Введение.
Способный человек - это тот, кто обратит себе на пользу всё, что ему дано помимо личного таланта и умения: ситуацию, людей, обстоятельства и материалы. Он понимает людей, с которыми работает, с которыми имеет дело. А потому может отвечать на любой вопрос о своей деятельности. Если вы обладаете талантом - вы можете быстрее всех выучить движения. Если вы обладаете умением - вы научите своё тело делать то, что не дано ему от природы.
Основная задача тренера (педагога) - привлечь как можно большее число детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, передать свои знания и умения. (По данным 2008 года в городе Череповце регулярно занимаются физкультурой и спортом 50 тысяч жителей, что составляет 16% населения. В целом по России этот показатель равняется 15%. Череповец превысил эту отметку и мы уверены, что это ещё не предел.)
Не секрет, что спорт стал модой, средством создания привлекательного имиджа. Красота, здоровье, подтянутость - внешние критерии оценки успешного человека.
Современный спортивный танец - огромнейшее понятие, соприкасающееся с широким спектром дисциплин, касающихся спорта, искусства и целого ряда наук: педагогика, психология, этика, социология, философия, режиссура.
Каждый зритель воспринимает танец по-своему, и это зависит от его возраста, от эстетического вкуса, национальности, принадлежности к какой-либо профессии, и от его интеллекта. А так же, это зависит от особенностей исполнителя. Здесь основная суть в том, что спортивный танец своей спецификой затрагивает самые глубокие струны личности. В детском танцевании основная тенденция - спортивная. Тем не менее, сама субкультура танцевального спорта, определяющая стиль отношений в паре, общение и поведение в танцевальной среде, прививают ребёнку с первых лет занятия танцами такой образ жизни (причём, не только в её танцевальной части, но и вообще), который большинство мыслящих людей называют красивым, цивилизованным.
Это и более высокий уровень культуры внешнего вида (танцевального имиджа), поведения, отношений с другими людьми, уровень восприятия музыки, танца, театрального искусства, вопроса собственной реализации (как творческой, так и личностной) в мире людей. Однако, имеет огромное значение, как, кем, в каком виде юному танцору преподносится специфика танцевального спорта.
Постановка спортивно - технической базы на начинающем танцоре - дело очень трудоёмкое, порой даже нудное. Поэтому, как правило, с детьми занимаются по особым игровым программам, давать которые могут только педагоги, умеющие терпеливо, но настойчиво работать с детьми, учитывая их возрастные психологические особенности - повышенную энергичность, отвлекаемость (если можно так сказать), невозможность долго сосредотачивать своё внимание на одном предмете. Для детей спортивный танец - это, в первую очередь, спорт, и только потом уже искусство. Это совершенно определённо.
Тот, кто может ответить на вопрос:
"Для чего?",
Почти всегда может найти ответ на вопрос: "как?"
Фридрих Ницше
Спортивный характер - это не просто набор каких-то специфических, отдельно взятых черт, это целая система мышления и восприятия любой информации, реакций на неё и способностей действовать.
Задача педагога
- воспитывать у ребёнка терпение идти к цели шаг за шагом. Наличие этого терпения - черта спортивного характера.
Качества, которые необходимо развивать и педагогу, и спортсмену( умение руководить собой и другими):
- Воображение: необходимо чётко представлять себе конечный результат. Отбирая лучшее из своего жизненного опыта, создайте в воображении единое целое, картину того, что вам нравится в жизни. Без этого воображения вы будете бродить в тумане.
- Знание: без него не спланировать маршрут, который ведёт к цели. Именно знание, ощущение того, что вы знаете, что делаете, даёт вам уверенность.
- Умение: оно необходимо для того, чтобы выйти за пределы своего природного таланта, способностей и возможностей. Личное мастерство - это то, что вы делаете своим телом на основе природных данных, это развитие заложенного. А умение - это ещё и способность руководить собой и планировать свою жизнь, стратегию достижения цели, тренировки. У умелого человека всегда есть собственный стиль, поскольку построить себя и свою жизнь - это, в некотором роде искусство.
- Решительность: это не просто решимость добиться успеха. Это во- первых, понимание того, что задача выполнима. Во-вторых, это вера в успех: то, что можно сделать, будет сделано. И в-третьих, это умение зажечь своей идеей не только себя, но и тех людей, которые причастны к вашему делу( партнера, тренера, любимого человека, родителей).
