Цель:
- обучающая – продолжить работу по совершенствованию грамотного, каллиграфического письма слов на данную орфограмму, расширять и пополнять словарный запас учащихся новыми словарными словами;
- развивающая – создавать условия для расширения кругозора детей, воображения и фантазии, повышать интерес к изучению русского языка;
- воспитывающая – создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом; учить видеть красоту природы и знать правила поведения в окружающем мире.
Оборудование: учебники “Русский язык, 3-й класс”, авт. Рамзаева Т.Г., тетради, дневники, наглядный материал.
Ход занятия
1. Организационны момент.
Учитель.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда.
И та награда – в нем самом.
2. Оформление тетрадей.
У. Запишем число. Классная работа. День недели.
(Дети работают в тетрадях)
– На улице холод, мороз, а как хочется, чтобы сейчас было лето. Все мы немножко волшебники, стоит нам закрыть глаза, взмахнуть волшебной палочкой и мы …. на лесной поляне.
(На доске открывается картина лесной поляны)
Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна. Здесь и васильки, и колокольчики, и ромашки. Душистые и яркие цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек и жуков.
На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не мешать течению лесной жизни?
Дети. Пешком.
(Карточка правила поведения в природе прикрепляется на доску)
У. В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны.
3. Минутка чистописания.
У. Посмотрите, по какой извилистой тропинке нам предстоит идти.
(На доске упражнение для развития свободных движений руки)
У. Пропишите “тропинку” в воздухе, затем напишите в тетрадях.
4. Словарная работа.
а) Знакомство с новым словарным словом
(Карточка слова завтрак)
У. Чтобы выдержать наше путешествие мы должны с утра подкрепиться, позавтракать. Что за странное слово для обозначения утреннего приема пищи? Уж не связано ли оно, каким то образом со словом завтра?
Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому, завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.
Сейчас все изменилось. Завтрак можно приготовить за 10 минут, непосредственно перед утренним приемом пищи. Но язык не захотел расставаться с этим словом.
– Запомните, как оно пишется. Напишите строчку этого слова, выделите орфограмму.
(Дети работают в тетрадях)
б) Запись группы слов под диктовку с комментированием учащегося.
У. Олень, косуля, бобры, барсук, кабан, шакал.
– Какую группу образуют все эти слова?
Д. Дикие животные.
5. Сообщение темы урока.
(На доске таблица с буквами и иллюстрациями медведя, зайца, корзины, ягоды).
У. Запишите в тетрадях названия предметов, изображенных на таблице с зашифрованной темой урока. Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, можно разгадать тему урока. Прочитайте, что получилось.
Д. Непроверяемые безударные гласные.
У. А девиз нашего урока: Земля – наш дом.
6. Работа по развитию речи.
а) У. А вот и первый житель полянки. Это муравей (рисунок муравья прикрепляется к картине), а вот и муравейник, где он живет со своими друзьями (рисунок муравейника прикрепляется на доску). Послушаем сообщение (фамилия и имя учащегося, приготовившего выступление) Д. Существует около 15.000 видов этих насекомых. Каждый имеет свои особенности и во внешнем виде, и в строении тела, и в образе жизни. Одни муравьи строят муравейники из еловой хвои, другие роют целые подземные города, некоторые селятся в стволах деревьев. Большинство муравьев – хищники. За лето обитатели одного муравейника уничтожают до десяти миллионов разнообразных насекомых. И тем самым приносят пользу лесу. Испокон веку они живут семьями.
б) У. Составьте устные предложения о муравье.
Д. Составляют предложения.
в) У. Запишем предложение и выполним его разбор (работа учащегося у доски).
Муравьи строят свой дом с южной стороны пней, камней или деревьев.
7. Работа с учебником.
У. И снова в путь. Смотрите, что это там, в траве (проиграть ситуацию, вызвать удивление)?
Д. Это гнездо.
У. А вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется и птенцы погибнут.
(Карточка правила поведения в природе прикрепляется на доску)
На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, пеночки (иллюстрации птиц на доске). Давайте осторожно отойдем в сторону и откроем учебник. Упражнение № 250. Запишите три предложения и выделите орфограммы. Какую орфограмму выделили?
Д. Дети работают в тетрадях, учащийся индивидуально на доске.
8. Творческая работа (устно).
У. Дополни предложения.
Доска: Я вышел на лесную поляну и …
Пошел дождь и …
Дети приводят свои варианты ответов.
9. Игра “Соберем ягоды” – кроссворд (рисунок)
У.
Если ягоды не знаешь,
Лучше ты ее не рви.
Если ягоды не знаешь,
В рот ее ты не клади.
Ягоды берите аккуратно,
Не топчите зря кусты,
Чтоб сюда другие люди
После вас могли прийти.
(Карточка правила поведения в природе прикрепляется на доску)
В кроссворд входят слова: земляника, ежевика, черника, голубика, костяника.
У. Запишем эти слова. Это еще одна группа словарных слов. Их нужно запомнить.
Дети записывают в тетрадь и выделяют орфограммы. Учащийся комментирует.
У. Идем дальше. А вот посмотрите, кто же это?
Д. Мышка (рисунок прикрепляется к картине).
У. Где-то здесь ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже житель этой полянки. Питается зернами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь своя жизнь со своими заботами и законами.
10. Итог урока.
У. Находясь, на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожными, внимательными и не нарушайте лесную тишину. Помните не только о правилах поведения в природе, но и правилах русского языка. Я очень надеюсь, что слова с непроверяемой безударной гласной вы будете писать правильно. Что особенно понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
Дома выполните упражнение № 251, найдите в орфографическом словаре 10 новых слов на тему: “Лес и его обитатели” и запишите их в тетрадь.