Цели:
- углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
- сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;
- убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе;
- развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие
Основные понятия и термины: традиционное общество ,монополия, сословие, каста, ценности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний
(К доске прикреплена карта: “Евразия” с обозначенной границей.)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительными странами нашего прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного пространства, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)
– Ребята! Многие из вас, наверное, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Александра Твардовского:
“Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь…”
– Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в пространстве и во времени. При помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в восточную и южную часть материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв.
Профессиональные путешественники обычно ведут наблюдения, путевые дневники, где составляют описания увиденных земель, делают свои открытия.
– Например, вспомните, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие (когда?,в каком году?)(куда?) и по итогам своего путешествия написал книгу (какую?)
– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по странам Востока 16-17 веков.
– В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу, рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран.
– Сегодня у нас на уроке проводниками будут специалисты по Китаю – …,Японии – …,Индии – … .
И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания мы будем оценивать жетонами.
Итак, на нашем пути...
1-я остановка “Государство”
Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.”
– Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим местонахождение Китая, Японии и Индии.
(Специалисты-проводники выходят к доске с выступлениями.)
а) Историко-географическая справка. (Демонстрация слайдов.) См. Приложение 1, Приложение 2
Китай | Япония | Индия |
Китай – страна загадок и чудес с
древней историей, уникаль-ными традициями и
утончённой философией. Китай расположен в Восточной и Центральную части Азии. Китай – очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад. Вопрос: – Вспомните, что изобрели китайцы? |
Япония – это “игрушечная страна” с
гейшами и бумажными фонариками, с цаплями,
драконами и многочисленными старинными
традициями, страна самураев, беспрекословного
повиновения и дьявольской хитрости. К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю – самые крупные из них. Острова вытянуты с севера на юг. Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами. Вопрос: – Кто знает, какая самая высокая гора в Японии, которая ещё является и вулканом? |
Индия – родина шахмат, родина
арифметических чисел, которыми мы привычно
пользуемся сегодня. Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли. Вопрос: – Вспомните, за какими индийскими товарами приходили корабли из других стран? |
б) Определение древних и современных столиц стран.
Работа со школьными атласами по зарубежной истории (О.С.Сороко – Цюпа,В.В.Артёмов, Т.И.Тюляева)
– Откройте настольные атласы по зарубежной истории, определите столицы стран Китая, Японии, Индии.
Работа в путевых листах
– Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели). Запишите.
– А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием и узнали о древних столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация слайдов.)
– Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась.
в) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ Востока
– А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?
Работа в словарях
– Но прежде, откроем словари, заглянем в лабиринт понятий и вспомним, что же такое традиционное общество?
– Молодцы! А теперь ответьте на следующий вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных обществ Востока? Ответить на этот вопрос поможет наш друг – учебник.
Работа по учебнику “Новая история” (А.Я.Юдовская, П.А.Баранов). 7-й класс, с. 264–265
– Сделаем выводы.
- Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель.
- Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на ремесленников и купцов.
- Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое монополия?
2-я остановка – “Сословный строй”
– Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что же такое сословие?
– Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалисты-проводники приглашаются к доске. А все остальные будут работать в путевых листах.
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай | Япония | Индия |
Императорская семья – проводила время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях | Воины-самураи Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Это – высшие военачальники: – князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники. Носили два меча, получали пайки риса. Самураи разделялись на ранги. Подчинялись кодексу чести “бусидо” |
Древние индусы подразделяли людей на
четыре главные социальные группы – касты. КАСТА (в словарь!) – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов. К наивысшей касте относились учёные и жрецы. |
Чиновники (мандарины) – умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы | Крестьяне – основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка | За ними следовали сановники, воины (кшатрии) |
Крестьяне- обрабатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством | Ремесленники Жили в городах. Сын наследовал профессию отца |
Затем купцы и землевладельцы |
Ремесленники – трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги | Купцы Их считали “паразитами”, которые сами ничего не производят |
И к самой низшей касте относились крестьяне (вайшии) и слуги |
Торговцы – наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали. | Ниже последней стояла так называемая “каста
неприкасаемых” Это неквалифицированные, презиравшиеся обществом профессии – уборщики. Работники на кладбищах, палачи |
Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?