- Беспощадность: подлинный лидер не знает жалости к бездельникам, разгильдяям и тем, кто не болеет за дело.
- Личная привлекательность: самый простой способ начать формировать её - проявляться на спортивных и концертных мероприятиях. Будите любопытство к себе. Красиво выглядеть(одежда должна не закрывать, а украшать). Сохранять форму от начала до конца.
- Терпение: вам наверняка встречались люди, которые при столкновении с трудностями, быстро переключались на другое дело, а, дойдя до препятствий в этом новом деле, хватались за третье. Такие люди, на самом деле, никогда не продвигаются в своих делах настолько далеко, чтобы выйти за пределы черновой, подготовительной работы, за которыми дело начинает приносить удовольствие и долгожданный успех.
- Выносливость: она необходима для того, чтобы переносить нагрузки с сохранением нормального физического и психического состояния.
Принципы ведения уроков хореографии и спортивных бальных танцев:
- Линейные, по рядам и круговые построения на уроках. Продолжительность занятий и систематичность. Показ движений танца педагогом.
- Форма одежды для занятий(преобладает чёрный цвет в одежде, т.к. он сам по себе дисциплинирует или же (особенно для начинающих танцоров) белый верх - тёмный низ.
- Преподавание правил этикета: приглашение к танцу, культура поведения на танцевальных вечерах, общение с партнером в танце. Демонстрация правильного исполнения танца педагогом и лучшими учащимися.
- Тренаж в преподавании бального танца и систематичность - основа усвоения упражнений. Задача тренажа - приобретение следующих навыков: постановка корпуса, головы, лёгкость и законченность в исполнении движений, постановка правильного дыхания, умение ориентироваться во времени и пространстве, чувство позы.
- Память - это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение своего опыта. Педагог должен задействовать все виды памяти ребёнка и эмоциональную, и двигательную, и вербальную, и механическую. Разбор учащимися танцев по записи и постановка композиций.
- Видео просмотр концертных номеров и конкурсов (ведущих спортсменов России их возрастной категории).
- Анализ (сравниваем, ищем ошибки, удачные моменты выступлений). Каждому человеку важно, чтобы его (но каждого человека нужно хвалить по-разному). Ничто так не учит человека трудиться, как спорт.
- Интеллектуальное развитие ребёнка происходит в процессе предметной деятельности и общения. Главное в интеллектуальном развитии это последовательность: в первую очередь наглядное (действенное) восприятие и мышление, затем образное и конечно словесное, логическое, абстрактное мышление.
- Результативность работы. Связь с родителями. Вечера и конкурсы бального танца, как форма демонстрации достижений коллектива, группы. Организация показательных, концертных выступлений.
Как добиться успеха?
И вот я прихожу первый раз к ученикам первого класса.
Вместе с воспитателем мы строим учеников парами и идём в специально оборудованный для занятий зал (паркет, зеркала, станки).
Под музыку пасадобля дети заходят в зал и каждый встаёт в свой ряд. 50% успеха урока в правильном подборе учеников по линиям построения, поэтому очень ответственно подходим к решению этой задачи.
На первом занятии ребёнок сам принимает решение в каком ряду ему удобно стоять (учитель объясняет, что на занятиях все строятся в три линейки):
- в первом ряду стоят дети, которые уже имеют танцевальную подготовку, умеют двигаться под музыку и не боятся стоять в первом ряду (как правило таких детей оказывается большинство и это очень хорошо)
- во второй ряд встают те, кто немного знаком с танцем и предпочитает копировать движения, но не очень уверен в себе
- в третий ряд предлагается встать остальным ученикам.
В процессе занятий учитель аккуратно корректирует построение, т.е. некоторые переоценили свои способности и не справляются с заданием, когда стоят в первом ряду. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно на уроке и при перестановке ученика во второй или в третий ряд, он имеет возможность списать часть заданий. Также переставляем учеников, которые не могут в течении урока долго держать внимание(отвлекаются или просто останавливаются, наблюдая за другими детьми). То, что ребёнок оценивает ситуацию, сравнивает себя с другими учениками - это тоже положительный момент тренировки, но такие дети будут мешать проведению урока, если они стоят в первых рядах.
