Тема: Части речи.
Цель: Продолжить знакомство обучающихся с частями речи и их особенностями.
Задачи:
- образовательная : пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению новой информации о частях речи;
- развивающая : развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;
- воспитывающая: способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать другое мнение;
- здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.
Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.
Ход урока
I. Стадия вызова.
1. Организационный момент.
- Ребята, я желаю, чтобы урок русского языка принёс вам радость. Для этого вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для вас, какими вы должны быть на уроке?
-Быть активными, внимательными.
- Чтобы быть внимательными на уроке, вы должны уметь слушать и уважать мнение других (слайд № 2 (см. презентацию).
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Минутка чистописания (слайд № 3).
- Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сушить - ?
старый (человек) - ?
война - ?
- Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
-К словам левого столбика надо подобрать слова-антонимы, начинающиеся на букву “м”:
сушить – мочить;
старый – молодой;
война – мир;
значит, мы будем писать букву “м”.
- Я с вами согласна. Письмо букв Мм, письмо гласных букв в соединении со строчной буквой “м”.
Для чего прописываем буквы?
( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)
- Что вы ещё можете сказать об этих словах?
-Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол.
- Докажите.
3. Словарная работа (слайд № 4).
- Посмотрите на данный шифр и на ключи к нему:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
б |
м |
л |
р |
а |
й |
к |
н |
2 |
т |
и |
в |
е |
о |
ь |
ы |
з |
1-2, 2-5, 1-3, 2-5, 2-1, 2-5, 1-7 |
1 ряд; |
1-2, 1-5, 1-3, 2-2, 1-8, 2-5, 2-3, 2-7, 1-6 |
2 ряд; |
1-2, 2-5, 1-4, 2-5, 2-8, 2-2, 2-1, 2-6 |
3 ряд; |
- Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете слова, которые будем писать.
4. Отчёт о результатах работы (слайд №5).
- Какие слова зашифрованы?
1 ряд: молоток;
2 ряд: малиновый;
3 ряд: морозить.
- Запишите эти слова. ( Дети записывают.) Что их объединяет?
- Это словарные слова.
- Назовите орфограммы в этих словах.
- В чём различие?
- Разные части речи.
5. Определение темы и цели урока.
- Слова, данные на минутке чистописания и в словарной работе, имеют отношение к нашей сегодняшней теме. Как вы думаете, какая тема?
- Наверное, части речи.
- Посмотрим, совпали ли ваши предположения. Посмотрите на сканер и найдите название темы: (слайд №6)
Ч | С | Т | Б | У | Р | О |
А | К | О | Л | Н | Е | Ю |
С | В | Г | А | С | Ч | Й |
Т | Ж | В | Д | Х | И | Ы |
И | Ё | Ф | О | Г | Ц | К |
- Какова же тема нашего урока?
- Части речи (слайд №7).
- Что вы уже знаете о частях речи? Все ли могут назвать, какие бывают части речи, определить, к какой части речи относится то или иное слово?
- Значит, цель нашего урока какая?
- Узнать, какие бывают части речи и как определить, к какой части речи относится то или иное слово.
- Для чего же изучаем эту тему?
II. Стадия осмысления. (Реализация.)
1.Чтение с пометками. (Метод инсерт.)
-А сейчас вы будете работать в парах. Предлагаю текст и систему маркировки (Приложение 1.), (слайд № 8)
- Читая текст, ставьте в скобках соответствующие знаки. (Проверка.)
- Как вам работалось в паре?
- Оцените свою работу.
2.Беседа по вопросам.
- Что вам было уже знакомо?
- Что вызвало сомнение?
- Почему?
- Какую новую информацию вы получили?
- Что нужно знать, чтобы определить, какой частью речи является то или иное слово?
- Частей речи в русском языке много, мы постепенно со всеми познакомимся и будем учиться определять их в предложении.
III. Рефлексия. (Размышление и обобщение.)
1.Упражнение. (слайд № 9)
- А сейчас я предлагаю вам потренироваться: определить, какой частью речи являются данные слова. Что для этого надо сделать?
Лиса, журавль, гости, наварила, манная, каша, тарелка, размазала, длинный, клюв, дружба, закончилась.
(Дети определяют, какой частью речи являются данные слова, выполняя задание на доске и в тетрадях.)
- Из какой сказки эти слова? Вспомните отрывок, глядя на иллюстрацию (< Рисунок 1>), (слайд №10) и данные слова.
- Почему у лисы с журавлём дружба закончилась?
- Что им нужно было сделать для того, чтобы этого не случилось?
2. Физкультурная пауза.
- Немного отдохнём. Откиньтесь на спинку стула. Расслабьтесь. Споём 1 куплет песни “Чему учат в школе?”
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- Назовите, какие части речи есть в этом куплете? Назовите имена прилагательные, глаголы, имена существительные.
- Как определили?
3. Задания по выбору.
-Предлагаю вам три задания, вы выберите то, которое вам по силам.
1. Найдите в каждой цепочке слов лишнее и напишите их, вставив пропущенные буквы. Определите части речи. (слайд № 11)
Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина.
С . леный, з . б . жать, з . леный.
В . сёлый, к . рмушка, п . лезная.
У, п . тнадцать, ок . ло, за.
2. Распределите слова на 3 группы и напишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы. (слайд №12)
Л . нивый, ска . ка, п . ла, х . дить, сла . кая, тр . винка, т . пло, со . нце, по . вился, б . жит, грус . ный.
3.Составьте текст по опорным словам, озаглавьте. Подчеркните глаголы. (слайд № 13)
Зима, пушистый, снег, ребята, снеговик, крепость, снежки, весело.
- Кто выбрал 3 задание? Второе?
Проверка задания №3.
- Прочитайте свой текст. Назовите глаголы.
Проверка задания №2.
- По какому признаку распределили слова на 3 группы? Назовите.
- Какие орфограммы встретились в данных словах?
- Оцените свою работу.
IV. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
-Давайте проверим ваши знания по таблице
Игра “Путаница”. (слайд № 14)
Часть речи. | Вопросы. | Что обозначает? |
Имя существительное. | Как? Когда? | Действие предмета. |
Имя прилагательное. | Что делает? | Предмет. |
Глагол. | Кто? Что? | Признак предмета. |
Имя числительное. | Какой? Какая? | Признак действия. |
Наречие. | Сколько? | Количество предметов. |
- С чем вы не согласны?
- Давайте наведём порядок.
- Молодцы.
- Ваше мнение о вашей работе на уроке.
- Ваше мнение об уроке.
V. Оценка.
VI. Домашнее задание. (слайд № 15)
Стр.4, упражнение 371, (выписать 10 слов с непроверяемыми гласными и определить, какой частью речи они являются).
Приложение1.
Система маркировки
“!” – это я знаю;
“+” - новая информация;
“?” - сомневаюсь;
- Наша речь состоит из частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, местоимение, предлоги, союзы, междометия, наречие. ( )
- Части речи бывают самостоятельные и служебные. ( )
- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?, называются именами существительными. ( )
- Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? или что сделать?, называются глаголами. ( )
- Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, называются именами прилагательными. ( )
- Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при их счёте и отвечают на вопросы сколько?, который?, называются именами числительными. ( )
- Слова, которые обозначают признак действия и отвечают на вопросы как?, где?, откуда?, когда?, называются наречиями. ( )
8. Наука, которая изучает части речи, называется морфология. ( )
Рисунок 1