Открытый урок по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Гласные и согласные звуки. Правописание безударных гласных"

Разделы: Русский язык


Цель: закрепление навыка различения гласных и согласных звуков, формирование умения находить орфограммы в корне с безударной гласной, проверяемой ударением,  активизация познавательной деятельности, воспитание интереса к языку.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы научимся различать гласные и согласные звуки, закрепим правописание безударных гласных.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Славянскую азбуку создали одиннадцать веков назад братья Кирилл и Мефодий. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., с однор. чл.)
- Ребята, о чем нам повествует это предложение?
- Старая азбука состояла из заглавных букв единого шрифта. Две разновидности букв прописные и строчные Петр I дает в образце азбуки 1710 года.
- Для чего создали азбуку, которой мы сейчас с вами пользуемся?
- Для чего надо знать алфавит?
- Знание алфавита помогает человеку в жизни, стать грамотнее, интеллектуальнее.
- Назовите все буквы алфавита.
- Ребята, давайте вспомним пословицы, поговорки, загадки об азбуке, которые вы готовили дома.
Азбука – к мудрости ступенька.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Кто грамоте горазд – тому не пропасть.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Сели ровненько. Внимательно слушаем загадки.
- Какое русское слово состоит из трех слов, а указывает на 33 буквы?

- Сели на страничку 33 сестрички
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят.

В строгом порядке построены в ряд,
Буквы – значки, как бойцы на парад.
Каждый в условленном месте стоит и называется     (Алфавит)

Наблюдение за тем, как учащиеся запоминают порядок слов в алфавите побудило поэта Насимовича написать стихотворение, в котором каждой букве посвящено двустишие.

33 богатыря.

Из – за леса, из – за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит
Командиры во главе –
Это буквы А, Б, В.
На конях, найдите где
Вслед за ними Г, Д, Е.
А в тележке Е и точки
Дребезжат на каждой кочке,
За тележкой Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несется буква И -  
Ишь какая, посмотри!
А за ней И краткое
Сверху что – то шаткое.
Копья, латы, к шлему шлем –
Это едут Ка, Эль, Эм.
А за ними мчится Эн
С перекладиной меж стен.
Разогнав коней в карьер,
Пролетают О, Пэ, Эр
Вслед со свистом Эс, Тэ, У
Так, что топот за версту;
Чуть потише Эф, Ха, Цэ
Цэ с крючком на конце:
И чуть слышно – три плаща
Шелестящих Ча, Ша, Ща
За плащами – твердый знак,
Развернув на мачте флаг.
После знака буквы Ы
«Полюбуйтесь, вот мы!»
А поодаль - мягкий знак,
Тоже едет кое-как;
Напоследок Э, Ю, Я
Троечка последняя.

- Ребята, скажите, помогает стихотворение запомнить алфавит? Буквам алфавита и мне очень бы хотелось, чтобы вы не только знали, но и правильно их произносили.

2. Обратимся к орфографическим словарям и с их помощью заполним данный кроссворд.

Подберите слова с нужным количеством  букв.

3. Выпишем из нашего предложения слово братья и сделаем фонетический разбор.

4. Объяснение новой темы.
- Ребята, скажите, какие звуки произносятся свободно и состоят из голоса?
- Гласные … Почему они так называются?
Гласные состоят из голоса. При их произношении воздух, поступающий из легких, свободно, без преград проходит через рот. Поэтому мы не слышим шума, как это бывает при образовании согласных звуков. Гласные можно легко тянуть, петь. Основных гласных звуков 6: а, о, э, и, у, ы. Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки. Букв 10: а, о, э, и, у, ы, е, е, ю, я.
Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика.
Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
- Как образуются согласные звуки?
Согласные звуки состоят из голоса и шума. Воздух в полости рта встречает преграду (зубы, губы, язык). В каждом согласном звуке есть шум, согласных звуков 36, букв 21.
На письме звуки речи обозначаются при помощи букв. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв изучает графика.

5. Закрепим материал, с помощью карточки № 1
Спишите. В выделенных словах обозначить гласные и согласные звуки.

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей.
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей.
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
{м} {о} {х}, {в} {з} {р} {ы} {т}, {п} {у} {р} {п} {у} {р}
{1) = -}, и {2)= -}

Сосчитать все звуки в словах 2 предложения, составить схему 3-го предложения.
- Каких звуков, гласных или согласных больше?
Согласных больше.

Карточка № 2

Определите, какая мысль раскрывается в тексте. Спишите часть, в которой содержится доказательство этой мысли. Подчеркните предложение, которое служит для связи первой и второй части текста. Запишите, сколько гласных и согласных звуков в выделенных словах.

Каких звуков мы употребляем больше – гласных или согласных?
Вот что говорят об этом ученые.
Возьмем подряд из любого предложения несколько слов, в которых имеется сто звуков. Среди этих звуков примерно шестьдесят будут согласные, а сорок – гласные.
Значит, в нашей речи преобладают согласные звуки.

- Расставим ударения в последнем предложении?
- Как произносятся гласные под ударением?
- А без ударения?
Читаем в учебнике стр. 92
- Какие способы проверки безударных гласных в корне вы знаете?.

Карточка № 3

Подбор однокоренных слов - второй способ проверки правильного написания безударной гласной в корне.
Подберите однокоренные проверочные слова: Ночной, пастух, небесный, полевой, холмистый, заглядеться, удивляться, оживать, кормить, плясать, запах.

- Итак, что нового мы узнали о гласных и согласных звуках?
Оценки за урок. Спасибо за работу. Урок окончен.
Д/з. № 31 упр. 230