Хотелось бы отметить, что формирование третьего ряда - это тоже очень сложный процесс. Во время занятий ребёнок видит учителя, который стоит перед классом, слышит задание, а также применяет боковое зрение, т.е. видит соседа. Поэтому в третьем ряду обязательно должны стоять несколько способных детей, но это не должны быть ученики маленького роста. И так первое правило, исходя из чего мы формируем построение по рядам: решение ученика. Второе правило: вижу - слышу - думаю, т.е. насколько ребёнок подготовлен к школе. И третье правило: учитываем пол и характер. Нельзя ставить рядом двух холериков и т.д.
Внимание зрителя на центр, ведущая Д - в центре первого ряда.
Наилучший вариант поставить девочку в центре первого ряда.
Наша разминка начинается обязательно на концентрации внимания на какой-то одной части тела (голова, шея, плечи, талия, бёдра, колени, стопы).
Если педагог считает, что материал усвоен - усложняем разминку:
- Начинаем с простого ритма, допустим 1,2 - затем 1,2,3 на 4 пауза, т.е. быстро, быстро, быстро - пауза.
(применяем счёт на русском и на английском языках, т.к. более короткие английские слова и более отрывистое произношение)
- Начинаем с простого ритма 1,2 - затем движение на счет 1 делаем очень быстро, а на 2 медленно.
- К простому ритму 1,2 добавляем работу колен (приседание).
- Соединяем: несколько счетов ученики повторяют движение в простом ритме, затем быстро, быстро, быстро - пауза, далее ритм: медленно - быстро и в заключении: простой ритм с добавлением приседания.
Когда учащиеся освоили элементы разминки, мы проводим самостоятельные разминки (дети ведут разминку по-очереди сами)
У нас уже получился небольшой танец - разминка.
Совместная работа с классным учителем и воспитателем:
Для того, чтобы классные и школьные мероприятия были разнообразными, интересными и профессиональными, воспитатель и учитель составляют программу, цель (чему посвящено данное мероприятие), могут рекомендовать определённую музыку, на которую мы накладываем движения.
До того, как приступить к разучиванию танца, ученики сначала отрабатывают каждое движение в отдельности, и только на следующем этапе мы все движения соединяем в танцевальную хореографию.
Праздник души. Как отработать танец?
Чтобы показать танец перед зрителями (родители, учителя, одноклассники), его надо отрепетировать. Начинаем с разбора счетов, все ученики стоят на месте и, во время исполнения музыки, просчитывают ритм. Как мы уже знаем, это может быть счёт 1,2,3,4 - обычный ритм, это может быть 1,2,3 - пауза (другие, т.е. синкопированные ритмы начинающим танцорам применять не разрешается)
На следующем этапе отработки, ученики также считают, но обозначают руками действие (движение, которые мы танцуем под эту мелодию), стоя на месте.
Далее, мы должны выявить приоритеты, т.е. на что мы должны направить внимание зрителей. Если при исполнении танца используются в руках цветы, ленты, шляпки и т.д., то ритм читается лучше, когда все одновременно поднимают или отпускают этот предмет. Если мы не используем сопутствующие предметы, то акценты в танце могут быть на руки (допустим при завершении танца мы можем одновременно поднять руки вверх и после этого - пауза), взгляд (направление: одновременно со словами песни посмотреть на учителя (обращение в песне к учителю), директора на родителей и т.д. Акценты могут быть на плечо, колено, стопа и т. д. Также, как правило, акценты во время исполнения одной композиции чередуются.
Ну и конечно построение на сцене и работа со зрителем со сцены.
Как заключение, мы должны выбрать ведущего, главного в танце. Если возникает ситуация, когда группа ошиблась во время исполнения, трудно начать танец, сбилась музыка, чтобы избежать паники и срыва постановочного номера, должен быть в первом ряду один человек (зачастую это девочка), на которого все равняются, списывают. Внимание этого ученика направлено на преподавателя и в критической ситуации ему разрешается самостоятельно принимать решение или воспользоваться подсказкой преподавателя. Если ведущий ошибся - все делают, как показывает ведущий. Здесь речь идёт о том, что класс внимательный, дружный (ошибку класса не должны заметить зрители).
Танец будет сухим и скучным, если с детьми не заниматься актёрским мастерством.
