Этапы урока:
- Организационный момент
- Создание ситуации успеха
- Создание учебной ситуации
- Постановка учебной задачи
- Решение учебной проблемы
- Итоговая рефлексия
- Оценивание
Цель: продолжить работу над формированием навыка грамотного письма.
Технология: развивающее обучение.
Задачи.
- Закрепить умение определять безударные падежные окончания у имен
существительных;
содействовать формированию основных мировоззренческих понятий через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся;
раскрыть связь между предметами “Русский язык” и “Познание мира”; - развивать навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать факты, размышлять;
- воспитывать умение работать самостоятельно, показать связь изучаемой темы с жизнью; воспитывать умение работать в группах, выслушивать и анализировать мнение других людей.
Метод: решение учебных задач.
Приемы:
- Анализ учебной информации.
- Постановка проблемного вопроса.
- Просмотр видеозаписи, прослушивание аудиозаписи.
- Наглядности.
- Моделирование.
- Беседа.
- Работа в парах, группах.
- Опыт.
Результат:
- Будет сформирована очередная ступень орфографического навыка.
- Дети получат знания о трех состояниях воды в природе.
- Пройдут новый этап развития умения наблюдать, обобщать, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- Будет сформировано представление о причинах бережного отношения к воде, природе в целом; умение работать в группах, выслушивать и анализировать мнение других людей, высказывать в коллективе сверстников свое суждение о чем-либо.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Создание ситуации успеха
Светлана Николаевна. Ребята, закройте глаза и послушайте.
Звучит аудиозапись со звуками воды.
– Что вы слышите?
– Что представили?
У детей на партах лежат листы, на которых написано:
– Сегодня мы будем говорить о воде.
В руках у С.Н. глобус.
– А сколько воды на Земле?
С.Н. показывает диаграмму. Рисунок 1. Приложение
– Что на глобусе окрашено голубым цветом?
После ответов детей, вывод:
Сообщение № 1 (Приложение 5) Приложение 1
На доске Рисунок 4.
Просмотр фильма с видами воды. Во время показа за кадром звучит стихотворение. Приложение 1.
С.Н. Какое красивое стихотворение, неправда ли. Давайте теперь мы с вами прочитаем его.
У детей на столах лежат стихотворения. Хорошо читающие ученики пробуют прочитать стихотворение, но во втором четверостишье сталкиваются с проблемой – у некоторых слов неверно записаны окончания, они находятся не в тех падежах.
С.Н. В чем же дело? Почему стихотворение звучит не так?
[Несколько имен существительных стоят не в том падеже]
С.Н. Давайте обратимся за помощью к О.Н.
3. Создание учебной ситуации
О.Н. Ребята, что нужно сделать, чтобы поставить существительное в нужный падеж? [Задать вопрос от главного слова].
– Верно. Ну, тогда за работу. Итак, в парах исправьте ошибки.
На доску вывешивается такой же образец деформированного стихотворения, как у детей Приложение 2.
Рассуждение детей:
Безбрежная ширь океан И тихая заводью пруду, Каскад водопада и брызги фонтану, А все это – только …воды. |
ширь чего? (Р.п.) океана что? (И.п.) заводь брызги чего? (Р.п.) фонтана это что? (И.п.) вода |
Итог работы:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только …вода.
Ольга Николаевна. Ну вот, молодцы. Теперь можно работать дальше.
4. Постановка учебной задачи.
С.Н. Теперь прочитаем стихотворение.
Читают.
С.Н. “Простая вода”, “только вода”. А насколько вода проста?
– Давайте мы сегодня попробуем в этом вопросе разобраться. Все наши открытия мы будем записывать в КЛАСТЕР.
5. Решение учебной проблемы.
На доске такая же схема.
Опыт № 1 (основан на наблюдениях детей, жизненном опыте).
Вывод: при низкой температуре вода превращается в лед, т.е. может находиться в твердом состоянии.
Фиксируют свой вывод в КЛАСТЕРЕ:
Сообщение № 2 (Приложение 6). Приложение 1
На доске Рисунок 3. Приложение
Физминутка.
О.Н. Ребята, давайте теперь запишем этот вывод в тетрадях.
На доске:
На мороз__ из вод_ получают ________.
Рассуждение детей:
На мороз__ – мороз – имя существительное, муж. рода; находится в П.п. (на чем?), проверяем словом СТОЛ: (на чем?) НА СТОЛЕ, значит НА МОРОЗЕ.
Добавляем слово: получают что? ЛЕД – существительное муж. рода, находится в В.п., т.к. отвечает на вопрос что? и не является действующим лицом. (потребуется доказательство, т.к. на вопрос что? отвечают сущ-ные И.п. и В.п.)
О.Н.: А я знаю сказку, где главная героиня – девочка из снега и льда. Что это за сказка? [Снегурочка]
Просмотр фрагмента из мультфильма “Снегурочка” (когда Снегурочка прыгает через костер, тает и превращается в облачко).
С.Н. Что случилось со Снегурочкой? Почему? Так бывает только в сказке? Давайте проверим.
Опыт № 2 (превращение воды в пар при нагревании).
Вывод: при нагревании вода превращается в пар.
Фиксируют свой вывод в КЛАСТЕРЕ:
Сообщение № 3 (Приложение 7)
На доске Рисунок 2.
О.Н. Молодцы. Как вы сегодня хорошо работаете, какие выводы серьезные делаете. Давайте выберем из 3-х предложений из сказки о Снегурочке те, в которых имя существительное находится в И.п. Найдите и подчеркните одной чертой.
Работа в группах: детям предлагаются листы с 3-мя предложениями Приложение 3.
Когда дети в группах заканчивают работу, им предлагается сравнить свой
результат с правильным ответом. Приложение 4.
Приложение 1
И.п. |
Снегурочка прыгнула и растаяла. |
В.п. Р.п. |
Все увидели только белое облачко пара. |
Р.п. |
Так и не стало Снегурочки. |
6. Итоговая рефлексия.
С.Н. Итак, ребята, давайте теперь вернемся к вопросу нашего сегодняшнего урока:
А насколько вода проста?
[Дети делают вывод о том, что вода – это уникальное вещество на земле, это единственное вещество, которое может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном].
С.Н. Как нужно относиться к воде?
Слово учителя о том, как нужно относиться к воде.
Домашнее задание по “Познанию мира”: придумать и нарисовать на альбомном листе знаки, запрещающие загрязнять воду.
О.Н. Ну, что ж, ребята, вы сегодня столько сделали на уроке. Столько сказали о воде. Сейчас я предлагаю вам написать одно предложение, в нем вы выразите свои ощущения, которые испытываете, когда слышите слово ВОДА. Свое предложение можно так и начать: Когда я слышу слово ВОДА…
У детей на столе: Когда я слышу слово вода…
Пишут под звуки журчания воды.
Домашнее задание: написать еще 4 предложения, в которых вы расскажете о своих ощущениях. На уроке русского языка мы послушаем их и поработаем с ними.
7. Оценивание.
Список литературы
- Репкин В.В. Русский язык. 2-й класс. Программа развивающего обучения. Томск: “Пеленг”, 1997 г.
- Что? Почему? Зачем? Большая книга вопросов и ответов/пер. К. Мишиной, А.Зыковой. – М: издательство Эксмо, 2002 г.