Повышение уровня компетентности родителей в вопросах семейного воспитания через функционирование семейного клуба "Аист"

Разделы: Работа с родителями


Информационная справка

  • Клуб функционирует в течение 15 лет;
  • Общение с родителями осуществляют сотрудники МДОУ с привлечением специалистов из организаций города (ЦДЮТ, ОВД, МПЛУ, ОДН, ЦГБ);
  • Встречи в клубе необходимы для формирования психолого-педагогической и коррекционно-логопедической компетентности семей;
  • Ежегодно на встречах в клубе, исходя из запросов и интересов, участвует около 60 семей;
  • На каждое мероприятие, проводимое в клубе, приходят до 30 % родителей детей-логопатов;
  • В течение учебного года клуб вырабатывает и распространяет среди педагогов и родителей 3-4 рекомендации по приоритетным направлениям развития МДОУ;
  • За последние 3 года работы клуба было сделано 3 презентации его деятельности (в МЦИКТ, в МДОУ № 1 на городском семинаре и на кустовом методическом объединении учителей-логопедов городов Кизела и Губаха Пермского края).

Сегодняшняя действительность, характеризующаяся обстановкой нестабильности, детской безнадзорности и преступности, низким уровнем психологической культуры родителей отрицательно влияет на разные типы семей, усугубляет проблемы детства, вызывает беспокойство у педагогов МДОУ.

Работая в группах общеразвивающего вида на логопункте дошкольного учреждения и в группах для детей с нарушениями речи (ГДНР), пришла к выводу, что семейный клуб как оптимальную форму взаимодействия с семьями воспитанников нужно продолжать использовать.

Это важно для меня как для педагога, понимающего проблемы детства и как для специалиста-логопеда, занимающегося профилактикой речевых расстройств.

При этом основными направлениями взаимодействия являются:

  • изучение потребностей родителей в образовательных услугах для определения перспектив работы клуба, развития ДОУ, содержания работы и форм ее организации;
  • просвещение родителей с целью коррекции детско-родительских отношений, повышения уровня их психолого-педагогической и логопедической компетентности, правовой и педагогической культуры.

Организаторами встреч в клубе преследуются следующие цели:

  • создание психологически комфортной атмосферы в семье, способствующей гармоничному развитию и воспитанию ребенка;
  • формирование у родителей представлений о значимости семьи в жизни человека, ее социальной защищенности;
  • обучение родителей организации полноценного досуга, формированию основ ЗОЖ.

Семейный клуб - это форма объединения родителей, назначением которой является формирование их компетентности на основе доверительно-делового взаимодействия ДОУ и семьи.

Для достижения поставленных целей создан Совет клуба, состоящий из 5 человек:

Руководитель клуба (координатор и организатор работы);

Социальный педагог (выявляет нуждающиеся в помощи семьи, разрабатывает на дифференцированной основе способы взаимодействия с семьями воспитанников, составляет социальный паспорт семей);

Психолог (проводит диагностику с целью изучения особенностей внутрисемейного воспитания, осуществляет психологическое образование родителей);

Родители - 2 человека, наиболее активные и заинтересованные участники встреч (оказывают помощь педагогам в проведении заседаний, в оформлении материалов работы клуба).

Перед нами стоят задачи, которые оптимизируются в зависимости от запроса родителей:

  • формировать гармонию семейных отношений, дружеское взаимодействие разных поколений ради достижения общих семейных целей;
  • развивать у родителей ответственность за воспитание ребенка, формировать моральные устои и основы гражданственности;
  • познакомить родителей с нормативными и правовыми актами, обеспечивающими защищенность семьи;
  • оказывать квалифицированную помощь семье со стороны специалистов в совершенствовании основ ЗОЖ, приобщении детей и родителей к совместным семейным развлечениям.

С каждой нуждающейся семьёй проводится индивидуальная работа, оказывается дифференцированная помощь. Особое внимание уделяется таким категориям семей, как семьи риска, многодетные, молодые, неблагополучные, семьи с педагогическими проблемами в воспитании детей. Так, например, для родителей, чьи дети посещают группу дошкольников с нарушениями речи (ГДНР) также планируются встречи (приложение № 1), носящие коррекционную направленность.

Семейный клуб - гибкая структура. Встречи в нем проходят то в широком, то в узком кругу, так как все зависит от очередной тематики и замысла участников, нацелено на максимальную результативность.

Работа клуба осуществляется по 4 блокам:

  1. Духовное и физическое здоровье семьи;
  2. Зачем человеку нужна семья;
  3. Учимся, играя;
  4. Решаем проблемы вместе.

В приложении № 2 приводится содержание рабочего плана клуба на год. Из него видно, что формы проведения мероприятий разнообразны: педагогическая гостиная, дискуссия, тренинг, конкурс, конференция, обобщение опыта.

При этом основными принципами организации совместной деятельности являются:

  • принцип свободного общения;
  • принцип целесообразности;
  • принцип обеспечения эмоционального и психологического комфорта;
  • принцип индивидуально-дифференцированной направленности.

Таким образом, работа клуба позволяет развить и активизировать адресную государственную поддержку семьи в соответствии с решениями правительства:

"Поддержка детей через семью и благополучие детей через благополучие родителей".

Интересны и содержательны рекомендации, вырабатываемые клубом по различным направлениям Временных требований федерального уровня с участием специалистов и родителей (приложение № 3, 3.1). Они распространяются и индивидуально, в каждую семью, и фронтально, через папки-передвижки групп.

Повышению уровня компетенции родителей способствуют:

  • успешное использование индивидуальных, подгрупповых, фронтальных форм работы при проведении мероприятий;
  • грамотное применение современных методов достижения поставленных целей (наблюдение, беседа, метод сочинения, изучение продуктов семейной деятельности, анкетирование, социометрия, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование);
  • правильный отбор консультантов на основе профессионального мастерства, личной заинтересованности в снижении социально-значимых проблем общества;
  • постоянное вовлечение в деятельность клуба всех поколений семьи, повышение роли отцов в воспитании детей.

Благодаря росту компетентности родителей за 2006-2009 уч.г. достигнуты результаты:

  • сформирован коллектив педагогов и родителей- единомышленников, ответственных за судьбу своего ребёнка;
  • обобщён опыт семейного воспитания шести семей;
  • ежегодно, до 30-40 семей активно участвуют в конференциях, дискуссиях, грамотно высказывают свою точку зрения по предложенной проблеме; до 100 семей
  • посещают мероприятия-досуги, способствующие коррекции детско- родительских отношений;
  • полностью удовлетворяется запрос законных представителей детей на педагогические знания и услуги;
  • повышается доверие к педагогам;
  • снижается количество семей группы риска;
  • отсутствуют факты жестокого обращения с детьми;
  • уменьшилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи на 4%.

Наши наработки актуальны и востребованы заинтересованными родителями и педагогами города, молодёжью, распространяются через газету. Мы приветствуем всех и всегда говорим: "Мы рады видеть вас на наших встречах!"