Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
Но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Ни для кого из нас не секрет, что за редким (но очень приятным) исключением многие учителя, готовясь к уроку, не всегда формулируют триединую дидактическую цель предстоящего урока, включающую в себя обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты. Как правило, все цели формулируются для открытых уроков. И вот тут-то практика показывает, что если худо-бедно обучающие цели формулируются исходя из требований, предъявляемых программами, а воспитательные – зачастую из обыденного опыта, то вот с развивающими задачами возникают проблемы. Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», что, как и зачем надо развивать и вообще надо ли это делать, если, по их словам, на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. И очень хочется, чтобы моя статья помогла в какой-то мере решить эти проблемы.
Для того чтобы активизировать вашу познавательную деятельность, предлагаю вам для начала решить 4 нестандартные, творческие задачи:
- Изобразите на бумаге ситуацию, когда 12, деленное пополам, будет равно семи.
- Как можно отнять пять от восьми, чтобы ничего не осталось?
- Продолжите, пожалуйста, следующее выражение так, чтобы с точки зрения русского языка оно было грамматически верно: «Я идет …»
- Когда это будет верно: 9 + 8 = 5?
Ответы будут, но попозже.
Все дети талантливы. Надо верить в это. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили.
Родители, учителя и все те, кто в ответе за детей, не должны забывать слова Антуана де Сент-Экзюпери, обращенные почти к каждому из нас: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Можно выделить два уровня способностей:
- Репродуктивный.
- Творческий.
Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу.
На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
Творческие способности проявляются в способности продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Например:
Задание. Назвать лишнее слово из следующего ряда: Лондон, Женева, Париж, Москва.
- Женева – город, а остальные города – столицы.
- Лондон находится на острове, а остальные города – на материке.
- Москва – российский город, а остальные – нет.
- В Женеве – 3 слога, а в остальных – только два.
- В Лондоне – ударение на первом слоге, а в остальных словах – на втором.
- В слове «Париж» 5 букв, а в остальных – 6 букв.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается пробуждение мысли. Но практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимися знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является, в сущности, диалоговым процессом. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего воспроизведением изученного материала. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.
А теперь подробнее о различных видах познавательных задач.
В начале урока можно проводить разминку. Она может проходить в различной форме на усмотрение учителя. Ученики могут отвечать и хором, не поднимая рук, так как цель: кто быстрее; и работать по одному, чтобы все работали в своем темпе. Во всех случаях каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения.
Примерный вариант разминки.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели был вчера?
- У стола 4 угла, один отпилили. Сколько осталось? (5)
- Как правильно сказать: 5 + 7 равно одиннадцать или адиннадцать? (Двенадцать.)
- Какая третья буква в слове «вокзал»?
- Сколько дней в ноябре? (30)
- Сколько будет 6 + 6, деленное на 6? 6 + 6 / 6? (7, потому что первое действие – деление, хотя часто отвечают – 2.)
- Может ли муж жениться на сестре своей вдовы? (Нет, он уже умер.)
- Что мы слышим в начале урока? (Букву У.)
- Что принадлежит только нам, а употребляется чаще другими? (Наше имя.)
Все эти задания подбираются, естественно, в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.
К еще одной разновидности разминки можно отнести цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ребенок считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради «1», если нет – «0».
Я утверждаю, что:
- Существительное «мозоль» - женского рода. (Да.)
- В Южной Америке есть страна, которая называется Серебряная. (Да, страна Аргентина от аргентум - серебро.)
- Кораллы – это растения. (Нет.)
- 888 можно разделить пополам так, чтобы ничего не осталось. (Да, проведя горизонтальную линию.)
- Следующее словосочетание звучит правильно в следующем написании: «Нет носков и чулок». (Да.)
- Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года. (Нет, 1 сентября 1939 года.)
- Мы – жители третьей планеты. (Да, это третья планета от Солнца.)
Общий ответ: 1 101 101 (написать на доске).
Задание. Ребята, прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания:
1, 2, 3… 4? 5! 6?! 7, 8, 9 (написать на доске).
- А теперь устно сосчитайте их сумму. (45)
- Как это можно сделать быстро и рационально?
- Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (100)
- Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам.
- А как это звучит по-английски?
- С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется?
- В названия каких литературных произведений входит это число?
Режим такого диалога между учителем и учениками должен быть щадящим: ни в коем случае не дается негативной оценки. Обучение должно быть победным.
Задания на развитие зрительной памяти.
Вам предлагается очень внимательно прочитать 8 слов, попытаться их запомнить, а затем закрыть написанное листом бумаги и письменно ответить на мои вопросы в конце задания.
