Урок по экологии в 10-м классе "Дыхание города"

Разделы: Экология


Цели урока:

  1. Расширить знания о проблеме загрязнения городов.
  2. Изучить степень запыленности своего микрорайона.
  3. Изучить экологическое состояние улиц (близлежащих к школе).

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с экологической обстановкой в городе.
  2. Развивать экологическую культуру.
  3. Научить ребят оперировать понятиями об антропогенном воздействии на биосферу, урбоэкологии.
  4. Освоить определенные практические умения при выполнении лабораторно-практических работ.

Виды ученической деятельности:

  • работа со справочной литературой;
  • обсуждение, анализ информации;
  • исследовательская работа;
  • наблюдения и другие.

Дидактическое обеспечение:

  • видеосюжет (по теме «Городской воздух»);
  • тематические плакаты и рисунки, выполненные ребятами;
  • комплект рабочих листов по числу учеников в классе.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Видеосюжет.
  3. Выступление учащихся (об экологической обстановке в нашем городе Чебоксары).
  4. Работа учеников по творческим группам (отчет о проделанной работе, обсуждение результатов, выполнение заданий).
  5. Выводы и итоги урока.

Этапы экологического исследования (задания даются заранее).

Задание 1. Подсчитать количество машин, проезжающих по близлежащим улицам, разделив их на типы: легковые, грузовые, автобусы. Подсчет вести 2 раза в день: с 10 до 11ч. (время затишья) и с 17 до 18 ч. (час пик).

Задание 2. Подготовить плакаты, рисунки, иллюстрирующие проблему загрязнения атмосферу городов (по творческим группам).

Задание 3. «Изучение запыленности воздуха».

Материалы и оборудование: прозрачная клейкая пленка, листы чистой бумаги, весы.

  1. Приготовьте одинаковые картонные коробки (можно из-под обуви или торта), приложите на дно лист чистой бумаги и поставьте их на 5 суток в разных местах: рядом с домом, со стороны улицы, вдоль автострады, по краям и вдоль зеленой зоны.
  2. Взвесте листы, определите массу осевшей пыли в разных местах и заполните таблицу:

Место проведения

Масса пыли в граммах за 5 суток

Масса пыли в граммах за 1 сутки (в среднем)

Источник загрязнения атмосферного воздуха

  1. Во дворе
  2. Вдоль дороги
  3. ... и т.д.
     

Тесты (для закрепления):

1) Выберите правильное утверждение: «В атмосфере Земли содержится 20,95% ...»:

  1. азота;
  2. кислорода;
  3. углекислого газа;
  4. аргона.

2) Доля какого газа в атмосфере Земли по вине человека уменьшается?

  1. аргона;
  2. кислорода;
  3. диоксида азота (NO2);
  4. диоксида углерода (CO2).

3) Выберите правильное утверждение: «На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе ...» следующих процессов:

  1. горения;
  2. дыхания;
  3. окисления;
  4. восстановления.

4) Выберите правильное утверждение: «Озоновый слой находится ...»

  1. в нижнем слое атмосферы;
  2. верхнем слое атмосферы;
  3. в верхнем слое океана;
  4. на глубине океана.

*Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные дороги необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров?

Экспертная справка. (Приложение)

Ход урока

Организационный момент.

На доске:

«Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И от чего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.»

Ф.И. Тютчев

Учитель: Добрый день! Дорогие друзья!

Большинство экологически негативных последствий деятельности людей проявляется в изменении атмосферы – ее физического и химического состава. Техногенное воздействие на атмосферу стали причиной таких глобальных изменений, таких как: «парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей. Именно загрязнение атмосферы в наибольшей мере истощает адаптационные возможности человеческого организма.

Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от загрязняющих веществ. Но в настоящее время объем ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в мире резко возрос и составляет много миллионов тонн. Это превышает пределы атмосферы к самоочищению.

Особенно неблагоприятно складывается экологическая обстановка в городах, где сосредоточены крупнейшие промышленные объекты и автострады. Поэтому на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить именно об атмосфере городов.

Тема нашего урока «Дыхание города» (дети пишут в тетрадях).

(Учитель говорит о целях и задачах данного урока.)

(Далее видео фильм по теме «Городской воздух» (7-10 минут).)

Выступление учащихся (по вопросам загрязнения атмосферы в своем собственном городе – Чебоксары (10 минут). Материал ребята подбирают сами.)

Учитель: А теперь давайте попробуем определить какое состояние атмосферы в нашем микрорайоне (идет работа в творческих группах). И попробуем сделать вывод, а также дать рекомендации по улучшению атмосферного воздуха (10 минут).

Выводы (учитель делает вместе с учениками): Загрязняя атмосферу – нарушаются процессы в природе. А человек – часть природы, поэтому при загрязнении атмосферы возникают проблемы со здоровьем человека, на столах у вас таблица. Обратите внимание, какие могут возникнуть проблемы (работа с таблицей).

Учитель: Ребята, каждый из нас должен задуматься над проблемами загрязнения воздуха.

«У каждого века вечность вопрошает: Что же свершится в будущем с природой?»
А. Кольцов.

И в завершении нашей с вами встречи вам нужно выполнить задания которые у вас на столах (ученики делают тесты).

(Учитель оценивает работу учащихся на уроке, а также собирает тетради с тестами и домашними исследования.)

Учитель: Спасибо за работу! Урок окончен.