Структура методической разработки.
Методическая разработка урока по информатике «Графическое представление числовых данных. Построение диаграмм» представляет собой стандартный урок, где учащиеся знакомятся с графическим представлением числовых данных в прикладной программе Microsoft Excel, повторяют, систематизируют ранее изученный теоретический материал, учатся правильному оформлению результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип и параметры диаграмм.
Урок содействует формированию представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры, развитию сообразительности, смекалки учащихся; воспитанию коммуникативных навыков.
Для урока подобрана практическая работа, состоящая из двух заданий, которые формируют не только навыки графического представления числовых данных, но и отрабатывают навыки нахождения максимального, минимального, среднего значений, правильной записи условия логических функций.
В качестве проверки домашнего задания используется одна из форм контроля – тест (см. Приложение 1).
Урок предназначен для учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ (в зависимости от того, с какого класса начинает преподаваться данный предмет в конкретной школе), для учащихся второго года обучения по профессии «Оператор ЭВМ».
Урок предполагает средний уровень образованности школьников. При проведении урока используется классно-урочная форма работы, рассчитанная на 80 минут (два урока). Описание урока и мультимедийная презентация к нему прилагаются. (см. Приложение 2)
Цели урока: способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач
Задачи урока:
1. Обучающие:
- способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач;
- способствовать закреплению знаний общих принципов работы табличного процессора Microsoft Excel;
- способствовать формированию правильного оформления результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип форматировании и параметры диаграмм;
- формирование представления о вычисления в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры.
2. Развивающие:
- развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
- развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
3. Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
- развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления изученного).
Программное обеспечение:
- Microsoft Power Point на этапе изучения нового материала;
- Microsoft Excel на этапе закрепления и повторения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (см. Приложение 1) В тесте вам предлагаются 10 вопросов с выбором ответа. Время на выполнение 8 минут.
Ключ к тесту:
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
d |
c |
a |
c |
c |
c |
d |
c |
d |
a |
3. Объяснение нового материала.
Итак, предположим, перед нами стоит следующая задача: сравнить среднесуточную температуру окружающего воздуха за ноябрь и за декабрь. Ответить на вопрос, когда зафиксирована самая высокая температура. Как здесь лучше поступить? Скорее всего по имеющимся данным лучше построить график, чтобы нагляднее было видно, как изменяется температура. Или другая задача: найдите промежутки монотонности функций у = 0,5sin(x) на отрезке [-10;10] с интервалом 1. Как мы должны решить эту задачу математически? (Предполагаемые ответы учеников.)
Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики как диаграммы. В рамках сегодняшнего урока вы узнаете:
- Какие типы диаграмм и графиков существуют.
- Как использовать диаграммы для графического представления информации.
- Основные этапы построения диаграмм.
- Основные приемы редактирования и оформления диаграмм.
- Что же такое диаграмма?
Диаграмма – это графическое представление числовых данных. (Записали определение в тетрадь.)
Диаграммы упрощают сравнение и восприятие чисел, поэтому они весьма популярны. За каждый диаграммой стоит свое содержание. Оно может быть простым «Посмотрите, как выросли тиражи изданий» или более сложным «Здесь представлены тиражи наших изданий, выпущенные совместно с западными партнерами». Но во всех случаях диаграммы должны быть наглядными. Если не удается сразу понять, что она означает, значит диаграмма далеко не из лучших.
Диаграммы создаются по элементам – отдельным числам рабочего листа и по ряду данных – группам данных внутри столбца или строки. В рабочем листе Продажа билетов существует множество последовательностей рядов данных; одна последовательность содержит четыре ряда данных – по одному на каждую строку, соответствующую определенному пункту назначения. Другая – включает ряды данных для каждого столбца, соответствующего определенному месяцу. Числа для каждого столбца и строки составляют ряд.
Круговая диаграмма показывает как абсолютную величину каждого элемента ряда данных так и вклад в общую сумму.
Такая диаграмма связана с представлением общего числа чего-либо: общего числа билетов, проданных за месяц или общего числа билетов, проданных за первый квартал.
В многослойной диаграмме можно представлять более одного ряда данных. Это позволяет их сравнивать, например, продажу билетов в январе с продажей билетов в феврале, или продажу билетов в Москву с продажей билетов в Волгоград. В таких диаграммах не требуется, чтобы данные отображали итог за месяц или год. Существует несколько типов многослойных диаграмм. Меняя их можно представить данные различными способами.
Ряд графиков, представленных на рисунке составляют графическую диаграмму, которая отображает связь между количеством проданных билетов за первый квартал и пунктом назначения.
На данном рисунке информация представлена в виде линейчатой диаграммы. Линейчатая диаграмма делает отображение продажи билетов наглядным, например, становится яснее разница между пунктами назначения, хорошо видно, что в Волгоград ездят реже.
Гистограмма – это то же линейчатая диаграмма, но с иной ориентацией осей. В Excel предусмотрен интересный стиль представления гистограммы – диаграмма с накоплением. Накопление как бы добавляет размерность диаграммы, позволяет, например, сравнивать объемы продаж как между различными периодами времени, так и внутри каждого из них.
Как же создать диаграмму?
