Роль экологии в сохранении природного дома человечества

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Роль экологии в сохранении природного дома человечества.

Вид урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Тип урока: заочное путешествие.

Цели:

  • повторить понятие об экологии – как науке о взаимосвязи живых систем различных уровней с окружающей средой, взаимодействии человека с природой;
  • обобщить знания учащихся о том, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;
  • на основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь;
  • помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;
  • воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
  • развивать кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Рower Point к уроку, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение, слайд 2)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, а кто к нам пришёл в гости? (Незнайка)
– Сейчас мы разгадаем кроссворд. (Приложение, слайды 3-12)

1. Живет без тела, говорит без языка,
Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

2. Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

4. В лесу родилась, а в воде живет. (Лодка)

5. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

6. Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

7. Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке.
И бормочет, и поет, на себе ее везет,
По соломинке ползет. (Улитка)

8. Не пловец, а плывущему плыть помогает,
He храбрец, а мигает, мигает, мигает. (Маяк)

– Прочитайте слова-отгадки.
– Назовите слова-объекты природы.
– Назовите не природные объекты.
– Что такое природа?
– Какая бывает природа?
– Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? (Экология)
– Давайте вспомним, что такое экология?
– Что может изучать наука экология?
– Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – что значит дом, и «логос» – наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить. Вы уже знаете, что любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей связано с тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые нити как раз и исследует наука экология.

III. Работа по теме

– Ребята, Незнайка хочет, чтобы вы рассказали ему об экологии.
– Давайте отправимся в небольшое путешествие и поделимся нашими знаниями с Незнайкой. (Приложение, слайд 13)

Ученик: В природе всё взаимосвязано, поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей большой вред.
Экологией занимаются многие учёные мира. Часто звучит по радио и телевидению это слово-экология. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы сберечь его, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии с природой.
– А сейчас начнём наше путешествие, после которого ты, Незнайка, всё поймёшь.

Правила экологов (Приложение, слайд 14)

Как весело и интересно бывать на природе.
Помогаем природе!
Изучаем, как человек влияет на природу.
Учимся наблюдать за природой.
Нас, помощников природы становится всё больше и больше!
Закон певчего соловья — будем воспевать красоту родной земли, как соловей!
Закон красной калины — будем украшать землю добрыми делами, как калина — рощу!
Закон заботливой белочки — будем брать от природы только то, что необходимо, заботясь об обновлении природных богатств.
Закон мудрой совы — будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.
Закон золотого подсолнуха — каждое существо, которое живет на Земле, — незаменимо. Оно имеет право на солнце, воздух и воду.
Закон доброго дельфина — будем приходить на помощь каждому, кто в ней нуждается, как дельфин в море.
Закон настойчивого дятла — будем настойчивыми и неутомимыми, как дятлы. И тогда увидим нашу Землю цветущей и здоровой.
Закон священной индийской коровы — будем уступать место животным и растениям, без необходимости не надоедая им.
Закон вечнозеленого барвинка — будем всегда помнить о преимуществе законов природы над законами человеческими.

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук.)
Вдруг мы видим: у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем,
(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим. (Бег на носочках)
На поляну мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень нам наклониться. (Наклоны вперед.)
Как много мы увидели и речку, и цветы.
Узнали много нового и я, и ты, и мы.

Стихи о лесе

Берегите добрый лес,
Он источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели-
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой!

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей сейчас его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной.
Понизу всякие звери водились.
Вдруг мужики с топорами явились…
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и убежал…

– Что вы узнали полезного из этих стихотворений?
– А коллекционировать природный материал можно?

Составление правил коллекционеров (Приложение, слайд 15)

Материал для коллекции нужно собирать, а не срывать.
Живые растения и листья засушивать нельзя.
Нельзя ловить бабочек и жуков: место живых существ – в лесу и на лугу.
Снимать кору деревьев можно только со стволов старых, упавших или спиленных деревьев.
Лишайники и мох лучше всего искать в горах, на камнях или старых деревьях.

Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки» (с последующей беседой)

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зер­нышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало под снегом, а весной пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла в том месте, где упало зернышко.
Пришел в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится». Задрожала яблонька, когда садовник стал ее выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес в сад и посадил в хорошую землю.
Загордилась яблонька в саду. «Должно быть, я редкое дерево,— думает она,— когда меня из лесу в сад перенесли»,— и свысока по­сматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками, не знала она, что попала в школу.
На другой год пришел садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь я совсем пропала!».
Срезал садовник всю зеленую верхушку деревца, оставил один пе­нек, да и тот еще расщепил сверху: в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони, закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепу колышками и ушел.
Прихворнула яблонька; но была она молода и скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. Пьет веточка соки сильной яблоньки и растет быстро: выкидывает почку за почкой, листок за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами. Опали бело-ро­зовые лепестки, и на их месте появилась зеленая завязь, а к осени из завязи сделались яблоки, да уж не дикие кислицы, а большие, румя­ные, сладкие, рассыпчатые! И такая-то хорошенькая удалась яблонь­ка, что из других садов приходили брать от нее побеги для прищеп.

– Правильно ли сделал человек?

Экологичесике связи

img1.gif (553 bytes)

(т.е. живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду.)

Например, живые организмы изменяют состав воздуха.
В лесу благодаря растениям в почве больше влаги.
В лесу изменяются температура воздуха и особенности освещения по сравнению с открытым местом.
Многие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, известняк) образовались из остатков живых организмов.

Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.
Движение воздуха – ветер – служит средством распространия плодов и семян целого ряда растений.

Животные распространяют плоды и семена растений, для чего у некоторых плодов имеются специальные приспособления (например, крючочки у семян лопуха).
Многие животные питаются растениями.
Растения выделяют кислород, которым дышат животные.
Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнезд птицами.

Связи между человеком и природой проявляются, прежде всего в той многообразной роли, которую природа играет в материал ной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнением) воздуха и вод, уничтожение лесов, животных, растений и т.д.).

Что будет, если исчезнут насекомые?
Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их, – если исчезнут пчелы, бабочки, шмели, цветочные мухи, то начнут исчезать и растения, потому что растения без насекомых не смогут образовывать плоды и семена.
Если исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязняться. Мы. люди, почти никогда не видим в лесу мертвых птиц и зверьков, ведь не все из них гибнут в пастях хищников, многие умирают своей смертью или погибают от болезней. Мы не видим мертвых зверьков, потому что хорошо работают «лесные санитары» – жуки-могильщики.
Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать и многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими. Например, если исчезнут комары, погибнут птицы, питающиеся комарами, погибнут рыбы, питающиеся личинками комаров, живущими в воде.
Люди должны оберегать насекомых.
– Расскажите, как взаимосвязаны между собой животные, растения и человек?
– А человек всегда правильно обращается с природой?
– Для чего нужна Красная книга?

IV. Итог урока

Составление правил по рисункам «Что можно и чего нельзя делать в природе?» (Приложение, слайд 16)

– Незнайка благодарит ребят.

V. Домашнее задание

– Сделать тест по теме «Природа в опасности!» (Ребятам раздаются)

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные;
б) бесцветные;
в) чистые.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

4. Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники?

а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосно­венна;
б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие расте­ния со всего мира;
в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообра­зие зверей, птиц и насекомых.

– Нарисовать рисунок по данной теме.

Использованная литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002 г.
2. Форощук А.А. Природоведение для начальных классов. – Феникс, 2001 г.
3. Николаенкова Е.И. Тесты по природоведению. – Москва, «Первое сентября», 2002 г.
4. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе, – Москва, АРКТИ, 2007 г.