Цель: познакомить школьников с понятием "право на самостоятельность", способствовать осознанию подчинения моральным и правовым нормам в обществе.
Оборудование: телевизор, DVD проигрыватель, видеоприложение "Белый платок", анкеты, бумага, ручки.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Оформление доски.
Записи на доске:
"Делаю, что хочу", "Ответственность перед кем-то за что-то", "Умение здраво оценивать свои и чужие поступки".
Карточки:
- Игрушечная взрослость.
- Мера взрослости, мера самостоятельности.
- Истинная самостоятельность.
Твое будущее -
в надежных руках:
В твоих собственных.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Приветствие.
Сообщение темы и цели встречи.
I. Ведущий 1:
Считаете ли себя самостоятельными?
Считают ли вас родители самостоятельными?
Что значит быть самостоятельным?
Что нужно делать, чтобы стать самостоятельным? - вот круг вопросов, на которые мы постараемся найти ответы в нашем дискуссионном клубе.
II. Насколько Вы самостоятельны? Мы предоставляем Вам это право на самостоятельность - сделайте свой выбор.
Если Вы считаете, что самостоятельность - это делаю, что хочу, то садитесь на первый ряд.
Если считаете, что самостоятельность - это ответственность перед кем-то и за что-то, то садитесь на второй ряд.
Если считаете, что это умение здраво оценивать свои и чужие поступки, то садитесь на третий ряд.
Итак, выбор сделан.
Дискуссия по предложенным ранее вопросам в зависимости от выбранной позиции
(1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).
Вывод. Самостоятельность не определяется понятиями "мне позволено" или "мне не позволено". Она - в другом:
- что я умею делать?
- за что я отвечаю?
- могу ли я здраво и правильно решать сам?
Конечно, в 14-15 лет хочется встречаться со своими друзьями, проводить вечера, ходить на дискотеку, "тусоваться" в подъездах. Но зачем же делать из этого тайну, зачем оставлять родителей в полном неведении, где и с кем Вы проводите свое время, ведь для родителей вы - самые близкие и дорогие люди. Должен самостоятельный человек понимать их волнение за вас, за вашу судьбу? Обязательно должен!
И вовсе не обидно, не унизительно, если сын скажет дома:
- Сегодня мы собираемся у Гаврила, посидим, поговорим. К 9-10 часам вернусь.
Или если дочь скажет:
- Мама, я сегодня я встречаюсь со своим парнем. Наверное, пойдем в кино или просто так погуляем. Не волнуйся, он меня обязательно проводит до дома. Постараюсь вернуться до 9 ч.
Ведущий 2:
Человек взрослый, самостоятельный тот, кто понимает чувства других людей, старается не доставлять им неприятностей даже в малом.
Мера взрослости, мера самостоятельности определяется образом ваших мыслей, серьезностью отношения к жизни, к людям. Молодые люди, определяющие самостоятельность принципом "хочу и буду", очень напоминают маленьких девочек, которые надевают мамины туфли на каблуках, крутятся перед зеркалом, изображая из себя взрослых, или курящих тайком мальчиков и разбегающихся в разные стороны при виде взрослых.
- Вывод - это игрушечная взрослость.
В жизни так бывает часто, но что из этого получается?
-Счастлив ли был герой кинофильма, теперь уже пожилой человек, ведь он всю жизнь делал, что хотел, общался, с кем хотел?
- Что в его прожитой жизни кажется вам привлекательным?
- Его поступки в молодости - это поступки самостоятельного человека?
- Как вы думаете, что помешало ему сразу пойти домой, к родителям-старикам? Зачем он, пожилой мужчина, сидит на ступеньках и рассказывает о своей жизни незнакомому человеку?
- Как бы вы повели себя на месте девушки - героини сюжета?
- Этот сюжет может быть реальной историей или это придуманный рассказ, а в жизни так не бывает?
Обсуждение цитаты:
Если целишься в никуда,
То непременно туда попадешь
Вывод: Грустно, что человек только в конце жизни понял меру своей ответственности перед близкими, ему больно и страшно появиться перед родителями не "суперменом", а человеком с криминальным прошлым, а сейчас - фактически бродягой без яркой биографии...
Ведущий 1:
Важная деталь взрослости - это мера ответственности перед кем-то и за что-то. И это проявляется не только в отдельных поступках, в поведении человека, но и в его целеустремленности, в его отношении к его будущему.