мама |
дети |
человек |
брат |
доброта |
тетя |
мужчина |
ребенок |
Вопросы:
- Сколько букв в предпоследнем слове?
- Сколько слов состояло лишь из одного слога?
- Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе?
- Назовите третье с начала слово.
- Сколько слов заканчивалось на согласную?
- Сколько слов заканчивалось на А?
- Какие слова, обозначающие существительные женского рода, вы запомнили?
- Встречалась ли в названных словах буква Ж?
- Запишите два слова с буквой ...
Задания на развитие слуховой памяти.
Прослушайте внимательно 2 раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы.
Вам дали указание: Откройте журнал на 8 странице и найдите 2 абзац снизу. В этом абзаце на 3 строчке сверху вы увидите прилагательное, записанное 5 буквами, в котором пропущена удвоенная буква «Н». Исправьте запись.
А теперь поставьте + или – напротив следующих утверждений:
- Вам надо было открыть газету на 8 странице.
- Вам предложили найти второй абзац снизу.
- Нужный вам абзац состоял как минимум из трех строчек.
- В найденном вами слове было 6 букв.
- Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из 7 букв.
- Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти.
Задание на развитие внимания.
Учащимся предлагаются две таблицы, в каждой из которых вразнобой должны быть записаны числа от 1 до 20.
1 |
16 |
8 |
13 |
2 |
11 |
3 |
8 |
12 |
9 |
19 |
2 |
20 |
6 |
14 |
16 |
20 |
4 |
14 |
18 |
18 |
17 |
7 |
5 |
7 |
15 |
10 |
5 |
10 |
4 |
15 |
13 |
Учитель отмечает, что если чисел 20, то клеточек в таблицах всего 16. Это означает, что какие-то 4 числа в каждой таблице пропущены. От школьников требуется, не водя руками по рисунку, а только глазами, отследить все числа и выписать недостающие. В нашем случае в первой таблице отсутствуют числа 3, 6, 11, 17; во второй таблице не хватает 1, 9, 12, 19.
Подобное задание можно применить:
- на уроках математики в 1 классах для закрепления счета от 1 до 20;
- на уроках английского языка при изучении темы «Числительное»;
- на уроках русского языка с разными целями, в том числе с целью формирования орфографических умений;
- на уроке литературы можно предложить детям выписать отсутствующие числительные и вспомнить названия литературных произведений, в которые они входят («3 толстяка», «12 стульев», «12 месяцев», «15летний капитан»).
Задачи частично-поискового характера.
1. По какому признаку можно объединить следующие числа:
- 121, 40, 31, 22? (По сумме цифр, из которых они состоят: она в каждом случае равна 4.)
- 2, 9, 20? (Все числа начинаются с буквы Д.)
- 1, 5, 7? (По количеству букв в слове.)
2. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда.
|
|
3. Определите, по какому принципу объединены следующие, так не похожие друг на друга слова в одну группу:
- Вата, сова, дрова, олива. (Если во всех словах заменить букву В на Ф, получатся новые полнозначные слова – фата, софа, дрофа, олифа.)
- Сень, беда, корь. (Прибавляем к каждому из них букву Я и получаем: ясень, ябеда, якорь.)
- Блок, даль, вена, лист. (Эти слова могу выступать как в роли имен собственных, так и нарицательных.)
- Духи, орган, хлопок, замок. (Это двуударные слова).
Задание на тренировку логического мышления.
Надо понять, какие существуют отношения между членами пропорции, найти недостающий член и заполнить пропуск.
- Черное – белое = огонь – ... (вода).
- Лампа – ... = радио – звук (свет).
- Больница – больные = парк – ... (отдыхающие).
- Дети – игра = взрослые – ... (работа).
- Змея – нора = ... – конура (собака).
- Доска – аксод = парта – ... (атрап).
- Казак – казак = пара – ... (арап).
- Музыка – ноты = речь – ... (звук).
А теперь ответы на задачи, предложенные в начале статьи, в подарок за ваше терпение:
- X| | (провести горизонтальную линию).
- Если от римской цифры | | отнять пять составляющих ее палочек, то ничего не останется.
- «Я идет … после Ю».
- 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но это возможно на «языке часов». Если к 9 часам утра прибавить 8, то получится 17 часов, а в разговорной речи пять часов.
Подобные задачи можно использовать при любой технологии ведения урока и преподавания материала. Они всегда будут полезными.
И помните, что «немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». (К.Н.Боуви)
Статья составлена на основе статьи в журнале «Завуч» №4, 1998 год.