Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Разделы: Логопедия


Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека. В своей работе я использую различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться с о стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок. Поэтому я стала использовать в логопедической работе с детьми музыкально - логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

 Основная цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

 Задачи:
 Образовательные:
-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
-развитие фонематического восприятия;
-автоматизация звуков;
-совершенствование слоговой структуры слова;
-уточнение структуры предложения;
-совершенствование связных высказываний;

Воспитательные:
-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, ответственности, патриотизма.

Развивающие:
-развитие познавательных процессов;
-развитие темпо-ритмической стороны речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи). Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.
О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б.Беттельхейм, Р. Гарднер, К.Юнг, В.Пропп и другие. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Еще в середине19 века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».

Данная разработка представляет интерес для логопедов, воспитателей, учителей, музыкальных работников; может быть использована в дошкольных учреждениях, школах.

Длительность: весь период работы над сказкой можно условно разделить на два этапа. В среднем подготовка и показ сказки занимает около месяца, все зависит от индивидуальных возможностей детей - логопатов.
На первом этапе подбирается сказка. Используя сюжет знакомой сказки, дополняем его песенками, потешками, музыкально-ритмическими движениями, ритмическими играми, распевками на автоматизацию звуков. Воспитатели помогают подготовить с детьми стихи, слова, отработать сценки. Музыкальный руководитель прослушивает и обсуждает с детьми музыкальные произведения, которые будут исполняться или звучать. Дома дети выполняют задания к сказкам - здесь к творчеству привлекаются уже и родители. Заранее готовятся костюмы и атрибуты к сказкам.
На втором этапе проходит презентация сказки. Зрителями являются логопеды, музыкальные руководители, родители, а также воспитанники нашего и других детских садов.
Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети – логопаты показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.
Народная мудрость гласит: ребёнок- это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3