Информационная справка
- Клуб функционирует в течение 15 лет;
- Общение с родителями осуществляют сотрудники МДОУ с привлечением специалистов из организаций города (ЦДЮТ, ОВД, МПЛУ, ОДН, ЦГБ);
- Встречи в клубе необходимы для формирования психолого-педагогической и коррекционно-логопедической компетентности семей;
- Ежегодно на встречах в клубе, исходя из запросов и интересов, участвует около 60 семей;
- На каждое мероприятие, проводимое в клубе, приходят до 30 % родителей детей-логопатов;
- В течение учебного года клуб вырабатывает и распространяет среди педагогов и родителей 3-4 рекомендации по приоритетным направлениям развития МДОУ;
- За последние 3 года работы клуба было сделано 3 презентации его деятельности (в МЦИКТ, в МДОУ № 1 на городском семинаре и на кустовом методическом объединении учителей-логопедов городов Кизела и Губаха Пермского края).
Сегодняшняя действительность, характеризующаяся обстановкой нестабильности, детской безнадзорности и преступности, низким уровнем психологической культуры родителей отрицательно влияет на разные типы семей, усугубляет проблемы детства, вызывает беспокойство у педагогов МДОУ.
Работая в группах общеразвивающего вида на логопункте дошкольного учреждения и в группах для детей с нарушениями речи (ГДНР), пришла к выводу, что семейный клуб как оптимальную форму взаимодействия с семьями воспитанников нужно продолжать использовать.
Это важно для меня как для педагога, понимающего проблемы детства и как для специалиста-логопеда, занимающегося профилактикой речевых расстройств.
При этом основными направлениями
взаимодействия являются:
изучение потребностей родителей в
образовательных услугах для определения
перспектив работы клуба, развития ДОУ,
содержания работы и форм ее организации;
Организаторами встреч в клубе преследуются следующие цели:
- создание психологически комфортной атмосферы в семье, способствующей гармоничному развитию и воспитанию ребенка;
- формирование у родителей представлений о значимости семьи в жизни человека, ее социальной защищенности;
- обучение родителей организации полноценного досуга, формированию основ ЗОЖ.
Семейный клуб - это форма объединения родителей, назначением которой является формирование их компетентности на основе доверительно-делового взаимодействия ДОУ и семьи.
Для достижения поставленных целей создан Совет клуба, состоящий из 5 человек:
Руководитель клуба (координатор и организатор работы);
Социальный педагог (выявляет нуждающиеся в помощи семьи, разрабатывает на дифференцированной основе способы взаимодействия с семьями воспитанников, составляет социальный паспорт семей);
Психолог (проводит диагностику с целью изучения особенностей внутрисемейного воспитания, осуществляет психологическое образование родителей);
Родители - 2 человека, наиболее активные и заинтересованные участники встреч (оказывают помощь педагогам в проведении заседаний, в оформлении материалов работы клуба).
Перед нами стоят задачи, которые оптимизируются в зависимости от запроса родителей:
- формировать гармонию семейных отношений, дружеское взаимодействие разных поколений ради достижения общих семейных целей;
- развивать у родителей ответственность за воспитание ребенка, формировать моральные устои и основы гражданственности;
- познакомить родителей с нормативными и правовыми актами, обеспечивающими защищенность семьи;
- оказывать квалифицированную помощь семье со стороны специалистов в совершенствовании основ ЗОЖ, приобщении детей и родителей к совместным семейным развлечениям.
С каждой нуждающейся семьёй проводится индивидуальная работа, оказывается дифференцированная помощь. Особое внимание уделяется таким категориям семей, как семьи риска, многодетные, молодые, неблагополучные, семьи с педагогическими проблемами в воспитании детей. Так, например, для родителей, чьи дети посещают группу дошкольников с нарушениями речи (ГДНР) также планируются встречи (приложение № 1), носящие коррекционную направленность.
Семейный клуб - гибкая структура. Встречи в нем проходят то в широком, то в узком кругу, так как все зависит от очередной тематики и замысла участников, нацелено на максимальную результативность.
Работа клуба осуществляется по 4 блокам:
- Духовное и физическое здоровье семьи;
- Зачем человеку нужна семья;
- Учимся, играя;
- Решаем проблемы вместе.
В приложении № 2 приводится содержание рабочего плана клуба на год. Из него видно, что формы проведения мероприятий разнообразны: педагогическая гостиная, дискуссия, тренинг, конкурс, конференция, обобщение опыта.
При этом основными принципами организации совместной деятельности являются:
- принцип свободного общения;
- принцип целесообразности;
- принцип обеспечения эмоционального и психологического комфорта;
- принцип индивидуально-дифференцированной направленности.
Таким образом, работа клуба позволяет развить и активизировать адресную государственную поддержку семьи в соответствии с решениями правительства:
"Поддержка детей через семью и благополучие детей через благополучие родителей".
Интересны и содержательны рекомендации, вырабатываемые клубом по различным направлениям Временных требований федерального уровня с участием специалистов и родителей (приложение № 3, 3.1). Они распространяются и индивидуально, в каждую семью, и фронтально, через папки-передвижки групп.
Повышению уровня компетенции родителей способствуют:
- успешное использование индивидуальных, подгрупповых, фронтальных форм работы при проведении мероприятий;
- грамотное применение современных методов достижения поставленных целей (наблюдение, беседа, метод сочинения, изучение продуктов семейной деятельности, анкетирование, социометрия, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование);
- правильный отбор консультантов на основе профессионального мастерства, личной заинтересованности в снижении социально-значимых проблем общества;
- постоянное вовлечение в деятельность клуба всех поколений семьи, повышение роли отцов в воспитании детей.
Благодаря росту компетентности родителей за 2006-2009 уч.г. достигнуты результаты:
- сформирован коллектив педагогов и родителей- единомышленников, ответственных за судьбу своего ребёнка;
- обобщён опыт семейного воспитания шести семей;
- ежегодно, до 30-40 семей активно участвуют в конференциях, дискуссиях, грамотно высказывают свою точку зрения по предложенной проблеме; до 100 семей
- посещают мероприятия-досуги, способствующие коррекции детско- родительских отношений;
- полностью удовлетворяется запрос законных представителей детей на педагогические знания и услуги;
- повышается доверие к педагогам;
- снижается количество семей группы риска;
- отсутствуют факты жестокого обращения с детьми;
- уменьшилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи на 4%.
Наши наработки актуальны и востребованы заинтересованными родителями и педагогами города, молодёжью, распространяются через газету. Мы приветствуем всех и всегда говорим: "Мы рады видеть вас на наших встречах!"