Классный час "Право на самостоятельность"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: познакомить школьников с понятием "право на самостоятельность", способствовать осознанию подчинения моральным и правовым нормам в обществе.

Оборудование: телевизор, DVD проигрыватель, видеоприложение "Белый платок", анкеты, бумага, ручки.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оформление доски.

Записи на доске:

"Делаю, что хочу", "Ответственность перед кем-то за что-то", "Умение здраво оценивать свои и чужие поступки".

Карточки:

  • Игрушечная взрослость.
  • Мера взрослости, мера самостоятельности.
  • Истинная самостоятельность.

Твое будущее -
в надежных руках:
В твоих собственных.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Приветствие.

Сообщение темы и цели встречи.

I. Ведущий 1:

Считаете ли себя самостоятельными?

Считают ли вас родители самостоятельными?

Что значит быть самостоятельным?

Что нужно делать, чтобы стать самостоятельным? - вот круг вопросов, на которые мы постараемся найти ответы в нашем дискуссионном клубе.

II. Насколько Вы самостоятельны? Мы предоставляем Вам это право на самостоятельность - сделайте свой выбор.

Если Вы считаете, что самостоятельность - это делаю, что хочу, то садитесь на первый ряд.

Если считаете, что самостоятельность - это ответственность перед кем-то и за что-то, то садитесь на второй ряд.

Если считаете, что это умение здраво оценивать свои и чужие поступки, то садитесь на третий ряд.

Итак, выбор сделан.

Дискуссия по предложенным ранее вопросам в зависимости от выбранной позиции

(1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).

Вывод. Самостоятельность не определяется понятиями "мне позволено" или "мне не позволено". Она - в другом:

  • что я умею делать?
  • за что я отвечаю?
  • могу ли я здраво и правильно решать сам?

Конечно, в 14-15 лет хочется встречаться со своими друзьями, проводить вечера, ходить на дискотеку, "тусоваться" в подъездах. Но зачем же делать из этого тайну, зачем оставлять родителей в полном неведении, где и с кем Вы проводите свое время, ведь для родителей вы - самые близкие и дорогие люди. Должен самостоятельный человек понимать их волнение за вас, за вашу судьбу? Обязательно должен!

И вовсе не обидно, не унизительно, если сын скажет дома:

- Сегодня мы собираемся у Гаврила, посидим, поговорим. К 9-10 часам вернусь.

Или если дочь скажет:

- Мама, я сегодня я встречаюсь со своим парнем. Наверное, пойдем в кино или просто так погуляем. Не волнуйся, он меня обязательно проводит до дома. Постараюсь вернуться до 9 ч.

Ведущий 2:

Человек взрослый, самостоятельный тот, кто понимает чувства других людей, старается не доставлять им неприятностей даже в малом.

Мера взрослости, мера самостоятельности определяется образом ваших мыслей, серьезностью отношения к жизни, к людям. Молодые люди, определяющие самостоятельность принципом "хочу и буду", очень напоминают маленьких девочек, которые надевают мамины туфли на каблуках, крутятся перед зеркалом, изображая из себя взрослых, или курящих тайком мальчиков и разбегающихся в разные стороны при виде взрослых.

- Вывод - это игрушечная взрослость.

В жизни так бывает часто, но что из этого получается?

-Счастлив ли был герой кинофильма, теперь уже пожилой человек, ведь он всю жизнь делал, что хотел, общался, с кем хотел?

- Что в его прожитой жизни кажется вам привлекательным?

- Его поступки в молодости - это поступки самостоятельного человека?

- Как вы думаете, что помешало ему сразу пойти домой, к родителям-старикам? Зачем он, пожилой мужчина, сидит на ступеньках и рассказывает о своей жизни незнакомому человеку?

- Как бы вы повели себя на месте девушки - героини сюжета?

- Этот сюжет может быть реальной историей или это придуманный рассказ, а в жизни так не бывает?

Обсуждение цитаты:

Если целишься в никуда,
То непременно туда попадешь

Вывод: Грустно, что человек только в конце жизни понял меру своей ответственности перед близкими, ему больно и страшно появиться перед родителями не "суперменом", а человеком с криминальным прошлым, а сейчас - фактически бродягой без яркой биографии...

Ведущий 1:

Важная деталь взрослости - это мера ответственности перед кем-то и за что-то. И это проявляется не только в отдельных поступках, в поведении человека, но и в его целеустремленности, в его отношении к его будущему.

