Разработка логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры для детей с нарушениями речи с использованием слов старославянского и древнерусского языка

Разделы: Логопедия


Темы занятия:

  • Логопедическая “Развитие слуховых дифференцировок звонких и глухих согласных звуков (Б–П–Г–К–Р–Л–Ч–Ц–В–Ф–З–С)”.
  • Лексическая – “Устное народное творчество”.

Цель занятия: учить различать звуки (Б–П–Г–К–Р–Л–Ч–Ц–В–Ф–З–С) в словах, словосочетаниях и предложениях на слух.

Задачи:

  • Образовательная: формировать умение в оценивании правильности звучащей речи, обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме: “Устное народное творчество”;
  • Коррекционно-развивающая: развивать слуховое внимание, память; развивать фонематический анализ и синтез; совершенствовать психические процессы: восприятие, внимание, мышление;
  • Воспитательная: приобщать к истокам русской народной культуры; формировать общечеловеческие ценности.

Оборудование: изображение героя былины (рис. 1), звукозапись народной музыки, деревянные палочки, шуточное изображение героя-потешки.

Рис. 1

План занятия:

  1. Организационно-мотивационный момент: мотивация, игра “Кто внимательный?”
  2. Основная часть:
    работа со скороговоркой;
    работа с загадкой;
    физпауза;
    работа с пословицей;
    работа с потешкой;
    работа со словосочетаниями.
  3. Итоги. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Знакомство с героем занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие прибыл гость (открывается изображение героя былины). Попал он к нам в современный мир на машине времени. Он герой былины, а былина-это народная песня о богатырях, которые прославились своей силушкой и смекалкою.

– Послушайте, ребята, что хочет сказать наш гость (на фоне спокойной народной музыки распевно и плавно произносится обращение).

Ой, вы, гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую, да складную! Чтоб был у нас мир да лад и согласие. Хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодится.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Речь этого молодца звучит по-особому, многие слова вы слышите впервые, а некоторые вам совсем непонятны. Так говорили в далекие времена наши предки. Добрый молодец хочет подружиться с вами, но ему трудно произносить современные слова. Он просит вас помочь ему в правильном произнесении слов. С нами на занятии он будет проговаривать скороговорку, отгадывать загадки, произносить считалку, потешку, постарается объяснить смысл пословицы. А вы слушайте его внимательно и исправляйте ошибки, которые он допускает в своей речи.

– Вы готовы помочь ему? У нашего гостя есть имя, но как его зовут, мы узнаем только после того, когда проведем игру “Кто внимательный?”. Отгадайте имя героя былины по первым звукам названий: вода, аист, вишня, игла, лодка, обруч. (Вавило).

II. Основная часть.

Далее во все виды заданий включены слова из старославянского и древнерусского языка, у которых в современном языке произошли процессы ассимиляции и диссимиляции.

1. Работа со скороговоркой

Логопед: Веселые песенки, замысловатые загадки, сказочки, скороговорки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Они бережно передавались народом от родителей к детям. Может быть некоторые из них вы запомните, а потом споете, загадаете, расскажете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово дошедшее до нас из глубины веков.

Вавило просит разучить с ним скороговорку. Скороговорка – это шутка с труднопроизносимыми сочетаниями. Послушайте, как он ее произносит: “Свекла у (ХВ)еклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не засохла”[3].

Логопед: Какое слово надо произнести правильно?

– Кто такая Фекла? Проговорите скороговорку: удивленно, весело, грустно, медленно, быстро.

2. Работа с загадкой

Логопед: Вавиле нравится отгадывать загадки. В них богатая выдумка, остроумие. Каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Сейчас вы услышите загадки и к ним слова – отгадки, которые называет Вавило. Внимательно слушайте, если отгадка произносится неверно, то исправьте ошибку и дайте правильный ответ.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Бчела – пчела)

У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Чапля – цапля)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Котка – кошка)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (Вьюла – юла)

Черный, проворный,
Кричит крак, червякам враг. (Грак – грач)

Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Чепь – цепь)

Днем сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой. (Квилин – филин) [9]

3. Физминутка с палочками (упражнение выполняется на фоне народной музыки)

Логопед: Давайте вместе с Вавилой разучим считалку. А что означает слово «считалка»? Кто из вас сможет объяснить? Ребята, считалка (сечка) – связана со счетом зарубок на деревянных палках, стволах. Так наши предки вели счёт, делая сечки. А в детских играх: произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение ролей в игре. Выполняем секущие движения палочкой сначала правой, а затем левой рукой.

