Юношеское самоопределение в практике школьной психологической службы

Разделы: Школьная психологическая служба


Центральным, основным направлением работы школьного психолога с учащимися 9-11-х классов является помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

  • выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
  • определение социальных установок и помощь в их формировании;
  • определение мотивации выбора и ее структуры;
  • формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • определение выраженности и структуры способностей;
  • определение степени соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесение коррективов в профнамерения учащихся;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации для подростков

Начинать профориентационную работу школьному психологу лучше всего с профориентационной беседы.

Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы: кто я? какой я? кем я могу быть? кем я хочу быть? кем мне надо быть? как осуществить намеченные планы?

Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Так же очень важно разобраться в мотивах выбора профессии.

При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Схема индивидуальной беседы с учащимися

1. Профессиональные намерения учащегося.

а) что собирается делать после окончания 9, 11 класса?

б) что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

в) знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку?

г) что советуют делать родители, учителя, друзья?

2. Интересы

а) какие учебные интересы преобладают ("любимые" и "нелюбимые" предметы?

б) есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

в) оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов к профессиональной деятельности?

3. Склонности

а) какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

б) есть ли склонности, связанные с выбором профессии ("проба сил")?

в) как развивает склонности, связанные с выбором профессии?

4. Способности

а) какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

б) есть ли профессиональные способности, т. е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

в) как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

5. Личные качества

а) какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

б) какие качества необходимо развивать для успешного освоения избираемой профессии?

в) как развивает качества необходимые для успешной профессиональной деятельности?

г) оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

6. Готовность к выбору профессионального пути

а) как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

б) по каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

в) считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения?

Что этому может помешать?

г) в случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

7. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути

а) литература для чтения

б) кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов

в) тема доклада об избираемой профессии

г) встреча со специалистом

д) советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств

АНКЕТА 1

В какой среде ты считаешь возможным применить способности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышленность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строительство, транспорт, работа по обучению других)?

Твое любимое занятие в свободное время

Какая профессия тебя привлекает и почему?

Какое дело у тебя получается у тебя лучше всего?

Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?

Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом своего дела?

АНКЕТА 2

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание:

Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере: хорошая память, наблюдательность, сообразительность, тонкость и точность движений, действий; тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; любовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к путешествиям; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удовольствие от общения.

Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих сверстников, в чем отстаешь от них?

Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи; плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повышенная нервная чувствительность; раздражительность, нетерпеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание и переделывать плохо выполненную работу.

Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни)

Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестандартность мышления; умение быть простым, доступным в общении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высокая результативность труда, его качество, полная самоотдача в любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

Подчеркни требования к своей будущей профессии: отсутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные результаты, возможность творчества, возможности развивать способности, высокая зарплата, возможности заниматься любимым делом, общение с интересными людьми, высокая общественная значимость, разнообразие в содержании работы, свободное время, возможность самому регулировать рабочее время.

Какой учебный предмет является твоим любимым и почему?

Люблю___________________________________________________ (предмет), потому что он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нравится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт; знание этого предмета пригодится для будущей профессии.

Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а так же о главных направлениях профориентационной работы.

Для примера можно привести случай профессионального самоопределения Владимира Р.

Анализ степени готовности Владимира Р. 16 лет учащегося 10 "Б" класса к образовательно-профессиональному выбору.

После окончания школы Владимир собирается поступать в Государственный университет

управления на факультет менеджер организации. Этот выбор он сделал сам, хотя и советовался с родителями. Папа и дядя работают в этой сфере. С друзьями не советовался. Учителей поставил в известность о выбранной профессии. Данный ВУЗ и факультет выбрал потому, что профессия престижная, в ней нуждается Москва. Если не получится поступить в МГУУ, то может попробовать продолжить образование в МГСУ или МФПА на тот же факультет.

У мамы среднее образование она домохозяйка, у отца высшее, он инженер-строитель, закончил МИСИ.

О бывших выпускниках нашей школы знает, что один мальчик учится в МФПА на юриста, другой в МГСУ на архитектора, третий тоже в МГСУ на экономиста. Где работают и кем бывшие выпускники школы он не знает. Случаев, когда бывшие выпускники школы сталкивались с трудностями при выборе места работы он не знает. Но слышал, что учителя помогают учащимся с выбором профессии (писали положительные характеристики, рекомендовали ВУЗы). Раньше Вова хотел поступать на юридический факультет, но учителя и родственники стали говорить, что юристов много, тяжело устроиться по специальности. Поэтому сам решил стать менеджером в строительстве. О возможностях получения профориентационной помощи он знает от педагогов, психологов, друзей, родителей, интернета, от представителей учреждения профессионального образования. Подросток не испытывает недостаток информации о том, где и как можно получить помощь и защиту в ситуациях выбора места продолжения образования, трудоустройства. Он пользуется книгами, справочниками, интернет услугами. И считает, что надо надеяться на себя, а не на других в выборе профессии. Также подчеркивает, что мало информации об учреждениях образования в справочниках, лучше общаться с выпускниками или студентами этих ВУЗов. Считает, что большинство молодежи поступает в те ВУЗы, которые ближе к дому. В наибольшей степени востребованы в Москве следующие специальности по его мнению, врачи, системные администраторы. Владимир мог бы учиться на экономическом факультете в любом институте, так как у него хорошо с математикой, а с русском языком плохо. По мнению Володи он смог бы работать в СУ -155, потому что это престижная фирма, работает на европейском уровне. На экскурсиях, профессиональных пробах, социальной практике не был. В наибольшей степени повлияло на его выбор продолжения образования, то что "без образования никуда". Общаться приятнее с образованными людьми, родственники связаны с этой профессией и в дальнейшем могут помочь с трудоустройством. Подросток обсуждает проблемы послешкольного будущего с родителями и родственниками, педагогами и психологом. Переживает, что в дальнейшем может пожалеть о выбранной профессии, "отучусь, а работать не понравиться". В настоящее время Володя владеет начальными навыками строительства и проектирования: может класть кирпич, выравнивать стену, прибивать гвозди, клеить обои, штукатурить стену и т.д.