Послушайте письмо "Мое мнение такое - есть старшеклассники - дети, есть старшеклассники - взрослые. Тот, кто стремится только к веселой жизни, тот так и останется ребенком, т.к. практически все равно, чем он развлекается: игрушками или компьютером, танцами или сплетнями.

Тот, кто уже имеет определенную цель, кто чем-то по-настоящему увлечен, это и есть человек взрослый, человек со сложившимся характером. У меня дома есть все: компьютер, музыкальный центр, крутой телефон. Практически они в моем полном распоряжении, но я никогда не считал их личными моими вещами, потому что они куплены на деньги родителей. Я буду считать себя самостоятельным только тогда, когда смогу материально себя обеспечить, т.е. когда стану взрослым. А сейчас я учусь в школе, родители работают и обеспечивают меня. Следовательно, я еще не дорос до понятия "взрослый человек".

Дискуссия.

Можно ли назвать Михаила самостоятельным человеком? Почему?

Вывод:

Михаил не признает за собой права считать себя взрослым, так как не может материально обеспечить себя, но хочется назвать его взрослым за серьезность, за разумность в суждениях и, может быть, это и есть настоящая взрослость - умение признавать ограниченность в чем-то своих возможностей, не требовать большего, чем полагается тебе по заслугам, по труду, здраво оценивать свое место в обществе, он уже сейчас умеет по-взрослому, серьезно относиться к своим обязанностям и в школе, и дома.

Блиц-опрос " Самостоятельность в семье"

  1. Кто из вас может приготовить борщ?
  2. Кто из вас умеет печь блины?
  3. Кто сам может пришить пуговицу?
  4. Кто из вас самостоятельно стирает личные вещи?
  5. Кто ходит за продуктами в магазин?
  6. Сколько платит за квартиру, за телефон ваша семья?
  7. Какую вещь купить тебе (телефон, джинсы, новую куртку) ты знаешь. А знаешь ли ты, в чем нуждается твои родители?

Ведущий 2:

- Кто первым встает у вас в семье утром? Кто будит?

(Скорее всего, мама).

Кто готовит завтрак? Прибирает в квартире? Ходит в магазин?

Опять же мама!

А почему не вы? Пусть не каждый день, а хотя бы иногда. Разве маме это не будет приятно?

Самостоятельный должен уметь многое. Взрослый - это тот, кто смело берет на себя ответственность за что-либо или за кого-либо, тот, у кого есть совесть, цель в жизни. Многие ехидно улыбнутся: "Цель в жизни, совесть, правда:А зачем они мне, на себя их не наденешь".

Но ведь есть и другая позиция: " Надо только один раз забыть о совести, об ответственности, а потом всю жизнь честно работать":И порой покупаются на такую уловку. Устоять трудно.

Мало иметь паспорт, надо, чтобы все окружающие, особенно родители, реально ощутили вашу взрослость, самостоятельность. Тогда родители будут вами гордиться: "Вот растет мужчина в доме". И за девушку серьезную, которая своим образом жизни, показывает, что у нее есть голова на плечах, родители будут спокойнее.

Но, к сожалению, к большому сожалению, истинной самостоятельности, т.е. умения здраво оценивать свои и чужие поступки, умения разбираться в людях нам не всегда хватает, поэтому очень часто родительские запреты идут на пользу.

Ведущий 2:

Послушайте отрывок из письма:

"Раньше мне мама не разрешала гулять допоздна, ходить на дискотеки. Я тогда очень сердилась на нее. Недавно я встретила своих бывших подруг, от которых так решительно оберегала меня мама. Посмотрела и ужаснулась: они же на себе не похожи: размалеванные, прокуренные, с развязными манерами, в компании таких же парней. Смотреть было противно. Не подумайте, я совсем не против современной моды, но все должно быть в меру.

Теперь, когда я стала старше, мама мне уже больше доверяет. Очень часто она говорит: "Поступай, как считаешь правильно".

Спасибо тебе, мама, за все, за все. За детство, самую дорогую пору у человека, за то, что вырастила и воспитала. Что бы мне ни приходилось делать в жизни, какие бы вопросы передо мной ни вставали, я всегда буду спрашивать себя: "А как бы поступила мама?"

Наверное, многим из нас не мешает почаще задавать себе этот вопрос: "А как бы поступила мама? А как бы решил отец?"

Старайтесь подходить к жизни с позиции взрослого человека, самостоятельного, тогда у вас будет меньше проблем.

Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком.

Рефлексия.

- Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?

- Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1988
  2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1985
  3. Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего. - М.: Просвещение, 1987
  4. Программа гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодежи "Алтын Юл". - Казань: Акме, 2006