Самый простой способ состоит в использовании Мастера диаграмм:
- Начните работу с выделения диапазонов данных, по которым диаграмма будет строиться. Если включить в диапазон ячейки, содержащие заголовки полей, то эти заголовки будут отображаться на диаграмме как пояснительные надписи. Убедитесь в том, что диапазоны, которые выделены симметричны: если выделены четыре названия в строках 9-12 столбца А, то в других столбцах, должны быть выделены тоже строки 9-12. Помните, что для выделения несмежных областей следует удерживать клавишу Ctrl.
- Выделив диапазон ячеек данных, надо щелкнуть по кнопке Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная
- На первом шаге Мастера диаграмм выделите тип и вид диаграммы, затем щелкните по кнопке Далее.
- На втором шаге Мастера диаграмм проверьте, правильно ли выделен диапазон ячеек и выберете представление ряда данных по строкам и столбцам. Затем щелкните на кнопке Далее.
- На третьем шаге используйте вкладки для установки различных параметров диаграммы. На вкладке Заголовки задайте заголовок диаграммы. Установите, если необходимо, другие параметры и щелкните по кнопке Далее.
- На четвертом шаге введите название нового рабочего листа для диаграммы или оставьте заданную по умолчанию установку для размещения диаграммы в качестве объекта на текущем рабочем листе. Щелкните по кнопке Готово.
Итак, предположим следующую ситуацию вы создали диаграмму, а она «наложилась» на вашу таблицу или чтобы распечатать таблицу вместе с диаграммой вам ее нужно переместить? А как же это сделать? Если диаграмма размещена как объект на текущем рабочем листе ее необходимо переместить и масштабировать. Перемещение диаграммы в Excel выполняется очень просто. Если диаграмма на рабочем листе не выделена, щелкните на ее области: по углам и сторонам области появятся Маркеры выделения. Пока диаграмма выделена, ее можно перемещать. Нажмите кнопку мыши и, удерживая ее, перетащите диаграмму в новое положение.
А если таблица и диаграмм не умещаются на одном листе, а нам нужно распечатать документ и уместить все на одном листочке. Как поступить? Для изменения размеров диаграммы установите курсор на одном из маркеров выделения. Нажмите кнопку мыши и перетащите маркер, чтобы развернуть или свернуть диаграмму в заданном направлении. Каждый маркер диаграммы изменяет ее размер в своем направлении (по ширине и длине). Для пропорционального масштабирования используйте угловые маркеры.
Созданную диаграмму можно рассматривать как формулу. Если внести изменения в данные, использованные при ее создании, то диаграмма изменится. Готовая диаграмма состоит из ряда элементов, которые можно выбирать и изменять. Выбранный элемент помечается маркерами. Если необходимо подчеркнуть отдельный элемент круговой диаграммы, можно выделить одну из ее долей, а затем сместить ее от центра.
Двойной щелчок на объекте открывает диалоговое окно форматирования. Например, двойной щелчок на любом столбце гистограммы открывает диалоговое окно Формат области диаграммы. В этом диалоговом окне расположены несколько вкладок. Каждая из них содержит параметры для форматирования ряда данных. В зависимости от изменений, которые требуется внести выбираем одну из вкладок и задаем нужные параметры.
А теперь давайте выполним следующее задание: необходимо найти ошибки, которые допустил пользователь при создании диаграммы?
Итак, мы с вами познакомились с основными видами и типами диаграммы, посмотрели, как строятся диаграммы. А сейчас давайте выполним практическую работу.
4. Практическая работа.
Заполните таблицу «Крупнейшие реки» в соответствующей программе по образцу. Рассчитайте максимальные, минимальные и средние значения. Постройте диаграммы:
- Длин рек.
- Расхода воды.
- По средним значениям.
Крупнейшие реки.
Наименование реки |
Местонахождение реки |
Длина реки (км) |
Площадь бассейна (тыс.кв.км) |
Расход воды (куб м/с) |
Обь |
Азия |
5410 |
2990 |
12700 |
Амур |
Азия |
4440 |
1855 |
10900 |
Миссисипи |
Северная Америка |
6420 |
3268 |
19000 |
Янцзы |
Азия |
5800 |
1809 |
34000 |
Нил |
Африка |
6671 |
2810 |
2600 |
Амазонка |
Южная Америка |
6400 |
6915 |
220000 |
Меконг |
Азия |
4500 |
810 |
13200 |
Хуанхе |
Азия |
4845 |
771 |
2000 |
Минимальное значение |
|
|
|
|
Максимальное значение |
|
|
|
|
Среднее значение |
|
|
|
|
Заполните таблицу «Продажа билетов из Урюпинска» в соответствующей программе. Выполните необходимые расчеты. Постройте по данным таблицам не менее 3 диаграмм. Подпишите название каждой диаграмме, оси.
Продажа билетов из Урюпинска.
I квартал | |||||
Пункт назначения |
Январь | Февраль | Март | Всего | Среднее |
Волгоград |
17 |
21 |
36 |
|
|
Камышин |
119 |
101 |
89 |
||
Михайловка |
75 |
77 |
61 |
||
Москва | 93 | 87 | 90 | ||
Общее за месяц | |||||
Среднее за месяц | |||||
Минимум за месяц | |||||
Максимум за месяц |
5. Подведение итогов (выставление отметок за тест и практическую работу).
- Какие виды диаграмм вам известны?
- Назовите основные этапы построения диаграмм.
- Что можно делать с диаграммами?
6. Домашнее задание: конспект.