Фонетика — звучащая, выразительная музыка нашей речи

Разделы: Русский язык


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг…Н.В. Гоголь (Слайд № 1. Презентация)

Фонетика - звучащая, выразительная музыка нашей речи

Цели:

образовательные:

  • научить выделять звуки речи и характеризовать их;
  • формировать умения применять полученные знания на практике;
  • помочь учащимся в овладении выразительными свойствами языка;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развитие интереса к способам учебной деятельности.

воспитательные:

  • воспитывать культуру письменной и устной речи;

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • распечатанные тексты;
  • музыка – ручей.

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы.

Запишите высказывание К. Паустовского и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке (слайд № 2).

Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.

Проверьте и объясните орфограммы и пунктуацию (слайд № 3).

Слова то шЕлестят, как трава, то бОрмочут, как родники, то перЕсвистываются, как птицы, то пОзванивают, как первый лед.

? Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами? (Слова звучат, т.е. состоят из звуков)

! Найдите слово, которое передает “звучание” травы, льдинок. (Шелестят, т.е. мягко шуршат, позванивают)

Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называют предметы, явления, окружающего мира.

Звуки – смыслоразличители в словах.

II. Работа по теме урока.

Чем мы будем заниматься на ближайших уроках?

Углублением знаний фонетики, т.е. раздела русского языка, изучающего… продолжите…

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки нашей речи (слайд № 5).

Ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Что означает корень ФОН? “Звук”. Вариант этого корня -фоно-.

Запишите и дайте толкование слов с корнем -фон- (-фоно-). (Работа со словарём)

Телефон (от теле -вдаль и фон – звук) Микрофон (от микро-малый и фон-звук) Фонограмма (от фон-звук и грамма- черта, буква, написание) Фонотека (от фон -звук и тека-хранилище)
Электроакустический прибор для преобразования электрических колебаний в звуковые. Устройство для преобразования звуковых колебаний в электрические. Носитель записи с записанными на нём звуковыми колебаниями. Собрание звукозаписей

Графический диктант (слайд № 6).

Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц.

Об.сл.:

Какие звуки есть в русском языке? (Слайд № 7).

Назовите гласные буквы и звуки (слайд № 8).

Прочитайте транскрипцию и запишите предложение (слайд № 9).

[л’убл’у б’ир’оску рускуй’у
то св’этлуй’у то груснуй’у]
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную

(А. Прокофьев)

Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности?

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса (слайд № 10).

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков, которым пользуются поэты.

Ломоносов считал, что гласными О, У, Ы мы обычно изображаем “страшные и сильные вещи”: гнев, зависть, боль, печаль, а гласными е, и, ю – нежность, “ласкательство”

Назовите согласные буквы (слайд № 11).

А согласные согласны
Даже фыркать и шипеть,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.

(В. Берестов)

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ

Прочитайте, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? (Cлайд № 12)

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.

(А.С. Пушкин)

Поэт повторяет согласные звуки [в], [к], [ кл]. Этот прием называется аллитерация.

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

Выполните задания. Запишите полученные слова (слайд № 13).

Поменяйте гласный в слове лес, лук (лис), (люк), (лик), (лак).

Поменяйте согласный звук в слове том (дом, тон, сом, ком, ток)

Прибавьте один согласный к слову так, чтобы получилось новое.

Укус, роза, шар (укСус), (розГа, Гроза), (шарФ)

Выньте из слова один согласный так, чтобы получилось новое.

Краска, склон, волк, тигр, горсть (каска), (слон), (вол), (тир) (гость)

Эрудит (слайд № 14)

Кто больше придумает слов, меняя согласные и гласные в исходном cтол? (Стул, стал, стон, сток, стоп, скол)

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете героев любимых мультфильмов? Каких букв не хватает в словах?

Мультфейерверк (слайд № 15)

Отгадайте имена героев любимых мультфильмов.

ППГЙ - попугай, МРТШК - мартышка, СЛННК - слоненок, КПТЧ - Копатыч, МККМС - Микки Маус, ПЛТТ - Плутто, ВННПХ - Винни -Пух, ПН - Пин, ЛКС- Алекс.

Запишите транскрипцию (слайд № 16)

Медвежонок [м’ьдв’ижонък], лебедь [л’эб’ьт], бабочка [бабъч’къ]

III. Итог урока.

Итак, мы убедились, что в нашей речи, важны и согласные, и гласные. Звуки русского языка очень музыкальны. Гласными можно передать нежное, мелодичное пение. Это прием ассонанса, а можно способом аллитерации – созвучия согласных – передать выразительность. Мы научились выделять звуки речи и характеризовать их.

Мы доказали, что фонетика- это звучащая, выразительная музыка нашей речи.

IV. Домашнее задание. (Cлайд №17)

(Распечатанные тексты выдаются учащимся)

Поэзия – это дыхание

Дыхание св..бодно в каждой гласной,
В с...гласной – пр..рывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвлас..но.
Звучат в с..гласных сер..бро и медь.
А гласные даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пр..петь
Иль даже пр..дышать стих..творенье. (С. Маршак)

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выполните фонетический разбор слов достиг, пропеть.