Конспект урока по азбуке нравственности на тему "Труд кормит, а лень портит" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.
  • Воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам, аккуратность.

Задачи: Закрепить понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека.

Средства обеспечения темы:

Таблички с частями пословиц, рисунки детей на тему: Как я помогаю дома маме”, картинки “ Профессии и инструменты”,елка, печка, топор, ветки, ножик, одежда для старика, старухи, лесного деда, для Грязи, спицы для вязания, прялка, учебник по азбуке нравственности.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверили, все ли готово к уроку.

II. Сообщение темы.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии.

– Как вы понимаете смысл слова “трудолюбие”?

Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он “трудолюбивый человек”?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

У. Если мы обратимся к составу слова, то что мы увидим?

Д. Слова имеет 2 корня, соединенные соединительной гласной.

У. Что, по-вашему мнению, значит – вкладывать душу в свою работу?

3. Работа с пословицами.

У. На свете очень много пословиц. Есть и пословицы о труде. Давайте сейчас  вспомним их. (Дети говорят пословицы.)

У. Молодцы, знаете пословицы.

А сейчас поиграем в игру: Собери пословицы”.

На доске таблички с частями пословиц. Дети их собирают и объясняют смысл пословиц.

Пословицы для работы:

  1. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
  2. Закончил дело – гуляй смело.
  3. Труд человека кормит, (а лень – портит). Вот как звучит тема нашего урока.

У. Молодцы ребята! Вы великолепно справились со всеми заданиями.

4. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, наших детей в классе можно назвать трудолюбивыми?

Д. Да.

У. А как вы об этом узнали? Давайте спросим у старосты класса.

(У каждого ученика есть свои обязанности. Они ответственно их выполняют)

У. Расскажите о том, что полезного мы сделали в классе за последнее время.

(Ответы детей)

У. А кто у вас следит за чистотой? (Дежурные.)

– Ребята подготовили интересную сценку. Давайте посмотрим ее и поучаствуем в ней.

5. Заходит Чистота

Добрый день! Я – Чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтоб стали мы друзьями.

Я пришла вас научить,
 Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час.
Принесет нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный,
Мой совет совсем несложный
С грязью будьте осторожны! (Заходит “Грязь”)

Грязь. Вы про грязь? А я у вас.

(Грязь все время чешется. Направляется к Чистоте.)

Чистота.

Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся.

Г.

Ах-ах-ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженное ела,
Это – в луже посидела.
Это клей, а здесь – чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Я открою вам секрет –
Лучше платья просто нет.

(“Грязь” здоровается с детьми за руку. “Чистота” следом вытирает детям руки полотенцем, а “Грязь” говорит, чтобы подавали руки. “Чистота” оттаскивает “Грязь” от детей).

Г.

Вы не вымыли посуду?
Значит, скоро я прибуду.
Если пол вы не помыли -
Меня в гости пригласили.
У. Ты не права “Грязь”. Наши дети любят чистоту, порядок, любят вытирать пыль, мыть пол и стирать.

Г. Нет, нет, нет! Я вам не верю.

У. Это мы сейчас проверим У. Ребята, давайте покажем наши рисунки и расскажем как вы помогаете дома маме. А как вы поддерживаете чистоту в классе?

У. Ну что, Грязь, нравится тебе у нас?

Г.

Мне у вас не нравится,
В другую школу надо мне отправиться.

Чистота. Запомнить нужно на всегда:

Дети. Залог здоровья – чистота.

У. Что значит это высказывание?

(Надо поддерживать чистоту и в доме, и в школе, быть аккуратными, соблюдать правила личной гигиены и тогда будем здоровы).

А что помогает человеку выполнять работу?

(Желание трудиться, инструменты, здоровье)

6. А сейчас послушайте очень поучительную сказку.

Русская сказка

“Самое дорогое"

Почему старик и старуха попросили у Лесного Деда, чтобы их инструменты никогда не ломались, а руки были всегда здоровыми?

(Потому что, если будет здоровье и инструменты в порядке, то старик со старухой будут работать и не будут знать нужды ни в чем)

Считаете ли вы их просьбу мудрой и почему?

(Если бы они приняли другое решение, они бы стали зависеть от старика, им бы пришлось все время его просить о чем то. Сами бы они разленились, заскучали, даже могли бы заболеть)

Итог.

7. У. А какая у вас сейчас основная работа?