3-я остановка – “Религии Востока”
– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое ценности?
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай | Япония | Индия |
“Три направления человеческой мысли”: – конфуцианство; – даосизм; – буддизм |
Религиозные верования: – синтоизм; – буддизм |
Религиозные верования: – индуизм; – буддизм |
– Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран?
– Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме? (Демонстрация слайдов.)
Индия | Япония | Китай |
Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т.е. “просветлённый”или посланник Бога | Буддизм принесли на японские острова корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды. С конца 6 века буддизм превратился в религию императорского двора и богатых сановников. | В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Это учение нашло много сторонников. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды. |
– О таких религиозных направлениях, как даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в старших классах, а так же используя сведения учебника и дополнительной литературы.
4-я остановка – “В мире прекрасного”
(Звучит китайская музыка.)
– Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация слайдов.)
Индия | Япония | Китай |
– Вы знаете, к нам в гости из далёкой
Индии пожаловали индийские купцы и привезли
разнообразные пряности. Ваша задача распознать
эти пряности. (в трёх блюдцах – молотая гвоздика, корица, лавровый лист) |
– Японцы создадут красоту недосказанного (составление икебан) | – А китайцы приготовят настоящий китайский чай в настоящем китайском сервизе |
– Итак, какие пряности привезли из
далёкой Индии купцы? Рассказ учащегося-специалиста: Индийские блюда изобилуют всевозможными пряностями. Учёные обнаружили, что после употребления большого количества приправ, человек чувствует себя счастливым |
-Посмотрим, какие икебаны составила
команда “Япония” Рассказ учащегося-специалиста: Икебана – самостоятельный вид изобразительного искусства, цель которого выражать красоту природы. Перевод слова “икебана” может быть разным:
Прелесть недосказанности – главное в этом искусстве. |
– Угощайтесь настоящим китайским чаем Рассказ учащегося-специалиста: К распитию чая китайцы относятся очень серьёзно, порой этот процесс может длиться несколько часов. Это занятие называется чайной церемонией, которую проводят специальные обученные мастера. |
– Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.
5-я остановка – “Памятники культуры стран Востока”
(Демонстрация слайдов.)
– Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый памятник архитектуры расскажет сам за себя.
Китай | Япония | Индия |
Великая китайская стена Построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков. Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6 месяцев. На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян. Многие умирали от непосильного труда, истощения, болезней. Умерших замуровывали в стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м, 25 000 сторожевых башен были расположены через равные интервалы. К сожалению, в современное время Великая Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение экологической обстановки, возникновение песчаных бурь ведут к разрушению Великой Китайской стены. |
Святилище Синто В нём японцы совершают религиозные обряды Храм Кантэйбо |
Тадж-Махал Сверкающий белый дворец Тадж-Махал – мавзолей в Агре.17 век. Он был возведён почти четыре века назад убитым горем шахом в честь умершей молодой красавицы жены. Джодхпур |
– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке. Давайте проверим ваш багаж знаний.
3. Закрепление пройденного материала
Отгадывание кроссворда
– Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в выделенном столбце.
(Демонстрация слайдов.)
|
– Итак, какое слово получилось?
“И как ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв
4. Подведение итогов
– Посчитаем жетоны. У кого – 10? 9? 8?...2? 1?
– Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет? (Демонстрация слайдов.)
Китай – панда? | Япония – самурай? | Индия – корова? |
Панда, или бамбуковый медведь – национальное достояние Китая, так как это животное находится под угрозой исчезновения |
Самурай – один из самых колоритных персонажей всемирной истории, это японский рыцарь. | Корова – священное животное Индии. В корове воплощаются все божества. Есть мясо коровы – кощунство, а вот кормить корову – священное занятие. |
– На этом наш урок, собственно говоря, закончен. Но мы не прощаемся со странами Востока и продолжим их изучение на следующем уроке.
5. Домашнее задание
– А домашнее задание к следующему уроку я вам вручаю:
- 1-я группа – более подробно узнать о развитии сельского хозяйства в странах Востока
- 2-я группа – найти материал о китайской, японской и индийской семьях
- 3-я группа – найти информацию о школах и развитии образования в странах Китая, Японии и Индии.