Управление процессом развития творческих способностей учащихся

Разделы: Математика


Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
Но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.

Плутарх

Ни для кого из нас не секрет, что за редким (но очень приятным) исключением многие учителя, готовясь к уроку, не всегда формулируют триединую дидактическую цель предстоящего урока, включающую в себя обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты. Как правило, все цели формулируются для открытых уроков. И вот тут-то практика показывает, что если худо-бедно обучающие цели формулируются исходя из требований, предъявляемых программами, а воспитательные – зачастую из обыденного опыта, то вот с развивающими задачами возникают проблемы. Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», что, как и зачем надо развивать и вообще надо ли это делать, если, по их словам, на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. И очень хочется, чтобы моя статья помогла в какой-то мере решить эти проблемы.

Для того чтобы активизировать вашу познавательную деятельность, предлагаю вам для начала решить 4 нестандартные, творческие задачи:

  1. Изобразите на бумаге ситуацию, когда 12, деленное пополам, будет равно семи.
  2. Как можно отнять пять от восьми, чтобы ничего не осталось?
  3. Продолжите, пожалуйста, следующее выражение так, чтобы с точки зрения русского языка оно было грамматически верно: «Я идет …»
  4. Когда это будет верно: 9 + 8 = 5?

Ответы будут, но попозже.

Все дети талантливы. Надо верить в это. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили.

Родители, учителя и все те, кто в ответе за детей, не должны забывать слова Антуана де Сент-Экзюпери, обращенные почти к каждому из нас: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».

Можно выделить два уровня способностей:

  • Репродуктивный.
  • Творческий.

Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу.

На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

Творческие способности проявляются в способности продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Например:

Задание. Назвать лишнее слово из следующего ряда: Лондон, Женева, Париж, Москва.

  • Женева – город, а остальные города – столицы.
  • Лондон находится на острове, а остальные города – на материке.
  • Москва – российский город, а остальные – нет.
  • В Женеве – 3 слога, а в остальных – только два.
  • В Лондоне – ударение на первом слоге, а в остальных словах – на втором.
  • В слове «Париж» 5 букв, а в остальных – 6 букв.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Именно в ней выражается пробуждение мысли. Но практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимися знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является, в сущности, диалоговым процессом. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего воспроизведением изученного материала. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.

А теперь подробнее о различных видах познавательных задач.

В начале урока можно проводить разминку. Она может проходить в различной форме на усмотрение учителя. Ученики могут отвечать и хором, не поднимая рук, так как цель: кто быстрее; и работать по одному, чтобы все работали в своем темпе. Во всех случаях каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения.

Примерный вариант разминки.

  1. Какое сегодня число?
  2. Какой день недели был вчера?
  3. У стола 4 угла, один отпилили. Сколько осталось? (5)
  4. Как правильно сказать: 5 + 7 равно одиннадцать или адиннадцать? (Двенадцать.)
  5. Какая третья буква в слове «вокзал»?
  6. Сколько дней в ноябре? (30)
  7. Сколько будет 6 + 6, деленное на 6? 6 + 6 / 6? (7, потому что первое действие – деление, хотя часто отвечают – 2.)
  8. Может ли муж жениться на сестре своей вдовы? (Нет, он уже умер.)
  9. Что мы слышим в начале урока? (Букву У.)
  10. Что принадлежит только нам, а употребляется чаще другими? (Наше имя.)

Все эти задания подбираются, естественно, в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся.

К еще одной разновидности разминки можно отнести цифровой диктант. Этот вид работы является более простым, так как от учащихся требуется не формулировка ответа на вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ребенок считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради «1», если нет – «0».

Я утверждаю, что:

  1. Существительное «мозоль» - женского рода. (Да.)
  2. В Южной Америке есть страна, которая называется Серебряная. (Да, страна Аргентина от аргентум - серебро.)
  3. Кораллы – это растения. (Нет.)
  4. 888 можно разделить пополам так, чтобы ничего не осталось. (Да, проведя горизонтальную линию.)
  5. Следующее словосочетание звучит правильно в следующем написании: «Нет носков и чулок». (Да.)
  6. Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года. (Нет, 1 сентября 1939 года.)
  7. Мы – жители третьей планеты. (Да, это третья планета от Солнца.)

Общий ответ: 1 101 101 (написать на доске).

Задание. Ребята, прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания:

1, 2, 3… 4? 5! 6?! 7, 8, 9 (написать на доске).

  1. А теперь устно сосчитайте их сумму. (45)
  2. Как это можно сделать быстро и рационально?
  3. Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? (100)
  4. Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам.
  5. А как это звучит по-английски?
  6. С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется?
  7. В названия каких литературных произведений входит это число?

Режим такого диалога между учителем и учениками должен быть щадящим: ни в коем случае не дается негативной оценки. Обучение должно быть победным.

