Цель урока:
1. Образовательная:
- формирование теоретических знаний: особенности рельефа Африки, строение земной коры, закономерности залегания полезных ископаемых;
- формирование умений: показывать на карте формы рельефа, сравнивать физическую карту и карту строения земной коры;
- коррекция и контроль знаний по темам: «ФГП Африки», «История освоения и исследование Африки».
2. Воспитательная:
- дальнейшее развитие географического мышления, научно-географического познания действительности, картографической грамотности;
- формирование опыта творческой деятельности, эмоцианально-ценностного отношения к изученному.
3. Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, речи, умений применять знания в знакомой и незнакомой ситуации, раскрывать причинно-следственные связи.
Методы и формы работы на уроке: элементы репродуктивного, проблемного, индуктивный, дедуктивный методы формирования закономерностей, дифференцированный подход, фронтальный устный и письменный, индивидуальный устный и письменный, опорные сигналы.
Тип урока:
- По дидактической цели: комбинированный.
- По характеру познавательной деятельности: проблемный (урок развивающего обучения).
Оборудование:
- вербально-информационные средства обучения: дидактические материалы-карточки, тесты;
- наглядные средства обучения: «физическая карта Африки», схема «Горы Африки», «немая» карта, атласы, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивация учеников.
Учитель читает: Материк, который мы начали изучать называют соседом Европы. Для него характерны контрасты: громадные пустынные пространства и непроходимые экваториальные леса. Изнуряющая жара и сверкающие снежными шапками горы. Сильные ливни и горячие песчаные смерчи. Это самый жаркий материк на земле. Даже в его названии слышится «хрип человека, задыхающегося от жажды и зноя».
Давайте вместе назовем, его ученики называют: «Африка»
О, Африка,
Земля великих фараонов
И пирамид, чье сотворенье
Подчинено неведомым законам,
О, Африка, отечество мое,
Ведь я подумал о тебе:
Ты, как луна, плывешь,
Вознесши парус.
Ты край обетованный…
Ответь мне, Африка,
Куда плывешь ты?
(Майкл Дей-Ананг, поэт Ганы.)
II. Контроль знаний.
«Африканский базар» (индивидуальный письменный опрос).
- Ученикам предлагаются дифференцированные задания по выбору на «5», «4», «3» (3-4 ученика).
- Работа с консультантом (т.е. «сильный» ученик консультирует «слабого» ученика или ученика пропустившего урок по болезни).
С остальным классом учитель проверяет знания номенклатуры по «ФГП Африки».
Игра «Светофор» (фронтальный устный опрос).
У учащихся заранее заготовлены красный и зеленый картонные кружки:
- Красный - Нет.
- Зеленый - Да.
(После каждого предложения ученики поднимают кружки.)
«Письмо путешественника».
Исследуя Африку я узнал:
- Экватор пересекает материк посередине.
- Поэтому половина Африки находится в западном, а половина в восточном полушарии.
- На северо-востоке по материковому перешейку можно пешком перейти из Африки в Евразию.
- Африканский континент занимает 2 место по площади.
- После материка Северная Америка.
- Береговая линия Африки изрезана слабо.
- С севера и запада омывает Атлантический, с востока Индийский океан.
- Гибралтарский пролив соединяет Индийский океан с Красным морем.
- Я прекрасно отдохнул недалеко от Африки на Карибских островах.
- Свое исследование материка я завершил на мысе Игольный - крайней восточной точке Африки.
Теперь поговорим об истории освоения и исследования Африки.
Вопросы учителя:
- В каком веке появилось название «Африка»?
- Что означает слово «Африка» в переводе с латинского?
- С каким государством связано представление европейцев об Африке?
- Что было раньше исследовано побережье или внутренние районы материка?
- Назовите фамилии путешественников, которые изучали природу и население Африки?
Ответы учеников:
- IV век д.н.э.
- «Безморозный».
- С Карфагеном и Египтом.
- Побережье.