Послушайте письмо "Мое мнение такое - есть старшеклассники - дети, есть старшеклассники - взрослые. Тот, кто стремится только к веселой жизни, тот так и останется ребенком, т.к. практически все равно, чем он развлекается: игрушками или компьютером, танцами или сплетнями.
Тот, кто уже имеет определенную цель, кто чем-то по-настоящему увлечен, это и есть человек взрослый, человек со сложившимся характером. У меня дома есть все: компьютер, музыкальный центр, крутой телефон. Практически они в моем полном распоряжении, но я никогда не считал их личными моими вещами, потому что они куплены на деньги родителей. Я буду считать себя самостоятельным только тогда, когда смогу материально себя обеспечить, т.е. когда стану взрослым. А сейчас я учусь в школе, родители работают и обеспечивают меня. Следовательно, я еще не дорос до понятия "взрослый человек".
Дискуссия.
Можно ли назвать Михаила самостоятельным человеком? Почему?
Вывод:
Михаил не признает за собой права считать себя взрослым, так как не может материально обеспечить себя, но хочется назвать его взрослым за серьезность, за разумность в суждениях и, может быть, это и есть настоящая взрослость - умение признавать ограниченность в чем-то своих возможностей, не требовать большего, чем полагается тебе по заслугам, по труду, здраво оценивать свое место в обществе, он уже сейчас умеет по-взрослому, серьезно относиться к своим обязанностям и в школе, и дома.
Блиц-опрос " Самостоятельность в семье"
- Кто из вас может приготовить борщ?
- Кто из вас умеет печь блины?
- Кто сам может пришить пуговицу?
- Кто из вас самостоятельно стирает личные вещи?
- Кто ходит за продуктами в магазин?
- Сколько платит за квартиру, за телефон ваша семья?
- Какую вещь купить тебе (телефон, джинсы, новую куртку) ты знаешь. А знаешь ли ты, в чем нуждается твои родители?
Ведущий 2:
- Кто первым встает у вас в семье утром? Кто будит?
(Скорее всего, мама).
Кто готовит завтрак? Прибирает в квартире? Ходит в магазин?
Опять же мама!
А почему не вы? Пусть не каждый день, а хотя бы иногда. Разве маме это не будет приятно?
Самостоятельный должен уметь многое. Взрослый - это тот, кто смело берет на себя ответственность за что-либо или за кого-либо, тот, у кого есть совесть, цель в жизни. Многие ехидно улыбнутся: "Цель в жизни, совесть, правда:А зачем они мне, на себя их не наденешь".
Но ведь есть и другая позиция: " Надо только один раз забыть о совести, об ответственности, а потом всю жизнь честно работать":И порой покупаются на такую уловку. Устоять трудно.
Мало иметь паспорт, надо, чтобы все окружающие, особенно родители, реально ощутили вашу взрослость, самостоятельность. Тогда родители будут вами гордиться: "Вот растет мужчина в доме". И за девушку серьезную, которая своим образом жизни, показывает, что у нее есть голова на плечах, родители будут спокойнее.
Но, к сожалению, к большому сожалению, истинной самостоятельности, т.е. умения здраво оценивать свои и чужие поступки, умения разбираться в людях нам не всегда хватает, поэтому очень часто родительские запреты идут на пользу.
Ведущий 2:
Послушайте отрывок из письма:
"Раньше мне мама не разрешала гулять допоздна, ходить на дискотеки. Я тогда очень сердилась на нее. Недавно я встретила своих бывших подруг, от которых так решительно оберегала меня мама. Посмотрела и ужаснулась: они же на себе не похожи: размалеванные, прокуренные, с развязными манерами, в компании таких же парней. Смотреть было противно. Не подумайте, я совсем не против современной моды, но все должно быть в меру.
Теперь, когда я стала старше, мама мне уже больше доверяет. Очень часто она говорит: "Поступай, как считаешь правильно".
Спасибо тебе, мама, за все, за все. За детство, самую дорогую пору у человека, за то, что вырастила и воспитала. Что бы мне ни приходилось делать в жизни, какие бы вопросы передо мной ни вставали, я всегда буду спрашивать себя: "А как бы поступила мама?"
Наверное, многим из нас не мешает почаще задавать себе этот вопрос: "А как бы поступила мама? А как бы решил отец?"
Старайтесь подходить к жизни с позиции взрослого человека, самостоятельного, тогда у вас будет меньше проблем.
Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком.
Рефлексия.
- Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?
- Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?
ЛИТЕРАТУРА.
- Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1988
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1985
- Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего. - М.: Просвещение, 1987
- Программа гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодежи "Алтын Юл". - Казань: Акме, 2006