Цели урока:
образовательные: в ходе закрепления знаний, полученных по теме “Натуральные числа и шкалы” и при решении упражнений, учащиеся готовятся к контрольной работе;
развивающие: учащиеся учатся обобщать и систематизировать имеющиеся знания;
воспитательные: воспитание гуманности в форме помощи тем, кто в этой помощи нуждается, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям по предмету.
ТСО , УНС и материалы:
- иллюстрации героев сказки “Колобок”;
- кодоскоп с кодопозитивом для устной работы;
- раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы разноуровневые;
- плакат “Геометрическая поляна”;
- листы бумаги;
- магнитофон;
- учебник “Математика. 5-й класс” авт. Виленкин Н.Я. и др.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент (учитель проверяет отсутствующих и готовность ребят к уроку).
II. Вступление (формулирование цели урока).
- Сегодня, дорогие ребята, мы отправляемся в сказку. Но сказка наша необычная: во-первых, она с элементами математики, а, во-вторых, эта известная сказка “Колобок”, но в ней все перепутано, а, значит, нам нужно навести в ней порядок. Готовы?
Итак, сказка “Колобок на новый лад” начинается…
III. Основная часть.
Вступление: Жили-были дед да баба. Как-то раз испекла бабка Колобок, да такой он славный у неё вышел, что не стали они с дедом его есть, стал Колобок для них внучонком. Однажды Колобок захотел погулять, а старики отдыхали после обеда. Старики не хотели вставать с кровати и предложили Колобку самому открыть кодовый замок. Колобок долго не мог открыть современный замок. Давайте ему поможем?
Проводится устная работа “Блок-схема” (Приложение 1). Ребята считают, а ответы записывают крупно на листочках, лежащих на столах. По команде учителя листочки поднимаются вверх. Объявляется верный ответ. За правильный ответ учащиеся ставят себе на этих листках “+”.
Итак, Колобок отправился путешествовать по сказочным тропинкам. Катится колобок, катится, а на пути – Заяц. Заяц горько плакал, потому что не мог выполнить домашнего задания, которое задали в заячьей школе. Поможем ему, ребята?
На откидной доске задание.
Чему равна сумма цифр числа 7002367?
(Ученики выполняют задание в тетради, а проверяют его, заглянув на обратную сторону картинки с Колобком: 1) 23; 2) 100 000, ставят знак “+”.
Помог Колобок Зайцу и покатился дальше. Катится он, катится, а на пути Геометрическая полянка (вывешивается плакат “Геометрическая поляна” (Приложение 4). И что же он видит? Кто-то навел на поляне беспорядок. А вы, ребята видите этот беспорядок? (Идет обсуждение:
- буквы в словах перепутаны, ребята разгадывают анаграммы “чул”, “мапряя”, “ре-от-зок” и называют правильные термины: луч, прямая, отрезок. На плакате полоски с прорезями позволяют перевернуть надпись;
- рисунки не соответствуют надписям (надписи теперь перемещаются, рисунок соответствует названию фигуры);
- фигуры неверно обозначены буквами: отрезок должен обозначаться двумя заглавными буквами, прямая или двумя заглавными, или одной маленькой буквой латинского алфавита, а луч – или двумя заглавными, или одной заглавной, но она должна стоять в вершине луча). Задание: нарисуйте на листочках с надписью “Геометрическая поляна” фигуры: луч, прямую, отрезок, правильно их обозначьте. (Листочки с заданием сдаются учителю).
Вопросы к рисунку: 1) может ли Колобок попасть к Лисе, не переступая прямую? (Нет, потому что прямая не имеет ни начала, ни конца и делит плоскость на две полуплоскости); 2) может ли Колобок попасть в гости к Медведю? (Да, он может обойти луч со стороны его начала)
В благодарность за порядок, который помог навести Колобок на Геометрической поляне, Медведь пригласил его в дом попить чайку. После угощения Медведь пожаловался Колобку, что совсем забыл математику и никак не может помочь своему сынишке проверить домашнее задание. Колобок охотно согласился проверить задание. Ребята, а вы тоже можете побыть в роли учителя и проверить задание, которое сделал Мишутка: у вас на столах лежат карточки с изображением Мишутки, на обратной стороне которых выполнено задание: какие числа соответствуют точкам А и В на координатном луче? Приложение № 2
(Правильный ответ: 1) А(6), В(24); 2) А(6), В(3)).
Ребята меняются карточками с соседями и проверяют задание по предложенному учителем кодопозитиву. За верно выполненное задание ребята проставляют знак “+”.
Но что это за шум? (За дверью кабинета раздается шум). Появляются Лиса и Волк (это двое ребят из класса одели маски). Они громко спорят.
Учитель классу: смотрите, ребята, герои сказки ожили. Что случилось, дорогие соседи?
Волк: спорим, можно ли сравнить числа, в которых некоторые цифры невидны. Лиса говорит, что нельзя, а говорю, что можно. Ребята, помогите разрешить спор!
Учитель: Поможем, ребята?
Волк и Лиса раздают карточки с заданиями (по вариантам), а после того как ребята выполнят его, проверяют. За правильный ответ ставят “+”.
Волк и Лиса благодарят ребят за помощь.
Пример карточки: можно ли сравнить числа:
а) 32** и 31**; б) *1** и 8**; в) **** и ***; г) *5* и 1**?
IV. Рефлексия, оценка работы.
Итак, сказка заканчивается. Колобок возвращался домой усталый, но очень довольный. А вы, ребята, довольны собой и своей работой на сегодняшнем уроке? (Выслушивается несколько мнений и оценок). Учитель подводит итог: “5” получают те ребята, которые получили сегодня все пять знаков “+”, ; “4” - за четыре “+”, “3” - за три “+”.
V. Домашнее задание.
В пруду около дома бабки и дедки Колобок заметил золотую рыбку, совсем как в № 177 (ученики открывают учебники № 177). Приложение № 3.
Домой ребята получают творческое задание: на альбомном листе нарисовать красиво похожую рыбку и разгадать кроссворд.