- Б. Диаш, Васко да Гама, М. Парк, Д. Спик, Д. Ливингстон, Г. Барт, Е.П. Ковалевский, Н.Н. Вавилов, В.В. Юнкер, Н.Н. Миклухо-Маклай.
Цифровой тест (фронтальный письменный опрос).
Задание. Установите соответствие между именем путешественника и районом его исследования.
I вариант | |
|
|
II вариант | |
|
|
Ответы:
I вариант
|
|
III. Изучение нового материала.
Тему урока мы сможем записать, если отгадаем кроссворд:
- Какой слой горных пород отсутствует в океанической земной коре.
- Как называется пояс активных землетрясений.
- Эта гора в переводе с греческого означает «Бог огня».
- Как называются равнины высотой от 500 - 1000 м.
- Как называется единый, древний материк.
- Как называется зона глубоких разломов в земной коре.
Рельеф один из главных природных компонентов. На что влияет рельеф?
- На распределение осадков.
- На характер и направление течения рек.
- На формирование почв и растительного покрова.
(Учитель указывает на важность изучения рельефа материка.)
План урока:
- Особенности строения земной коры Африки.
- Особенности рельефа.
- Закономерности залегания полезных ископаемых.
Строение земной коры.
Вопросы:
- Что такое литосфера?
- Литосфера монолитна?
- Определите, на какой литосферной плите находится, Африка?
- Какие, движения происходят на границах, литосферных плит?
- Какие движения происходят на востоке Африки?
- Где на литосферных плитах находятся платформы и складчатые зоны?
- По карте «строение земной коры» определите, какая платформа находится в центре Африканской плиты?
- Какую площадь она занимает?
- Какие виды складчатых зон находятся, на окраинах?
- Сравним 2 карты: «Строение земной коры» и «Физическую карту Африки». Что находится в основании: а) Восточно-Африканского плоскогорья, б) Капских гор, в) гор Атлас?
- Какой вывод из этого можно сделать?
- Посмотрите на схему «Горные вершины Африки». Чему равна высота гор?
Безмолвно горы смотрят на просторы
Небес, что на вершины их легли
Недвижные, как бы являют горы
Застывшее волнение земли
(Иоганн Гете.)
- Почему горы имеют разную высоту?
- По координатам 3° ю.ш. 38° в.д. найдите, что здесь находится?
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный …
- Определите по карте «Строение земной коры», что находится в основании Килиманджаро? (Мини-сообщение «Гора божества и холода» с показом слайдов.)
- Проблемный вопрос: Как образовался вулкан на платформе. Ведь это противоречит выводу, сделанному раньше?
Ответы:
- Это земная кора и часть верхней мантии.
- Нет, она растрескалась на литосферные плиты.
- Африканская литосферная плита.
- Расхождение и столкновение.
- Расхождение (учитель отмечает что здесь, находится Великий Африканский разлом).
- Платформы - в центре материка, а складчатые зоны на границе литосферных плит.
- Африкано-Аравийская древняя платформа.
- 2/3 материка.
- Древнейшая, древняя, новая складчатости.
- а) древняя платформа, б) древнейшая складчатость, в) новая складчатость.
- Вывод: складчатым зонам в рельефе соответствуют горы, а платформам - равнины.
- 12. Капские - 2326 м. Атлас - 4165 м. Килиманджаро - 5895 м.
- Эти горы образовались в разную складчатость, в древнейшую - они ниже, в новую - выше, т.е. высота гор зависит от возраста складчатости.
- Вулкан Килиманджаро.
- Платформа.
- Здесь проходит Великий Африканский разлом, где происходят частые землетрясения и образуются вулканы.
Рельеф.
Вопросы:
- Какие формы рельефа преобладают в Африке?
- По физической карте Африки определите, какой вид равнин преобладает на материке?
- Где на материке располагаются низменности?
- Почему равнины занимают большую часть материка?
- Определите, какая часть материка выше, а какая ниже?
Ответы:
- Равнины.
- Средние (возвышенности), высокие (плоскогорья).