Карта первичной индивидуально-психологической консультации

Ф.И. Р. Владимир

ЦО №1099, класс 10 "Б"

Возраст 16 лет

Здоровье: отклонений нет, 1 группа здоровья

Нейродинамика: сила нервной системы (теппинг-тест) - сильный тип нервной системы

Исследование перцептивно-мыслительной деятельности

Внимание

а) корректурная проба (кольца Э. Ландольта) точность - средний уровень, продуктивность высокая. Данные свидетельствуют о средней точности и высокой продуктивности.

б) объем внимания (таблица Ф. Горбова) - высокий уровень

в) концентрация внимания - средний уровень концентрации внимания

г) избирательность внимания (тест Мюнстенрбергера) - высокий уровень концентрации внимания.

Данные исследования свойств внимания свидетельствуют в целом о высоком его уровне.

Образное мышление (исключение лишнего слова)- высокий уровень образного мышления.

Память слуховая 6 из 10, зрительная 8 из 10. Данные исследования памяти, мышления и внимания свидетельствуют о высоком уровне перцептивно-мыслительной деятельности.

Личностные особенности

1. Опросник Айзенка - экстраверт, эмоционально-стабильный.

2. КОС -высокий уровень коммуникативных склонностей, а организаторских-средний

3. ДДО Е. Климова природа -4, техника-7, человек-6, знак-4, худ. Образ-3.

Данные свидетельствуют о сформированности интересов в области человек-техника, человек-человек.

4. Методика Голланда на определение профессионального типа личности выявил предприимчивый тип.

5. "Карта интересов" А. Голомштока

Физика, математика Химия Радиотехника Механика и конструирование География Биология Филология История Педагогика Медицина Домоводство Искусство Спорт и военное дело
6 0 5 6 2 0 2 3 1 0 0 0 3

Вывод: большинство положительных выборов в сфере механики и конструирования, а также в физике и математике, радиотехнике

Успешность обучения (средний балл)

Гуманитарные Естественные Математические
4 4 5

Заключение

Владимир 10 "Б" класс, средний балл школьной успеваемости- 4,5. Абсолютно здоров. Хорошо информирован о мире профессий. Профессиональный план на данный период имеется. О своей будущей профессии многое знает, например: содержание и условия труда, профессионально важные качества необходимые для менеджера в строительной сфере, востребованность этой профессии на рынке труда. Интересы сформированы.

Направление работы - следить, чтобы учебная и внешкольная нагрузка соответствовала возрастным нормам. Провести профессиональные пробы или экскурсии на предприятия для встречи с юристом, чтобы ознакомиться с данной профессией.

Анализ образовательной (внутришкольной и внешкольной) среды.

В школе проводится работа по профессиональной ориентации подростков. Ведут работу завуч по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, классные руководители, представители центра "Перспектива", Благотворительного фонда "Женщины и дети прежде всего".

Направления профессиональной работы, которые используются в нашей школе.

а) информационная поддержка- проводят классные руководители, завуч по воспитательной работе

б) профессиональная диагностика и консультирование - проводит психолог

в) экскурсиями на предприятия и встречами с представителями различных профессий - занимается социальный педагог, классные руководители

г) общественно полезный труд - учитель труда и технологий, классные руководители

д) профориентационные тренинги - психолог школы, психологи центра "Перспектива", психологи Благотворительного фонда "Женщины и дети прежде всего"

е) лекции сотрудников центра занятости совместно с инспекторами КДН и ЗП.

В старшей школе проводятся элективные курсы по педагогике и психологии, курсы информационных технологий ИВТ со связью с вузами МАДИ, СТАНКИН, МГПУ, МФЮА.

В дополнительном образовании действуют следующие кружки ИЗО, хореография, театр, группа "Я расту здоровым" в дополнительном образовании задействованы 85% учащихся.

Школа тесно взаимодействует с муниципалитетом Ярославского района, который в свою очередь поддерживает связь с МВТУ им. Баумана, который курирует профориентационную программу "Шаг в будущее". Существует целевой набор ребят из нашей школы в МПГУ, МППУ.

В школу приглашаются для проведения профориентационной работы юристы, врачи, менеджеры, священнослужители, сотрудники центра занятости, которые рассказывают о своей работе, приводят случаи из практики. Школой подписан договор с мед. колледжем и медучилищем, которые предлагают совместное проведение научно-практических конференций, лекций, практических занятий.

Активно взаимодействуем с академией МВД и пожарной частью СВАО. Сотрудники этих учреждений выступают с лекциями в 1-11-х классах.

Сотрудники школы владеют информацией о бывших выпускниках, в каких учебных заведениях обучаются, где работают. Ведется банк данных об учащихся закончивших ЦО и поступивших в высшие и средние учебные учреждения за последние 10 лет.

Проектная деятельность, профильная ориентация помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию, поощряет активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексии.