"Число ноль" (мастер-класс)

Разделы: Начальная школа


1. Шуточная задача: Какое число получится, если перемножить число хоботов у слона, горбов у верблюда, панцирей у черепахи, клювов у орла, крыльев у воробья, глаз у зайца, хвостов у головастика, гребешков у петуха, лап у медведя, копыт у лошади, ног у сороконожки, щупалец у осьминога, зубов у крокодила, иголок у ежа и рогов у осла?
-Действительно ноль. Что вам помогло не решать всю задачу? Слова ноль и нуль представляют собой равноправные орфографические варианты. Ноль- это ничего, пустое место, а может он вообще не нужен в жизни?
Вот об этом числе, об этом обыкновенном числе мы и поговорим сегодня на уроке. И вы убедитесь сегодня, что это число- необыкновенное! Вы узнаете, как много интересного хранит о себе это число. Ну что, начнем? А гостем на нашем мастер-классе будет кукла Нинуля. И если мы справимся со всеми заданиями, то она даст нам детали очень интересной развертки, а когда мы её соберем, то увидим, что получится, думаю, что тоже что-то связанное с нулем.

2. Мне нужно 7 человек: 2 чел, 2 чел, 3 чел.(раздаю листы-помощники)
1-я команда: нарисуйте, на что похож ноль.
2-я команда: подумайте, где применяется ноль
3-я команда: сочините сказку про ноль

3. Пока команды работают кукла Нинуля приготовила вам очень интересную историю. СЛАЙД: кто это? Просто попугай вы ответите. А вот и нет. Это очень известный попугай, он прославился благодаря тому, что понял «ничто» и «ничего». Зовут его Алекс. И ему 28 лет. Он с самого рождения под пристальным наблюдением ученых живет в лаборатории университета Брендейса. Ученые решили проверить, как Алекс усвоил числа от 1-6, а 5 не положили. У попугая спрашивали какого цвета цифра 1- он отвечал, цифра 2- он отвечал, а когда спросили какого цвета цифра 5, то он ответил- «Никакого»! СЛАЙД: если с подноса убрать все кубики и спросить у Алекса сколько на подносе кубиков- он ответит, что ни одного! Вот вам и просто попугай.

4. А теперь давайте проверим, как наши команды справились с заданием.
1-я команда: действительно, ноль похож на множество предметов. Давайте посмотрим на небо СЛАЙД, а в доме СЛАЙД, а давайте посмотрим вокруг СЛАЙД. А еще дети говорят, что ноль- это колобок, который похудел, потому что плохо ел.
2-я команда Про числа, расположенные над нулем, мы говорим "выше нуля". А о числах под нулем – "ниже нуля". Что значит "ниже"? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число меньше нуля? Оказывается, может. Такие числа называются отрицательными. Чтобы отличить их от положительных чисел, расположенных выше нуля, математики ставят перед ними знак "минус".: а еще с нуля начинается счет во многих спортивных играх. А еще ноль используют 18 раз для записи числа насекомых на нашей планете, это миллиард миллиардов. Причем эта цифра несколько занижена считают ученые.
3-я команда (раздаю атрибуты, я- роль нуля). В одной школе, в первом классе жили-были числа. Как-то раз они заспорили: кто из них главней.
Двойка говорит: я главная, потому что я похожа на стройного лебедя.
Пятерка кричит: нет я главная, потому что меня все ученики любят.
Больше всех спорила девятка: я главная, потому что я самое большое однозначное число.
И так все кричали, спорили, кто же из них главней. Только один ноль тихо молчал в сторонке, а потом тихо сказал. Но его услышали все: я могу маленькое число превратить в большое.
Все хором спросили: Как?
А вот так, ты, двойка, иди стань ко мне справа. Ну, что получилось?
Все хором: Двадцать!!!
А если рядом станет ещё мой брат ноль, то что получится?
Все хором: Двести!!!
И тогда ноль сказал: главной цифры не бывает. Все мы одинаковые и все мы нужны и взрослым и детям.
С тех пор все цифры больше никогда не ссорились!

5. Мы справились с нашим первым заданием и получаем от куклы Нинули первую деталь развертки. А вот следующее задание вам задаст сама Нинуля. СЛАЙД:
1-я команда: отвечает на вопросы (кукла хочет проверить какие вы внимательные)
2-я команда: составить выражения на сложение, в которых числа не должны повторяться и в сумме должно получиться 10. А главный вопрос в том, по какому принципу вы строите эти выражения?
3-я команда: а с вами мы поговорим о нуле в других культурах. В одной из древних империй (инков) для записи числовой информации использовалась узелковая система. Цифры от 1 до 9 обозначались узелками определенного вида. А как обозначался ноль? (даю веревку с узелками, ноль- пропускали узелки в нужной позиции)

Кукла Нинуля довольна, что вам нипочем любое задание и вручает вам еще одну деталь. А я вам предлагаю поиграть в одну игру с помощью вот этого мешочка, который нам поможет определить свойства нуля. У вас на столе кубики, 1-я команда бросьте кубики в мешочек, 2-я команда нисколько не бросает, т.е. ноль. Давайте посчитаем сколько стало кубиков, какое свойство у нас получилось? Как написать это свойство в общем виде для всех чисел? СЛАЙД Какое правило можно применить в этом случае СЛАЙД (от перестановки мест слагаемых…)
У меня в мешке 3 кубика, я взяла ноль кубиков из мешка, сколько осталось, свойство СЛАЙД
У меня в мешке 3 кубика, забрали 3 кубика, сколько осталось? СЛАЙД
А можно при сложении двух чисел получить ноль? СЛАЙД

6. Получите еще одну деталь развертки. Ноль использовали с давних времен в выражениях и поговорках. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них, а вы подумайте и скажите, что автор хотел сказать с математической точки зрения. (зрители тянут карточки с высказываниями)
-"Ноль без палочки" (прост.) – ничего не стоящий, не значащий человек;
- "ноль внимания" – полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
-глядит в книгу, да видит фигу (из литературы древних веков, однако многие ученые считают, что корни его на много глубже)
-мой папа купил «машину с нуля»
-у нашей фирмы ноль проблем
-а ведь 10 лет назад юные краеведы начинали с нуля
-видимость ноль, веду машину по приборам
-спрос на импортные товары сведен к нулю

7. Молодцы, вы справились с последним заданием и получаете последнюю деталь развертки. И пока вы будете заниматься конструированием, я хочу аудитории задать одну задачку: на озере плавало 10 уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (ни одной, все разлетелись).

8. Что же у нас получилось? В Венгрии в центре Будапешта, нулю был поставлен памятник. Цифра «0» и две буквы на пьедестале «КМ» означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет километров. «Нуль»- стал одной из достопримечательностей столицы Венгрии. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.
СЛАЙД Всем спасибо за работу, и кукла Нинуля на память вам дарит фото памятника нулю.

Приложение