- По побережью и в долинах рек.
- Т.к. большую часть материка занимает Африкано-Аравийская платформа.
- Высокая: южная и восточная (б. 1000 м), низкая: северная и западная (н. 1000 м).
Учитель: Очень давно в кайнозойскую эру ю. и в. поднимался, а с. и з. опускался.
Отработка номенклатуры рельефа Африки.
- Что, значит, знать номенклатуру? (Это значит: уметь показывать по карте, уметь правильно писать, уметь правильно произносить.)
- Ответьте на вопросы и выпишите в тетрадь названия гор и
равнин Африки:
- Нагорье на востоке? (Эфиопское.)
- Массив, пересекающий экватор? (Рувензори.)
- Горы-«чудовище»? (Драконовы.)
- Впадина и пустыня, носят одно название? (Калахари.)
- Название плоскогорья указывает его местоположение? (Восточно-Африканское.)
- Впадина в бассейне крупней шей реки? (Конго.)
- Горы, смотрящие на Гибралтарский пролив? (Атлас.)
- Нагорье на юге Алжира? (Ахаггар.)
- Горы, находящиеся севернее м. Игольный? (Капские.)
Полезные ископаемые.
- Что такое полезные ископаемые? (Горные породы и минералы, используемые в хозяйстве.)
- Какие виды полезных ископаемых вы узнали?
- Он черный блестящий,
он несёт в дома тепло,
от него кругом светло.
помогает, плавить стали
делать краски и эмали. (Уголь.) - Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф.) - Если встретишь на дороге,
то увязнут сильно ноги,
а сделать миску или вазу –
она понадобиться сразу. (Глина.) - Без неё не побежит
ни такси, ни мотоцикл
не поднимется ракета.
Отгадайте что же это? (Нефть.) - Он очень прочен и упруг
строителям надёжный друг
дома, ступеньки, постаменты
красивы, станут и заметны. (Гранит.) - Покрывают им дороги,
улицы в селении,
а ещё он есть в цементе
сам он удобрение. (Известняк.)
- Он черный блестящий,
- Какие из них осадочные, какие магматические? (Осадочные: все кроме гранита.)
- Вспомните закономерности залегания осадочных и магматических горных пород? (Осадочные: в осадочном чехле платформ; магматические: в фундаменте платформ и складчатых зонах.)
- По карте «Строение земной коры» определите, где залегают в Африке осадочные и магматические горные породы? (Осадочные на севере и западе, магматические на юге и востоке.)
- Конкретизируйте.
IV. Закрепление.
Игра «Буквенная мозаика».
- А – Африканская.
- Б – Драконовы.
- Д – осадочные.
- Е – Кения.
- Л – равнины.
- М – Африкано-Аравийская.
- Н – Великий разлом.
- О – Атлас.
- Р – Складчатая зона.
- Т – Капские.
- Ц – Килиманджаро.
- Ч – платформа.
- Ш – горы.
- Ы – магматические.
- Я – внутренние силы.
- Какая платформа находится в основании Африки? (Африкано-Аравийская - М.)
- Какие горы образовались в новую складчатость? (Горы Атлас - О.)
- Какая форма рельефа преобладает в Африке? (Равнины - Л.)
- Какие горы находятся на северо-западе материка? (Горы Атлас - О.)
- Какой вид полезных ископаемых залегает в чехле платформы? (Осадочные - Д.)
- Как называется самая высокая точка Африки? (Килиманджаро - Ц.)
- Какой вид полезных ископаемых залегает на юге и востоке материка? (Магматические - Ы.)
Прочтите, что получилось из букв «Молодцы».
V. Рефлексия.
- Что мы узнали на уроке? (Строение земной коры, особенности рельефа, закономерности залегания полезных ископаемых.)
Оцените урок, поднимите карточку или .
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: § 22, номенклатура рельефа.
Творческое задание: в этой цифровой цепочке зашифрованы 7 названий, расшифруйте их.
3482 5895 3088 2918 5109 4620 4070