Использование педагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


Анализ реальных ситуаций показывает, что за последние десятилетия резко возросло количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Проблема выявления и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Как показывает статистика, с каждым годом число неговорящих детей не сокращается, а возрастает. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста.

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми страдающими отклонениями в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных логоритмических упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности. Таким образом логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому восприятию дошкольников, вводя их с раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости.

Цель занятия: развитие певческих навыков у детей с нарушением речи, через систему упражнений, заданий, логоритмических, тестовых и пальчиковых игр.

Программное содержание:

  1. Приобщать детей к прослушиванию классической музыки.
  2. Учить детей различать оттенки настроения в музыке, определять характер музыкального произведения.
  3. Вызывать у детей эмоциональный отклик.
  4. Развивать чистоту певческой интонации, формирование ровности в пропевании гласных.
  5. Обобщение навыков в пении: артикуляция, произношение, проговариваемость слогов.
  6. Развивать чувство ритма в играх, хороводах, танцах.

Музыкальный репертуар:

  • песни:
    • «Белая песенка», муз. Н.Мурыгевой, сл. Л.Петровой;
    • «Елочка», музыка и слова Н.Е.Орловой;
    • «В нашем зале» муз. Д.Б.Кабалевского;
  • Т. Свиридов «Отзвуки вальса, «Зимняя дорога»;
  • игра-танец: «Мы решили танцевать».

Предварительная работа: разучивание музыкального репертуара, прослушивание классической музыки.

Атрибуты и материалы:

  • сюжетные картинки: паровоз с вагончиками, Дед Мороз, снеговик, лисичка, медвежонок;
  • планшет «Елочка»;
  • новогодние украшения: разноцветные шары;
  • фланелеграф.

Ход занятия

Зал оформлен по-зимнему. Около центральной стены стоят деревья в серебряном убранстве. Дети заходят под музыку, встают по кругу.

Музыкальный руководитель:

Оделась речка в тонкий лед
А снег идет, идет, идет.
Вовсю старается зима
Белит поля, белит дома.

- Посмотрите, как красиво кругом!

Проводится жестовая игра «Ели» (текст сопровождается движениями).

Ели на опушке
До небес макушки. (Дети поднимают руки вверх.)
Слушают, молчат, (Ладони прикладывают к ушам.)
Смотрят на внучат. (Повороты вправо-влево.)
А внучата елочки (Выполняются полуприседания.)
Тонкие иголочки
У лесных ворот (Руки поднимают над головой «домиком».)
Водят хоровод. (Кружатся.)

Музыкальный руководитель берет в руки снежинку.

Музыкальный руководитель:

Кружатся снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Игра со снежинками с использованием дыхательных упражнений на формирование экономичного выдоха, подготовка к правильному звукообразованию.

Снежинки вправо полетели
Снежинки влево полетели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.

Дети держат в руках снежинку, дуют на нее, отводя немного руку вправо, влево, вверх, вниз.

Музыкальный руководитель:

Много снега намело
А теперь мы лыжи взяли,
С горки весело съезжаем.

Дети под музыку движутся шагом лыжников.

Музыкальный руководитель: А теперь настал черед знаменитых фигуристов.

Дети двигаются скользящим шагом фигуристов; катание может быть по одному, парами и тройками.

Дети садятся на места.

Музыкальный руководитель: Какие праздники бывают зимой?

Дети: Новый год!

Музыкальный руководитель:

Ну конечно, Новый год,
Что он детям принесет?

Дети: Снежинки, хлопушки, игрушки.

Музыкальный руководитель:

А еще для всех
Принесет веселый смех
И, конечно, елочку.

Музыкальный руководитель выставляет планшет с изображением елочки.

Музыкальный руководитель: Елочка наша такая красивая, но почему-то она загрустила. Почему, ребята, скажите?

Дети: На елочке нет украшений, фонариков и огоньков.

Музыкальный руководитель: Это не беда, мы сейчас это исправим. К нам на праздник новогодний приедет Дед Мороз, который привезет для нашей елочки новогодние украшения. Но без нашей помощи ему дорогу к нам не найти.

Воспитатель выставляет фланелеграф с изображением паровоза с вагончиками.

Музыкальный руководитель:

Мы отправим паровоз,
Чтоб он Дедушку привез.

А чтобы веселей было паровозу и нам мы послушаем фрагмент из музыкального произведения Георгия Свиридова «Зимняя дорога» (определить характер, настроение; показать на карточках настроений).

По окончании музыки выставить на фланелеграф картинки с изображениями Деда Мороза, лисы, снеговика.

Воспитатель:

Возвращается наш поезд,
Машинист в нем Дед Мороз,
Много он игрушек разных
В детский садик нам принес.

Показывает разноцветные новогодние шары с «волшебными» гласными звуками.

Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, нашу елочку украшать.

Дети пропевают звуки и прикрепляют шары на елочку.

Звук:

А – красный,
Я – розовый,
О – желтый,
Ё – оранжевый,
У – синий,
И – зеленый,
Ю – голубой.

Звуки пропеваются попарно: А-Я; О-Ё; У-Ю – в восходящем положении и наоборот.

Воспитатель:

Игрушки разноцветные
На елочке развесили.
И все глядят на елочку
И всем сегодня весело.

Распевание попевки: «В нашем доме все девчонки, все мальчишки любят петь» в разных формах жанра: марш, танец, песня.

Музыкальный руководитель:

А на улице снежная зима
Белым снегом все покрыто
И деревья, и дома.

Исполняется «Белая песенка» Н.Мурыгевой и «Елочка» Н.Е.Орловой.

Музыкальный руководитель:

Едут в поезде, ребята,
Белочки и зайчики.
К девочкам и мальчикам.
У последнего вагона
Так колеса говорят
Туки-туки, туки-бом
Мы оркестр для вас везем.

Игра «Дирижер».

Выбирается ребенок дирижер, дети под музыку играют на воображаемых инструментах: скрипке, рояле, балалайке, барабане.

Воспитатель:

К нам приехал Снеговик
Он к снегу, к холоду привык.
Он не хочет здесь стоять,
Хочет с нами поиграть.

Жестовая пальчиковая игра «Снеговик».

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок. (Дети круговыми движениями ладоней изображают как скатывают снежный ком.)
Он превратился в толстый ком (Соединяют вытянутые руки, изображают большой ком.)
И станет ком снеговиком (Вытянутой правой рукой рисуют восьмерку.)
Его улыбка так светла (Ладоши правой и левой руки кладут под подбородок.)
2 глаза, шляпа, нос, метла (Показывают глаза; круговое движение руки над головой; нос, рука поднятая над головой кисть опущена вниз.)
Но солнце припечет слегка
Увы- и нет снеговика.

После игры дети выходят парами на игру-танец «Мы решили танцевать» (координация пения с движениями).

Хоровод «Узнай чей голосок».

Дети:

Мы по кругу идем
Нашу песенку поем
Ты послушай, дружок,
Чей звучит голосок.

Дети идут по кругу хороводным шагом.

По окончании попевки дети пропевают имя ведущего.