Цель:
- продолжать формировать интерес к человеку;
- дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
- познакомить детей со строением глаза;
- воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
- привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
- расширять пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «глазной нерв», «хрусталик», «мышцы глаза».
Предварительная работа:
- разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
- разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
- предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного;
- беседа по теме «Зрение»;
- разучивание дидактических и подвижных игр:
- «Рассмотри дерево» (тренировка зрительной памяти);
- «Найди одинаковые предметы» (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
- рассматривание познавательных рисунков;
- организация сюжетно-ролевой игры «Больница» (на приеме врач-окулист);
- чтение стихотворения А. Барто «Очки».
Оборудование и материалы:
- иллюстрация «Строение глаза»;
- картинки «Продукты питания», «Слепая девочка читает», «Памятник слепому человеку»;
- игрушка пчела;
- картинки «Хорошо, плохо для глаз»;
- фотоаппарат;
- таблица для определения остроты зрения;
- набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
- медицинский халат для медсестры;
- номерки в гардероб, бахилы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?
Дети: Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей.
(Дети заходят в кабинет. Врач (воспитатель, далее врач) проверяет зрение некоторых детей, выписывает рецепты.)
Врач: Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.
Разыгрывается сценка.
Врач:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
1 ребенок:
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
2 ребенок:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
3 ребенок:
Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.
4 ребенок:
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
5 ребенок:
Дима хочет быть пилотом –
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.
6 ребенок:
Будет наш Андрей танкистом,
А Сергей парашютистом.
Врач:
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Врач: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Медсестра (достает фотоаппарат): Ребята, что это такое?
Дети: Фотоаппарат.
Медсестра: Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Дети: Открывается маленькое круглое отверстие.
Врач: Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети: Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
Врач: Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
(Дети выполняют задание.)
Врач: А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
(Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.)
Врач: Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
Физкультурная минутка (проводят дети).
1 ребенок:
Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
2 ребенок:
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3 ребенок:
Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4 ребенок:
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Врач:
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?
Глаз – очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба – его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Дети: Ресницы.
Врач: Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры… Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия. Как вы думаете, какие?
(Дети высказывают свои предположения.)
Врач: Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?
Дети: Нет, недостаточно.
Врач: Почему?
(Дети пытаются объяснить.)
Врач: Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?
Дети: Мы снова загораживаем свет рукой.
Врач: Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети: Свет должен падать слева.
Врач: Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети: Нет!
Врач: Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.
(Медсестра (ребенок) предлагает поиграть в игру «хорошо-плохо». Она показывает рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.)
Врач: Давайте сравним эти ситуации, и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты картинок:
- Ребенок трет глаза грязными руками.
- Ребенок читает лицо чистым платком.
- Ребенок читает в транспорте.
- Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
- Ребенок читает, лежа в постели.
- Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.
А сейчас проверим ваши глазки.
(Дети работают со схемой Базарного.)
Физкультурная минутка «Пчелка».
На стене висит изображение пчелки.
Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький – раз,
Красненький – два,
Со скольких цветков я нектар собрала?
(Ответы детей.)
Врач: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
(Ответы детей.)
Врач: Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).
А на этой картинке – памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили?
(Предположения детей.)
- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).
- 1 задание: расставить матрешки по величине.
- 2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
- 3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
- 4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.
Врач: Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
(Ответы детей.)
Врач: Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
(Дети перечисляют.)
(Врач предлагает картинки из набора картинок «Продукты» - морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д. Дети выбирают наиболее полезные для глаз.)
Физкультурная минутка «Самолет».
Врач: А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим «самолетом».)
Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.
(Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом.)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом.)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и изображают полет самолета.)
Врач: А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
- Не трите глаза грязными руками.
- Умывайтесь ежедневно с мылом.
- Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
- Не читайте в транспорте.
- Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
- Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
- Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
- Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
- Ешьте продукты с витаминами.
- Гуляйте на свежем воздухе.
Врач: А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
- Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
- Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
- Быстро моргать (1 мин.).
- Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
(Дети выполняют упражнения.)
Врач: Отгадайте загади:
На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.Два соседа - непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
- Да, это глаза. Глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.
(Угощает детей витамином для глаз – морковкой.)