Пояснительная записка
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основные цели программы:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Задачи программы:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
- обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности программыСодержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.
В процессе преподавания курса “Воспитание юного татарстанца” рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемые результатыУчащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
- воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Содержание программы
1-й класс
Наш город – (5 ч.)
- Главная улица нашего города (рисунки).
- Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).
- Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).
- Название моего города (легенды).
- Прогулка-экскурсия в магазины микрорайона (экскурсии).
Моя семья – (6 ч.)
- Орден в моем доме (поисковое задание).
- Мои родные (устный рассказ, рисунки).
- Ты – родитель (игра).
- Мое имя и фамилия (в летописи семьи).
- Игры бабушек, дедушек (разучивание).
- Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).
Наша школа – (7 ч.)
- Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).
- Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
- Мой сосед по парте (урок – игра).
- Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
- Школьная библиотека (экскурсия).
- Наши обязанности (игра).
- Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).
Природа и мы – (6 ч.)
- Природа моего города (посещение парков).
- Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
- Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
- Серый волк (татарская народная игра).
- Дары леса (экскурсия в лес).
2-й класс
Наш город – (8 ч.)
- О чем говорят названия улиц (поисковое задание).
- Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).
- Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини-доклады).
- Казань – моя гордость (литературно-музыкальный вечер).
- Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).
- Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).
Моя семья – (9 ч.)
- Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).
- У меня дома в свободное время (устный рассказ).
- Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).
- Песни родителей, бабушек (прослушивание).
- Распределение обязанностей в семье (рисунки).
- Кто в семье главный? (диспут).
- Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).
- Роль матери в воспитании детей (конференция мам).
Наша школа – (8 ч.)
- Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).
- Школьная и классная символика (конкурс рисунков).
- Мои любимые книги (выставка книг).
- Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).
- Я – директор школы (ролевая игра).
- Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).
- Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).
Природа и мы – (8ч.)
- Ядовитые растения края (беседа).
- Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).
- В подводное царство (экскурсия на родник).
- Птицы нашего края (конкурс рисунков).
- Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).
- Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).
- Природа и наше здоровье (выставка фотографий).
- Исчезающие виды птиц нашей республики (составление «Красной книги»).
3-й класс
Наш город – (9 ч.)
- Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).
- Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).
- Новые стройки города (выставка фотографий).
- Знай, люби и гордись своим краем (урок-практикум).
- Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).
- Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).
- На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).
- Знаменитые земляки (поисковое задание).
Моя семья – (10 ч.)
- Кто живет в моем доме (выставка фотографий).
- У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).
- Семейная символика (конкурс рисунков).
- Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).
- У семейного очага (семейная игра).
- Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).
- Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).
Наша школа – (9 ч.)
- Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).
- Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).
- Я работаю в библиотеке (ролевая игра).
- Праздник «Навруз» (выступление).
- Что растет на территории школы (тесты).
- Все о школе (викторина).
Природа и мы – (8 ч.)
- Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).
- Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).
- Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).
- Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).
- Природа родного края (урок-практикум).
- Тайны осеннего леса (выставка фотографий).
4-й класс
Наш город – (9 ч.)
- Моя малая родина (сочинение).
- Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).
- Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).
- Мы – хозяева своей страны (рисунки).
- Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).
- Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).
- Булгары – древние предки татар (беседа).
- Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).
Моя семья – (8 ч.)
- История одной фотографии (сочинение).
- Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).
- Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).
- Профессии моих родителей (поисковое задание).
- Семейный бюджет (составление и решение задач).
- Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).
- Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)
Наша школа – (9 ч.)
- Учителя нашей школы (встречи).
- Праздник «Малый Сабантуй» (игра).
- Бюджет школы (составление и решение задач по теме).
- Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).
- Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).
- История моей школы (сочинение).
- Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).
Природа и мы – (8 ч.)
- Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).
- Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).
- Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
- Я строю дом в лесу (творческая игра).
- Местные полезные ископаемые (сбор образцов).
- Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).
Список используемой литературы:
- В.А. Бухвалов. Экознание. – Рига, 1996.
- Р.И. Шаяхметова, Р.Х. Ягфарова, И.Т. Сагдиева. Хартия земли. – Казань, 2007.
- В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985.
- А.В. Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. – Н.Челны, 2009.
- Красная книга РСФСР. Животные. – Москва. Россельхозиздат, 1985.
- Красная книга РСФСР. Растения. – Москва. Россельхозиздат, 1988.
- И. Гафаров. Наследие – это общее богатство. – Казань: Издательство Магариф, 2002.
- И.С. Кон. Ребенок и общество. – Москва, 1999.