Одобренная правительством Российской Федерации стратегия Модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо для вхождения в открытое информационное пространство и общество, для обеспечения поля выбора общения для каждого человека, для облегчения социализации в нынешней рыночной среде.
В качестве одной из главных задач модернизации среднего образования выделяется обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы. В течение многих лет программы и стандарты в области преподавания иностранных языков сводили этот уровень только к владению чтением на уровне международных стандартов функциональной грамотности, при этом значительно более скромное внимание уделялось к требованиям к устной речи, пониманию иностранной речи на слух и письму.
Однако, достижение уровня функциональной грамотности в области иностранных языков, необходимого для решения задач сегодняшнего дня невозможно без должного развития всех перечисленных умений.
Новые реалии ставят школьного учителя иностранного языка в условия, к которым он зачастую оказывается не готовым.
Почему же это происходит? Чтобы это понять, необходимо сравнить структуру и содержание КИМ ЕГЭ по иностранным языкам и программы и учебные пособия, которые мы используем в учебном процессе.
Экзаменационная работа по немецкому языку состоит из четырех разделов, включающих 46 заданий. (Приказ от 20.02.09г.Рособнадзор). Чистое время проведения экзамена на одного человека (без учёта времени ожидания и инструктажа) – 160 минут.
Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трех предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 1 – 30 минут.
Раздел 2 (Чтение) включает 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 2 – 30 минут.
Раздел 3 (Грамматика и лексика) включает 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных. Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.
Раздел 4 (Письмо) состоит из двух заданий и представляет собой небольшую письменную работу (написание личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения). Рекомендуемое время на выполнение этого раздела работы – 60 минут.
Все разделы включают в себя базовый, повышенный и высокий уровни, которые соотносятся с уровнями владения иностранными языками , определенные в документах Совета Европы следующим образом: базовый уровень – А2(ближе к уровню В1, а не к А1), повышенный уровень – В1, высокий уровень – В2.
Давайте обратимся к учебникам и методическим материалам, которыми мы пользуемся в учебном процессе. В учебниках имеются задания по всем видам деятельности, предусмотренные единым государственным экзаменом. Но уровень и структура во многом отличаются от заданий, предложенных на ЕГЭ. Более того, такой вид работы, как написание высказывания с элементами рассуждения объемом в 200-240 слов вообще не предусматривается учебными программами в средней общеобразовательной школе.
Как же выйти из этой ситуации?
Учителя нашей школы в 2008-2009 учебном году приступили к активной подготовке учащихся к ЕГЭ. Опытом нашей работы я хочу поделиться с вами.
Мы считаем, что первым шагом к успешной сдаче учащихся ЕГЭ служит самообразование учителя. Учитель должен сам хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, где представлен полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене. Необходимо также знать, что кодификатор и демонстрационные варианты размещены на сайте www.fipi.ru.
Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, но предпочтение необходимо отдать учебно-тренировочным материалам Федерального института педагогических измерений.
В пособиях предложены тренировочные задания с ответами, методическими рекомендациями и, что не мало важно имеются диски с аудиозаписью для поведения такого вида работы как аудирование.
Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала. (План составляется с учетом уровня подготовленности каждого класса). Очень хорошо, если в 11 классе будет выделен 1 час групповых занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально.
При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса.
Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося – Приложение 1.
В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, хотя, как показывает практика, многие учащиеся определяются с выбором экзамена лишь в окончательные сроки. Поэтому задача педагогов на каждом уроке тщательно отрабатывать знания и умения базового уровня, добиваться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих знание как текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ЕГЭ” и другие, что активизирует их познавательную деятельность.
Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде “ Готовимся к ГИА” в кабинете иностранного языка желательно разместить сменяемые образцы ученических решений, задания с развернутым ответом и их оценку с комментариями, тесты ЕГЭ с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений. На стенде размещаются в обязательном порядке также образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму.
Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
Проводя в школе многочисленные тренировочные тесты по подготовке к ЕГЭ в 11-ых классах, и анализируя их результаты, учителя нашей школы пришли к выводу, что многие выпускники психологически не готовы к этой форме работы. Учащиеся не могут сконцентрироваться и правильно расставить приоритеты. Пытаясь объять необъятное, теряют чувство времени и в итоге сдают неготовую работу. Мы считаем, что преодолеть подобные трудности можно, выработав привычку к тестам.
А для этого следует как можно раньше и активнее вводить тестовые задания в систему обучения иностранному языку, начиная уже с 6-го класса. Тренировки в выполнении подобных заданий помогут сформировать у учащихся не только навык работы с тестовыми заданиями, но и соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Но, как было сказано мною уже выше, в учебных пособиях, которыми мы пользуемся в настоящий момент, отсутствуют или представлены в недостаточных количествах задания для подготовки учащихся к ЕГЭ, поэтому в нашей школе создана методическая копилка. В этой копилке уже собран достаточно богатый материал тестовых заданий для подготовки учащихся 6- 9 классов. Тестовые задания разрабатывают учителя на основе текстов из различных пособий, четко придерживаясь структуры, формы и уровня сложности заданий, предусмотренных единым государственным экзаменом.
В качестве примера я предлагаю тесты для 7-го класса из разделов «Чтение» и «Лексика и грамматика», которые можно использовать в качестве контроля знаний, дополнительного материала для работы в классе – Приложение 2.
Список использованной литературы:
- Кодификатор элементов содержания по немецкому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 г.
- Демонстрационный вариант КИМ 2009 г.
- Р.Х. Жарова, Е.В. Дьяконова .Тесты по немецкому языку. Издательство «Экзамен», Москва 2004
- Е.В. Дьячкова. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. Методическое пособие. Дрофа, Москва, 2001
- Е.В. Дьячкова. Тесты. Немецкий язык. Учебно-методическое пособие. Дрофа, Москва, 2002.
- Е.А. Семенцова. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. Учебно-методическое пособие. Издательство «Экзамен», Москва , 2006
- сайт: www.fipi.ru
- сайт: ege.edu.ru.
- сайт: urok.1sept.ru.