(Учиться и выполнять школьные правила, быть ответственными)

А теперь я хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. Предлагаю игру “И я”. Если я назову правильный поступок, скажите: “И я”. Если нет – молчание.

– Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их выполнять.

Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. Каждый мечтает кем-то быть. Кто хочет поделиться своей мечтой, кем он хочет стать?

8. Игра “ Загадай свою профессию”

Что нужно в каждой профессии? (Умения и способности.)

Ваша задача – перечислить способности, которые требуются в данной профессии, не называя саму профессию.

Например: умеет быстро превращаться в клоуна, любого сказочного героя, может и заплакать и захохотать. Это артист.

– А теперь я вам загадаю загадки. а вы отгадайте о каких профессиях идёт речь.

(Дети отгадывают загадки)

У. Молодцы! А может кто-нибудь хочет рассказать о какой-нибудь профессии.

(Слово даётся ученикам, идёт беседа о профессиях.)

У. Людям разных профессий нужны разные инструменты.

9. Поиграем в игру “ Соотнеси инструменты с профессией”

(На доске картинки с инструментами и с изображением людей разных профессий. Вызываю 2 учеников. Они соотносят инструменты с профессией)

10. Итог.

У. Ребята, подготовили стихотворение Дж. Родари “Чем пахнут ремёсла”.

– А почему лодырь не пахнет никак?

(Он ничего не делает)

У. Люди разных профессий трудятся для нас. Вещи и предметы которые нас окружают сделаны их руками. Как же надо относиться к вещам?

Начнем заседание в клубе бережливых.

Появляются вещи: Меловая тряпка, стул, парты, линейка, ручка, шкаф, книги.

Линейка. Это клуб бережливых?

Знайка. Да, а вы, извините, кто?

Л. Мы – вещи. Пришли к вам с жалобой.

Мел. т. Фуф! Апхчи…Я вся пропиталась меловой пылью!. А эти забывчивые ребята даже не подумали меня вымыть.

Стул (скрипучим голосом). Тебе еще ничего. А вот меня каждый пинает ногой, все бока поотбивали…

Парты. А я вся исцарапана чем то острым. А я вся исписана.

Шкаф. А нас вы думаете, ценят? Все внутренности мне переворошили, стекло разбили.

Ручка: Думаете, мне не обидно? У папы одного мальчика, моего нынешнего хозяина, я всегда лежала в футляре, была заправлена и никогда не делала ни одной ошибки. А этот, этот мальчишка….(заплакала) . В каждом слове он заставляет меня делать по 3, 4 ошибки. Я не заправлена и постоянно валяюсь на полу.

Указка: А мне каково! Мне отломали половину головки. Как я буду показывать на карте?

Книга (стонет). А я…Я- Гришкина книжка из стихотворения С. Маршака. Вся потрепана. Теперь никто ничего во мне не поймет.

Вещи поют песенку обиженных вещей (под мелодию песни о Чебурашке).

Мы бедные подружки,
Мы книжки и игрушки
Мы жили в магазине в порядке, в чистоте
Теперь мы у Володи,
Он славный парень вроде,
Но здесь, для нас условия не те.
Оборвана обложка,
На ней заснула кошка.
А рядом под кроватью разбитый грузовик,
Разломанная клюшка, без головы Петрушка –
Беречь их, видно, мальчик не привык.
Страничка “ Мойдодыра” –
На ней пятно от жира,
С чернильными усами страдают Чук и Гек.
Бежать отсюда надо!
Спасите нас . ребята:
Володя – очень страшный человек.

У. Значит, вы обиженные ребятами вещи?

Все: Да, обиженные.

У. Ребята, не знаю, как вы, а я сочувствую этим вещам. Давайте разберемся, чем мы их обижаем? Что делает их несчастными?

– Их обижает наша невнимательность. Не посмотрел, повернулся – и книжка на грязном полу.

Портфель станет несчастным, если им драться или футболить. Ручка тоже станет печальной, если ее грызть. Вещи надо использовать правильно.

Обобщение. Вещи – результат человеческого труда. Беречь вещи – значит уважать труд людей. Вещи – достояние, богатство страны. Беречь их – значит заботиться о богатстве страны. Вещи – наши помощники и друзья. беречь их- значит заботиться о том, чтобы лучше жить, отдыхать.

Бережливое отношение к вещам – признак культуры человека

11. Чтение и работа над текстом “Белые перчатки” С. Михалков. (Обсуждение)

12. Итог урока.