Цели:
- Образовательная.
Систематизировать знания учащихся по данной теме:
повторить признаки различных животных (насекомых, животных, зверей);
Научить определять принадлежность животного к своей группе. - Развивающие:
развитие
речи учащихся;
внимания;
логического мышления. - Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к животным;
заботу о животных.
Тип урока. Урок закреплении пройденного материала.
Оборудование.
- Карточки для индивидуального задания, рабочая тетрадь, учебник.
- Различные картинки птиц, зверей и насекомых.
- ИКТ.
Ход урока
I. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок;
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Наблюдение за природой.
– О каком времени года идет речь?
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Сейчас время года – ОСЕНЬ.
Учитель. Какой сейчас месяц?
– Октябрь.
– Опишите погоду сегодняшнего дня.
2. Учитель сообщает тему урока и целей урока.
Учитель. Сегодня, мы на уроке повторим все то, что мы узнали о насекомых, птицах, зверях.
– Работать мы будем по рядам и все вместе.
Итак, I ряд – насекомые,
II ряд – птицы,
III ряд – звери.
III. Закрепление пройденного.
1. “Распредели своих животных по группам”
(С каждого ряда вызывается ученик.)
Учитель называет животного и показывает картинку, а учащиеся распределяют по группам
|
|
|
В зависимости от того, какого животного вы представляете (прикрепляют картинки в свой столбик).
Учитель. А теперь проверим (дети называют, кого они отобрали).
– Назовите признаки:
Насекомых (1 ряд),
Птиц (2 ряд),
Зверей ( 3 ряд)
(Ученики могут дополнять друг друга).
2. Учитель. Я знаю, что вы приготовили рассказ (сообщение) про одного представителя каждой группы (дети подготовлены заранее).
1 ряд – ОСА
2 ряд – ВОРОБЕЙ
3 ряд – ЖИРАФ
Учитель. Молодцы, ребята, очень интересные сообщения вы подготовили.
3. Учитель. Следующее задание – динамический диктант.
– У вас листок с кружками. Приготовьте красный и зеленый карандаш.
– Я читаю утверждение, если вы согласны, закрашиваете кружок зеленым цветом, если не согласны – красным.
- У всех птиц есть перья. (Да)
- Все птицы умеют летать. (Нет)
- Летучая мышь – это птица. (Нет)
- Тело зверей покрыто шерстью. (Да)
- Паук- это насекомое. (Нет)
- Насекомое-это животное, у которых 6 ног. (Да)
- Страусы и пингвины- это птицы, которые не умеют летать. (Да)
Учитель. А теперь проверим (самопроверка).
4. Физминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Подтянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два- нагнулась и присела
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Учитель. А сейчас вам предлагаю разгадать кроссворд.
ж | и | р | а | ф | |||||
с | и | н | и | ц | а | ||||
с | о | в | а | ||||||
л | о | с | ь | ||||||
д | я | т | е | л | |||||
к | у | з | н | е | ч | и | к | ||
ы | |||||||||
м | у | р | а | в | е | й |
Загадки к кроссворду
1. О ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он…. (Жираф)2. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)3. Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава
Это ухает… (Сова)4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Раскинув широко. (Лось)5. Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)6. С ветки на тропинку,
С травинки на былинку,
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка. (Кузнечик)7. Без работы хоть убей,
Жить не может…(Муравей).
Учитель. А какое получилось ключевое слово?
– Животные.
6. Работа по учебнику . (Стр. 28–29)
Учитель. Ребята, а где можно встретить всех вместе животных?
Все животные (звери, птицы и насекомые) приглашают нас посетить зоопарк.
– Что такое зоопарк?
– Зоопарк – это, место, где содержат животных, которые живут не только в нашей местности, но и в других странах.
– Ученые изучают животных в зоопарке. Здесь живут и те животные, которых осталось очень мало, т.е. редкие животные.
– Кто из вас был в зоопарке?
– Как нужно вести себя в зоопарке?
– Посмотрите рисунок, на котором изображен Московский зоопарк. Прочтем о зоопарке.
(Чтение статьи в учебнике).
7. Дополнительные сведения. (Заповедник)
Учитель. Ребята, кроме зоопарков, человеком созданы заповедники.
Заповедники – это огромные территории, где запрещена охота.
В нашем ХМАО создан заповедник “Малая Сосьва”.
В этом заповеднике встречаются редкие животные, потому, что они охраняются, такие как речной бобр (занесен в Российскую красную книгу), здесь гнездятся особо охраняемые птицы, орлан-белохвост, лебедь-кликун, краснозобая казарка, кречет, стерх.
Животных, находящихся в данном заповеднике очень много. Я назвала лишь малую часть.
Я призываю вас бережно относится к животным т.к. с каждым годом их становится все меньше и меньше, а человек порой об этом не задумывается.
8. Работа в тетрадях (стр. 13).
№ 1. Кто изображен? (Докрась рисунок)
№ 2. Рассмотри животных в зоопарке (соедини линиями).
9. Игра
Учитель. Предлагаю поиграть в игру. “ Кто в группе лишний”
Я показываю 3-х животных, одно из которых лишнее. Найдите и назовите его. (Показ картинок)
а) жук, корова, жираф;
б) кузнечик, бабочка, синица;
в) дятел, оса, воробей;
г) лиса, волк, сова;
Учитель. Как одним словом назвать птиц, зверей и насекомых?
IV. Итог урока.
Учитель. Назовите признаки птиц, зверей, насекомых.
– Для чего нужны зоопарки? Заповедники?
– Что запомнилось и понравилось на уроке?
Цели:
- расширить представления учащихся о животных, выявить отличительные особенности и на этой основе разделить животных на группы: птицы, звери, насекомые, рыбы;
- учиться сравнивать, обобщать и систематизировать, делать выводы и анализировать, расширять кругозор, учить дружной групповой работе.
План
I. Сообщение темы и цели урока.
О ком мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, заполнив кроссворд:
На доске вывешены рисунки с изображением животных. Показываю рисунки, а дети называют животных (жаба, волк, кот, крот, слон, еж). |
– Как называются все эти существа?
– Какие группы животных вы уже знаете? (Дикие и домашние.)
– Назовите общие признаки всех животных? (Дышат, едят, развиваются, двигаются, размножаются, умирают.)
– Кроме диких и домашних животных на какие еще группы делятся животные?
– А как различаются животные одной группы от другой? (На доске картинки 4-х групп: насекомые, рыбы, птицы, звери.)
(По числу ног и по покрову тела).
II. Инструктаж по работе на станциях.
1. Работа в группах (по 6 человек). Заполнение таблицы.
Группы животных | Число ног | Покров тела |
Насекомые | ||
Птицы | ||
Рыбы | ||
Звери |
2. За помощью обращаться к консультанту.
3. Выбрать ответственного за хранение времени. (7 минут).
III. Физминутка. “Прилетели птицы” (после работы на двух станциях).
IV. Итог урока:
- По каким станциям вы сегодня путешествовали?
- Какие отличительные особенности имеют животные каждой группы?
- Какое задание особенно понравилось?