И так, мы должны научить ребёнка не только танцевать, но и разговаривать на языке танца ( вносить интонации в танец, краски - если это пасадобль, то цвет красный, чёрный, если это румба вальс - нежные пастельные тона, ну и конечно чувства, смысл, игра). На уроках актёрского мастерства мы также занимаемся дыханием( выброс энергии и концентрация), сравниваем: красивые девочки - это ?, красивые мальчики - это? Всё проговариваем, сравниваем (сравнительные характеристики) и пытаемся этому соответствовать. Культура движения корпуса, рук. Учимся выяснять отношения при помощи энергетики, взгляда и слогов (би-бо-ба, дри-дре-дра, ха--ха-ха). Душу, как любую часть тела надо тренировать. Три вида фокуса (взгляд) - в себя, на партнёра, на зрителя.
Умение себя выражать (мелкая речь - мелкая натура, воспитание чемпионских, мужских(сильных), сексуальных (привлекательных)качеств. Умение не только слушать, но и слышать. Движение во времени и в пространстве.
Спортивные бальные танцы.
Учащиеся прошли начальную подготовку и теперь мы переходим к поэтапному освоению: медленного вальса, венского вальса, самбы, ча-ча-ча, джайва.
Основные шаги этих танцев разучиваем сначала по одному, а затем в парах.
Здесь обращаем внимание на то, кто ведёт в паре (кто в паре главный). В спортивных танцах, как правило это партнёр (он отвечает за вариацию, за видение зала (избежание столкновений), за музыкальность, за красивые линии и если это конкурс, то номер пары прикрепляют на спине партнёра. Девочка - ведомая.(хотя, это не говорит о том, что у неё должно быть меньше знаний).
Неподготовленные дети медленнее усваивают материал, поэтому обязательно следующий урок мы начинаем с повторения и закрепления пройденного материала.
Есть проблемы, до решения которых
нельзя долететь, но надо дойти хромая.
Зигмунд Фрейд
Для того, чтобы родители были в курсе, какую информацию получают дети, мы устраиваем открытые уроки, концерты и конкурсы. (см. приложение)
Заключение
Если у вас есть талант, - трудолюбие улучшит его, а если у вас нет таланта, - трудолюбие восполнит этот недочёт.
В любой ситуации, в которой участвуют более одного человека, ответственность за происходящее лежит на всех участниках. Для того, чтобы что-то получить от другого человека (зрителя), необходимо что-то отдать ему.
Чтобы показать какое-то чувство, нужно почувствовать это чувство самому, прожить его, и тогда его увидят другие, и ваше чувство заразит окружающих.
Обладать знанием - значит уметь его применять.
Радость путешествия не в прибытии на конечную станцию, а в самом процессе путешествия. Так и в танце - захватывает сам процесс работы над собой, над своим телом. Индивидуальность танца складывается из индивидуальных возможностей тела, ума и души и для развития этих способностей используются методы и тренинги.
Не тратьте своё время в напрасной борьбе за совершенство, просто старайтесь делать всё как можно лучше.
Для многих людей танцы - это увлечение, вид отдыха или приятный способ получения полезной для здоровья физической нагрузки. Другие занимаются танцами из соображений иного характера, один из наиболее важных - это психический отдых, который могут дать занятия танцами после учебного или рабочего дня.
Массовое обучение бальным танцам - важная форма эстетического и физического воспитания. Школа танцев - школа культуры поведения и общения - форма социализации молодёжи.
Современный бальный танец - своеобразное отражение социально- экономического и культурного развития общества, важное средство воспитания, удовлетворения эстетических потребностей и рационального использования свободного времени.
Совершенствовать себя - вот путь, который стоит пройти.
Рекомендуемая литература к занятиям:
- Гью Ховард "Вопросы и ответы по технике исполнения стандартных танцев"
- Элизабет Ромен "Вопросы и ответы по латине" имперского общества учителей танца.
- Гай Говард "Техника европейских танцев". М.: "Артис", 2003.
- Уолтер Лерд "Техника латиноамериканских танцев". М.: "Артис", 2003.
- журнал "Звёзды над паркетом" апрель 2009.
- Алекс Мур "Бальные танцы", 1986
- Нина Рубштейн "Что нужно знать, чтобы стать первым. Закон успешной тренировки"
- Гарри Смит-Хэмпшир "Венский вальс. Как воспитать чемпиона". Томск: "Артис", 2000