Тема урока: "Насекомые. Птицы. Звери. Зоопарк"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная.
    Систематизировать знания учащихся по данной теме:
    повторить признаки различных животных (насекомых, животных, зверей);
    Научить определять принадлежность животного к своей группе.
  • Развивающие:
    развитие
    речи учащихся;
    внимания;
    логического мышления.
  • Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к животным;
    заботу о животных.

Тип урока. Урок закреплении пройденного материала.

Оборудование.

  • Карточки для индивидуального задания, рабочая тетрадь, учебник.
  • Различные картинки птиц, зверей и насекомых.
  • ИКТ.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок;
Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Наблюдение за природой.

– О каком времени года идет речь?

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Сейчас время года – ОСЕНЬ.

Учитель. Какой сейчас месяц?

– Октябрь.

– Опишите погоду сегодняшнего дня.

2. Учитель сообщает тему урока и целей урока.

Учитель. Сегодня, мы на уроке повторим все то, что мы узнали о насекомых, птицах, зверях.

– Работать мы будем по рядам и все вместе.

Итак, I ряд – насекомые,
II ряд – птицы,
III ряд – звери.

III. Закрепление пройденного.

1. “Распредели своих животных по группам”

(С каждого ряда вызывается ученик.)

Учитель называет животного и показывает картинку, а учащиеся распределяют по группам

насекомые

птицы

звери

 В зависимости от того, какого животного вы представляете (прикрепляют картинки в свой столбик).

Учитель. А теперь проверим (дети называют, кого они отобрали).

– Назовите признаки:

Насекомых (1 ряд),
Птиц (2 ряд),
Зверей ( 3 ряд)

(Ученики могут дополнять друг друга).

2. Учитель. Я знаю, что вы приготовили рассказ (сообщение) про одного представителя каждой группы (дети подготовлены заранее).

1 ряд – ОСА
2 ряд – ВОРОБЕЙ
3 ряд – ЖИРАФ

Учитель. Молодцы, ребята, очень интересные сообщения вы подготовили.

3. Учитель. Следующее задание – динамический диктант.

– У вас листок с кружками. Приготовьте красный и зеленый карандаш.

– Я читаю утверждение, если вы согласны, закрашиваете кружок зеленым цветом, если не согласны – красным.

  1. У всех птиц есть перья. (Да)
  2. Все птицы умеют летать. (Нет)
  3. Летучая мышь – это птица. (Нет)
  4. Тело зверей покрыто шерстью. (Да)
  5. Паук- это насекомое. (Нет)
  6. Насекомое-это животное, у которых 6 ног. (Да)
  7. Страусы и пингвины- это птицы, которые не умеют летать. (Да)

Учитель. А теперь проверим (самопроверка).

4. Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,
Подтянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два- нагнулась и присела
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

5. Учитель. А сейчас вам предлагаю разгадать кроссворд.

ж и р а ф
с и н и ц а
с о в а
л о с ь
д я т е л
к у з н е ч и к
ы
м у р а в е й

Загадки к кроссворду

1. О ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он…. (Жираф)

2. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

3. Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава
Это ухает… (Сова)

4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Раскинув широко. (Лось)

5. Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)

6. С ветки на тропинку,
С травинки на былинку,
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка. (Кузнечик)

7. Без работы хоть убей,
Жить не может…(Муравей).

Учитель. А какое получилось ключевое слово?

– Животные.

6. Работа по учебнику . (Стр. 28–29)

Учитель. Ребята, а где можно встретить всех вместе животных?

Все животные (звери, птицы и насекомые) приглашают нас посетить зоопарк.

– Что такое зоопарк?

– Зоопарк – это, место, где содержат животных, которые живут не только в  нашей местности, но и в других странах.

– Ученые изучают животных в зоопарке. Здесь живут и те животные, которых осталось очень мало, т.е. редкие животные.

– Кто из вас был в зоопарке?

– Как нужно вести себя в зоопарке?

– Посмотрите рисунок, на котором изображен Московский зоопарк. Прочтем о зоопарке.

(Чтение статьи в учебнике).

7. Дополнительные сведения. (Заповедник)

Учитель. Ребята, кроме зоопарков, человеком созданы заповедники.

Заповедники – это огромные территории, где запрещена охота.

В нашем ХМАО создан заповедник “Малая Сосьва”.

В этом заповеднике встречаются редкие животные, потому, что они охраняются, такие как речной бобр (занесен в Российскую красную книгу), здесь гнездятся особо охраняемые птицы, орлан-белохвост, лебедь-кликун, краснозобая казарка, кречет, стерх.

Животных, находящихся в данном заповеднике очень много. Я назвала лишь малую часть.

Я призываю вас бережно относится к животным т.к. с каждым годом их становится все меньше и меньше, а человек порой об этом не задумывается.

8. Работа в тетрадях (стр. 13).

№ 1. Кто изображен? (Докрась рисунок)

№ 2. Рассмотри животных в зоопарке (соедини линиями).

9. Игра

Учитель. Предлагаю поиграть в игру. “ Кто в группе лишний”

Я показываю 3-х животных, одно из которых лишнее. Найдите и назовите его. (Показ картинок)

а) жук, корова, жираф;
б) кузнечик, бабочка, синица;
в) дятел, оса, воробей;
г) лиса, волк, сова;

Учитель. Как одним словом назвать птиц, зверей и насекомых?

IV. Итог урока.

Учитель. Назовите признаки птиц, зверей, насекомых.

– Для чего нужны зоопарки? Заповедники?

– Что запомнилось и понравилось на уроке?

Цели:

  • расширить представления учащихся о животных, выявить отличительные особенности и на этой основе разделить животных на группы: птицы, звери, насекомые, рыбы;
  • учиться сравнивать, обобщать и систематизировать, делать выводы и анализировать, расширять кругозор, учить дружной групповой работе.

План

I. Сообщение темы и цели урока.

О ком мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, заполнив кроссворд:

На доске вывешены рисунки с изображением животных. Показываю рисунки, а дети называют животных (жаба, волк, кот, крот, слон, еж).

– Как называются все эти существа?

– Какие группы животных вы уже знаете? (Дикие и домашние.)

– Назовите общие признаки всех животных? (Дышат, едят, развиваются, двигаются, размножаются, умирают.)

– Кроме диких и домашних животных на какие еще группы делятся животные?

– А как различаются животные одной группы от другой? (На доске картинки 4-х групп: насекомые, рыбы, птицы, звери.)

(По числу ног и по покрову тела).

II. Инструктаж по работе на станциях.

1. Работа в группах (по 6 человек). Заполнение таблицы.

Группы животных Число ног Покров тела
Насекомые    
Птицы    
Рыбы    
Звери    

2. За помощью обращаться к консультанту.

3. Выбрать ответственного за хранение времени. (7 минут).

III. Физминутка. “Прилетели птицы” (после работы на двух станциях).

IV. Итог урока:

  1. По каким станциям вы сегодня путешествовали?
  2. Какие отличительные особенности имеют животные каждой группы?
  3. Какое задание особенно понравилось?