ответом. Приложение 4.
Приложение 1

       И.п.
Снегурочка прыгнула и растаяла.
                                                В.п.     Р.п.
Все увидели только белое облачко пара.
                                  Р.п.
Так и не стало Снегурочки.

6. Итоговая рефлексия.

С.Н. Итак, ребята, давайте теперь вернемся к вопросу нашего сегодняшнего урока:

А насколько вода проста?

[Дети делают вывод о том, что вода – это уникальное вещество на земле, это единственное вещество, которое может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном].

С.Н. Как нужно относиться к воде?

Слово учителя о том, как нужно относиться к воде.

Домашнее задание по “Познанию мира”: придумать и нарисовать на альбомном листе знаки, запрещающие загрязнять воду.

О.Н. Ну, что ж, ребята, вы сегодня столько сделали на уроке. Столько сказали о воде. Сейчас я предлагаю вам написать одно предложение, в нем вы выразите свои ощущения, которые испытываете, когда слышите слово ВОДА. Свое предложение можно так и начать: Когда я слышу слово ВОДА

У детей на столе: Когда я слышу слово вода…

Пишут под звуки журчания воды.

Домашнее задание: написать еще 4 предложения, в которых вы расскажете о своих ощущениях. На уроке русского языка мы послушаем их и поработаем с ними.

7. Оценивание.

Список литературы

  1. Репкин В.В. Русский язык. 2-й класс. Программа развивающего обучения. Томск: “Пеленг”, 1997 г.
  2. Что? Почему? Зачем? Большая книга вопросов и ответов/пер. К. Мишиной, А.Зыковой. – М: издательство Эксмо, 2002 г.