Цели:
- Формировать представление о художественном ремесле Древней Руси, элементы исторического мышления.
- Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус учащихся, их внимание, память, речь, способность анализировать и обобщать.
- Воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому нашей страны, к искусству наших предков, подчеркнуть связь народного искусства прошлого с сегодняшним днем.
Материалы и оборудование:
- учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – М.: “Вентана-Граф” 2008г. УМК “Начальная школа XXI века”;
- словарь С.И.Ожигова;
- репродукции на доске: древнерусские воин и женщина, современного и древнерусского оружия;
- магнитофон, диск с записью “Народного фольклора”;
- заготовки из бумаги и картона (щиты, женские головные уборы), выполненные ребятами на уроках народного творчества;
- акварельные краски, кисти.
Оформление доски: тема урока; рисунки-плакаты “Древнерусский воин”, “Женский русский наряд”; рисунки с образцами современного и древнерусского оружия.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель: У нас не просто обучающий урок, а урок – мастерок, на котором мы будем не только обучаться и узнавать новое, но и мастерить, мы будем говорить о художественном ремесле.
– Ребята, кто из вас знает, что такое ремесло?
(Ответы детей.)
– Давайте обратимся к словарю С.И.Ожигова
(Подготовленный ученик зачитывает определение по словарю.)
Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.
Учитель: Вспомните, какие ремесла были на Руси?
(Ответы детей: гончарное, кузнечное, строительное, башмачное, обработка кожи, меха, дерева, ювелирное искусство, ткачество.)
2. Изучение нового материала
Учитель: Каждый мастер стремится сделать свою работу так, чтобы изделие радовало глаз, мастер вкладывал частичку своей души. Вот поэтому в Древней Руси развивалось художественное ремесло.
На доске рисунки древнерусского и современного оружия.
Ролевая игра “Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы предметы нас окружали?”.
(Ответы детей.)
Сравнение древнерусского и современного оружия.
– Чем современное оружие отличается от древнерусского?
(Ответы детей.)
Учитель: Откройте ребята учебник “Окружающий мир” стр. 80. Рассмотрите рисунок “Древнерусское оружие”. Назовите древнерусское оружие (булава, палица, кистень, шлем, кольчуга). Опишите, как выглядел древнерусский воин?
(Ответы детей.)
Учитель: Доспехи, сделанные древними мастерами, не только защищали воина. Посмотрите, ребята, как художественно они оформлены. Послушайте сообщения, для чего они были предназначены и художественно оформлены.
Сообщения детей: “Шлем”, “Кольчуга”, “Щит”, “Меч”.
Шлем – воинский головной убор,
обычно металлический. На Руси было принято
украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое
свечение виднелось издали, чтобы легче было
найти своего предводителя. На шлеме укрепляли
золотые и серебряные накладки, на которых
изображались растительные узоры или выбивались
слова или символ магического защитного
содержания. Шлем был дорогим удовольствием,
поэтому простые воины шли в бой без защитного
наголовья. Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз. |
|
Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”. | |
Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку. | |
Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа. |
Учитель: Мы прослушали сообщение о доспехах древнерусского воина. А теперь рассмотрите рисунок на странице 81 учебника “Женские украшения” и назовите женские украшения. Выскажите свое мнение: сейчас люди верят в силу оберегов, или они просто любят украшать свою одежду?
(Ответы детей.)
Учитель: О том, как древние ремесленники украшали женские головные уборы, амулеты, гривны нам расскажут ребята.
Сообщения детей: “Гривна”, “Амулеты”, “Женский головной убор”.
Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней. | |
Учитель: – Прошли
тысячелетия. Скажите ребята, изменилось ли
женское шейное украшение сейчас? (Ответы детей.) |
|
Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п. | |
Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом. |
3. Закрепление темы (Практическая часть)
1. ПДО (педагог дополнительного образования): Очень интересно было слушать выступления детей, а теперь мы, используя полученные знания, акварельные краски и вашу фантазию применим на ваших заготовках. Мальчики будут расписывать щит, а девочки будут заниматься росписью головного убора.
2. Выполнение работы.
(Оказание помощи во время работы учителем и педагогом дополнительного образования.)
4. Рефлексия
1. Демонстрация выполненных работ.
Учитель: Мальчики, покажите как художественно вы оформили щиты. (Выходят под музыку русского фольклора.)
– А девочки продемонстрируют нам красоту женских головных уборов. (Выходят под музыку русского фольклора.)
2. Учитель: Понравился ли вам урок ребята? Что больше всего понравилось? Что нового и интересного для себя узнали?