Се-ку, се-ку, сеч-ку,
Вы-се-ку до-щеч-ку,
Честь пе-ре-честь,
Все пят-над-цать (с)десь [1].

Ребята,а все ли слова в считалке произносились правильно? В каком слове допущена ошибка? Произнесите его правильно.

4. Работа с пословицей

Логопед: У народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и лжи, о труде и лени, о природных явлениях и приметах. Послушайте, как Вавило произнесет одну из пословиц. (В)ного снега – (В)ного хлеба. (В)ного воды – (В)ного травы [2].

В каком слове допущена ошибка? Произнесите пословицу правильно. О каком природном явлении говорится в пословице? Объясните смысл этой пословицы. Чему она нас учит?

5. Работа с потешкой

Логопед: Наш гость умеет веселиться и поэтому просит вас послушать потешку, которая вас развеселит и рассмешит. А вы слушайте да подмечайте, верно ли произносит ее Вавило? (Выставляется шуточное изображение героя потешки)

(Хв)едул, (ш)то губы надул?
Ка(х)тан прожег.
Можно зашить?
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался [3].

Какие слова произносились с ошибками? Произнесите потешку правильно. Кто такой Федул? Что такое кафтан? (Одежда простых людей, крестьян).

6. Включение диалектных слов в словосочетания

Логопед: Ребята, Вавило должен отправляться в обратный путь. Вы помните его просьбу? Научиться произносить современные слова. На доске записаны словосочетания, которые он запомнил. Прочитайте их.

Новая кохта, просторная куфня, лисий фост, большая шчука, зеленый луцок, холонный день, решная вода, бабушкин унук, светлый колидор, большая пролубь [2].

В каких словах были допущены ошибки? Объясните значение слов прорубь, коридор.

Давайте все вместе правильно произнесем словосочетания. А теперь запишите их без ошибок.

III. Итог занятия

Логопед: Закончилось путешествие Вавилы на машине времени. Вы помогали ему учиться произносить современные слова и исправлять ошибки, которые он допускал. А еще вы разучили скороговорку, отгадывали замысловатые загадки, учились произносить считалку, веселую потешку.

Самоанализ.

Данное занятие ориентировано на группу детей, имеющих недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи.

Все задания были представлены в игровой форме, что оживляло занятие и вызывало интерес у учащихся.

Задания носили развивающий характер, способствовали активизации речи и мышления, развитии фонематического анализа и синтеза.

Активно использовались наглядные средства.

На протяжении занятия реализовывались дидактические принципы обучения: научность, доступность, наглядность, последовательность, систематичность.

Список использованной литературы:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14 – 17 вв./Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985.
  2. Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии/ Л.И. Баранникова, В.Д. Бондалетов. – М.: Высшая школа, 1980.
  3. Детям на потеху. Русские народные песни, загадки, пословицы./Сост. Э. Померанцева. – М.: Дет. лит., 1989.
  4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка/ В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А. Тайны родного языка/ В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха. – Волгоград, 1969.
  6. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание/ Б.А. Ларин. – М.: Просвещение, 1977.
  7. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития/М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975.
  8. Микляева Ю.В. Использование старославянского и древнерусского языка при обучении грамоте младших школьников с нарушениями речи. Статья в журнале “Логопед” 2008, № 4/ Ю.В. Микляева. – “ТЦ СФЕРА”: Журнал “ЛОГОПЕД”, 2008, № 4, с. 80–81.
  9. Сборник загадок: Пособие для учителя/ Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
  10. Хабургаев Г.А. Старославянский язык/ Г.А. Хабургаев. – М.: Просвещение, 1974.