Многие годы после октябрьского переворота советская власть планомерно разрушала культуру русского народа. О репрессиях, гонениях композиторов и исполнителей классической музыки достаточно известно, что же касается народного творчества, то сейчас сложилась такая ситуация, при которой многие педагоги-музыканты даже не осознают настоящего положения, не будучи знакомыми с горестными свидетельствами прошедших лет: "Когда-нибудь, я надеюсь, будет написана история того, как уничтожалось в двадцатые и тридцатые годы великое народное искусство. Оно уничтожалось навсегда, потому что это искусство - устное. Когда расстреливают народного певца, странствующего сказителя, то вместе с ним уничтожают многие сотни великих музыкальных произведений, никогда и никем не записанных" (Д.Шостакович).
До сих пор некоторые педагоги следуют изучающимся в ВУЗах заблуждениям известных музыковедов: "...старая "народная" песня, вызывая представления о старом, ненавистном современной деревенской молодёжи быте, исчезает, по-видимому, бесповоротно, ибо не соответствует ни своим темпом, ни своей динамикой новому быту" (Б. Асафьев).
Ещё не так давно запрещались для исполнения то "верноподданнические" старинные солдатские песни, то свадебные; в учебниках отсутствуют разделы, посвящённые народному творчеству для детей.
В результате коллективизации, строек социализма и других Факторов был разрушен семейный уклад, способствовавший в прошлом начальному музыкальному воспитанию детей на основе народных традиций.
Основополагающее значение в деле духовного исцеления детей должно в начальной школе придаваться изучении русской неполной, духовной и классической музыкальной культуры, развитию национального типа музыкального мышления, традиционных способов исполнительства, творчества и общения; пробуждению желания передавать свой опыт другим поколениям. Опора в младших классах на духовные ценности Отечества поможет возрождению образа русского человека, воспитанию в детях лучших черт русского характера, национального самосознания и самоуважения, соответствующего полу мироощущения.
Важно подчеркнуть, что музыкальное воспитание детей на культуре родного народа должно вести не к изоляции, не к разъединению с другими нациями, но, напротив - к умению эмоционально откликаться на инонациональные духовные ценности.
духовное совершенствование каждого ребенка в процессе приобщения его к богатствам русской национальной культуры. Духовность - свойство человеческой души любить семью, людей, природу, Бога, находя именно в этом смысл и радость жизни. Понимая духовность в традиционном русском толковании, мы и занятиям музыкой должны возвратить исконное предназначение: возвышать душу ребёнка "умной красотой и духовным художеством." (С.Булгаков).
Особенно важен для музыкального воспитания и развития в младшем возрасте певческий репертуар, на котором должен воспитываться детский голос, формироваться "интонационный словарь", реализовываться генетический код музыкального развития человека. Всем самым высоким требованиям и музыкально-эстетического, и интеллектуального, и нравственного воспитания отвечает русское народное музыкально-поэтическое творчество.
в первые минуты появления младенца на свет начинал русский человек воплощать свою мечту об идеале, погружая родившееся дитя в мир слова и звука заговоров, величальных, родинных, колыбельных песен:
Девочку приняла, в добрый час взяла!
Она всем дорога, будь здорова, как вода,
Будь богата, как земля, будь красна, как весна
Чтоб отныне и вовеки веков хорошо было тебе и легко!
Очень скоро наступала очередь пестушек, потешек, приговорок, которые сопровождали все сколько-нибудь значимые моменты роста и развития дитя: Разнообразные движения, совершаемые под материнской пение, доставляли ребёнку много удовольствия и являлись "хорошим педагогическим подспорьем, средством к воспитанию в здоровой, радостной атмосфере." (Добряков Г.)
Потом веселили младенца прибаутками, плясовыми, игровыми, сказками с пением. В обиход включались танцевальные движения. Неназойливо и незаметно для ребёнка начиналось музыкальное воспитание, в частности вокальное! Содержание малых жанров фольклора для детей идеально соответствует их возрастным особенностям, диапазон песенок ограничен терцией - квинтой, звуковедение плавное, имеется сочетание доречевых сигналов, речи и пения. Голос с их помощью развивается постепенно, систематично.
Всего этого богатства наши дети долгое время были лишены. Даже самые знающие деревенские певицы не сохранили в памяти фольклора для детей: на производстве в нём не было надобности, а детей растили ясли, детский сад, школа. Этим общественным заведениям было, конечно, не под силу заменить материнское воспитание. Нарушилась связь времён, выросли поколения "безмамно-бездетных" людей. Тем более важно, собрав по крупицам эти сокровища и передав их в школе детям начать преображение лица нации. В наше время народное искусство своим радостным видением мира даст детям, обделённым в ранние годы тот положительный жизненный настрой, без которого невозможно ни музыкальное воспитание, ни вообще воспитание психически полноценной личности.
Осваивая при пении мелодику русской музыки, ребёнок разовьёт музыкальную память, обретёт способность к ассоциациям, научится следить за развитием интонации, ощущать логику музыкальной формы. Он получит большие возможности понять и полюбить вначале русскую народную и классическую музыку, что совершенно закономерно, а затем и произведения европейской музыкальной культуры, многое из которой впитала в себя русская музыка.
Интонации народной и классической музыки, пережитые ребёнком и закреплённые пением в его памяти, станут в дальнейшем своеобразным камертоном, по которому он подсознательно будет сверять слышимую современную музыку, формировать свои вкусы и привязанности.
Знание, любовь и уважение к искусству своего народа смогут быть основой для воспитания уважения к культуре других народов мира.