Задания на развитие зрительной памяти.

Вам предлагается очень внимательно прочитать 8 слов, попытаться их запомнить, а затем закрыть написанное листом бумаги и письменно ответить на мои вопросы в конце задания.

мама

дети

человек

брат

доброта

тетя

мужчина

ребенок

Вопросы:

  1. Сколько букв в предпоследнем слове?
  2. Сколько слов состояло лишь из одного слога?
  3. Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе?
  4. Назовите третье с начала слово.
  5. Сколько слов заканчивалось на согласную?
  6. Сколько слов заканчивалось на А?
  7. Какие слова, обозначающие существительные женского рода, вы запомнили?
  8. Встречалась ли в названных словах буква Ж?
  9. Запишите два слова с буквой ...

Задания на развитие слуховой памяти.

Прослушайте внимательно 2 раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы.

Вам дали указание: Откройте журнал на 8 странице и найдите 2 абзац снизу. В этом абзаце на 3 строчке сверху вы увидите прилагательное, записанное 5 буквами, в котором пропущена удвоенная буква «Н». Исправьте запись.

А теперь поставьте + или – напротив следующих утверждений:

  • Вам надо было открыть газету на 8 странице.
  • Вам предложили найти второй абзац снизу.
  • Нужный вам абзац состоял как минимум из трех строчек.
  • В найденном вами слове было 6 букв.
  • Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из 7 букв.
  • Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти.

Задание на развитие внимания.

Учащимся предлагаются две таблицы, в каждой из которых вразнобой должны быть записаны числа от 1 до 20.

1

16

8

13

2

11

3

8

12

9

19

2

20

6

14

16

20

4

14

18

18

17

7

5

7

15

10

5

10

4

15

13

Учитель отмечает, что если чисел 20, то клеточек в таблицах всего 16. Это означает, что какие-то 4 числа в каждой таблице пропущены. От школьников требуется, не водя руками по рисунку, а только глазами, отследить все числа и выписать недостающие. В нашем случае в первой таблице отсутствуют числа 3, 6, 11, 17; во второй таблице не хватает 1, 9, 12, 19.

Подобное задание можно применить:

  • на уроках математики в 1 классах для закрепления счета от 1 до 20;
  • на уроках английского языка при изучении темы «Числительное»;
  • на уроках русского языка с разными целями, в том числе с целью формирования орфографических умений;
  • на уроке литературы можно предложить детям выписать отсутствующие числительные и вспомнить названия литературных произведений, в которые они входят («3 толстяка», «12 стульев», «12 месяцев», «15летний капитан»).

Задачи частично-поискового характера.

1. По какому признаку можно объединить следующие числа:

  • 121, 40, 31, 22? (По сумме цифр, из которых они состоят: она в каждом случае равна 4.)
  • 2, 9, 20? (Все числа начинаются с буквы Д.)
  • 1, 5, 7? (По количеству букв в слове.)

2. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда.

слава (сапог) порог
плешь (...) надел

конверт (балкон) булка
манера (...) кирка

река (вера) ров
писк (...) сад
рис (срок) кров
рак (...) клин

3. Определите, по какому принципу объединены следующие, так не похожие друг на друга слова в одну группу:

  • Вата, сова, дрова, олива. (Если во всех словах заменить букву В на Ф, получатся новые полнозначные слова – фата, софа, дрофа, олифа.)
  • Сень, беда, корь. (Прибавляем к каждому из них букву Я и получаем: ясень, ябеда, якорь.)
  • Блок, даль, вена, лист. (Эти слова могу выступать как в роли имен собственных, так и нарицательных.)
  • Духи, орган, хлопок, замок. (Это двуударные слова).

Задание на тренировку логического мышления.

Надо понять, какие существуют отношения между членами пропорции, найти недостающий член и заполнить пропуск.

  • Черное – белое = огонь – ... (вода).
  • Лампа – ... = радио – звук (свет).
  • Больница – больные = парк – ... (отдыхающие).
  • Дети – игра = взрослые – ... (работа).
  • Змея – нора = ... – конура (собака).
  • Доска – аксод = парта – ... (атрап).
  • Казак – казак = пара – ... (арап).
  • Музыка – ноты = речь – ... (звук).

А теперь ответы на задачи, предложенные в начале статьи, в подарок за ваше терпение:

  1. X| | (провести горизонтальную линию).
  2. Если от римской цифры | | отнять пять составляющих ее палочек, то ничего не останется.
  3. «Я идет … после Ю».
  4. 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но это возможно на «языке часов». Если к 9 часам утра прибавить 8, то получится 17 часов, а в разговорной речи пять часов.

Подобные задачи можно использовать при любой технологии ведения урока и преподавания материала. Они всегда будут полезными.

И помните, что «немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». (К.Н.Боуви)

Статья составлена на основе статьи в журнале «Завуч» №4, 1998 год.