Интегрированный урок-презентация на тему "Гражданин — достойный сын Отечества". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: Изучение нового материала.

Интегрирующая цель: На конкретных примерах раскрыть понятия « гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами. Овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.

Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремится стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.

Развивающая цель: развивать умение работать с электронными презентациями и развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах.

Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.

Оборудование: диск с электронной презентацией, компьютерный класс, вырезки из газет: «Известия»№ 08, «КП» Россия, «Север – Пресс».

Ход урока.

1. Орг. момент.

(Пожелание успеха учащимся). Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, урок – презентация. Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы выясним, как гражданин должен относиться к своему Отечеству и какого человека можно считать достойным гражданином своей страны? А компьютер позволит нам сделать этот процесс интереснее и увлекательнее. Поработаем в группах, вы представите результаты своих домашних заданий.

2. Изучение новой темы.

Урок хочется начать с эпиграфа (слайд из презентации).

«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.

Вопрос учителя: Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока? Ученик: Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой. Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «холоден душой»? Ученик: Безразличный.

Учитель: Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира. Ученик: Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании. А теперь давайте попробуем сформулировать современное значение слова «гражданин». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Ответы детей проектируются на интерактивной доске. Общее понятие: гражданин – это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности. Учитель: Мы получаем гражданство с момента рождения. В Конституции РФ 1993 года закреплены наши основные права и обязанности. Мы с вами изучали, какие права имеет гражданин. Задание (на повторение): Перечислите права человека. Ученики: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право избирать и быть избранным в органы власти и т.д. Учитель: Но гражданин имеет не только права, у него есть обязанности. Задание: Откройте электронную презентацию, найдите схему «Основные обязанности граждан РФ». Прочитайте её, а затем перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?

- Защита Отечества (с 18 лет);

- Платить налоги (нет заработка, т. к. работать можно с 16 лет).

Учитель: Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?

Ответ: Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Учитель: Например, 8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.

Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Слайд из презентации: дирижёр Валерий Гергиев. Он дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, подержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.

Учитель: Как вы думаете, что такое гражданский поступок? Ответ: Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества. Таких примеров в истории много.

Групповая работа. (На предыдущем уроке дети были поделены на три группы и получили опережающее домашнее задание, результаты своих работ они представляют в форме презентации).

Домашнее задание группы №1 «Историки».

Итак, внимание на экран – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник К.Минину и Д. Пожарскому. Надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». Задание: Прослушайте историческую справку и ответьте на вопросы.

  1. Почему был установлен памятник в их честь?
  2. Почему Кузьма Минин был назван гражданином? Во время урока ученики дают подробную историческую справку. Ответы на вопросы: К.Минин и Д.Пожарский совершили гражданский поступок. К.Минин пожертвовал своей собственностью, создал народное ополчение и вместе с Д.Пожарским, который возглавлял войска, сражались с поляками и отстояли независимость России.

Домашнее задание группы №2 «Фотокорреспонденты».

Слайд « Школьная хроника», наши пятиклассники:

  1. Организовали «зелёный патруль», они хотели помочь взрослым оберегать природу от загрязнения и помочь птицам перезимовать. Ребята убирали мусор, строили скворечники, ставили кормушки.
  2. Приняли участие в акции «Помоги школьной библиотеке». Они отремонтировали старые книжки, сделав для них новые обложки.

Домашнее задание группы №3 «Журналисты». Примеры гражданских поступков из СМИ.

  1. Ребёнок вошёл в горящую избу и спас троих малышей. Житель Нижегородской области Дима Филюшин может стать одним из самых юных кавалеров ордена Мужества. Он вынес из горящего дома трёх маленьких детей. Пожарные и власти Лукояновского района, где живёт Дима, направили представление на его награждение в Москву. Земляки Димы не сомневаются, что президент наградит мальчика орденом. Вопрос учителя: Какие качества личности помогли Диме Филюшину совершить такой поступок? Ответ ученика: мужество, отзывчивость к чужим бедам.
  2. Подвиг тринадцатилетнего подростка Павла Кривощёкова, ценой собственной жизни спасшего утопающих детей, увековечен. Накануне в Салехарде состоялось открытие мемориальной доски на доме, где жил Павел. Памятная доска появилась на доме спустя пять лет после его гибели. Стюард Андрей Дьяконов погиб, спасая пассажиров. Он выпустил из самолёта 30 человек, а сам выпрыгнуть не успел. Вопрос учителя: Что общего во втором и в третьем жизненном случаи? Ученик: Они отдали свою жизнь, спасая других людей.

Задание 1: Откройте на рабочем столе компьютера созданную ранее папку «Гражданин», в Microsoft Word и продолжите предложения, допечатайте.

  1. Гражданин не может быть безразличным к _______(судьбе Родины).
  2. Он радуется её _____(успехам), переживает за её _____(беды).
  3. Он делает, всё, что в его силах, для _____ (благополучия своей Отчизны). Проверка работ учащихся. Таким образом, мы ответили на вопрос, как гражданин должен относиться к своему Отечеству.

Задание 2: Вставка рисунка в документ, чтобы он стал более привлекательным и запоминающимся. Проверка работ учащихся.

3. Закрепление:

1.Что означает слово «гражданин»? 2. Как гражданин должен относиться к своему Отечеству? 3. Какого человека, можно считать достойным гражданином своей страны?

4. Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы учились быть достойными гражданами. Учитель представляет на интерактивной доске основные выводы урока «Памятка гражданина».

«Памятка гражданина».

  • Старайся знать о главных событиях в жизни своей страны.
  • Учись воспринимать успехи России как свои, а её беды как свои.
  • Учись строго выполнять правила жизни в обществе, которые установлены для детей.
  • Используй любую возможность, чтобы сделать что-либо полезное для окружающих тебя людей, для страны.

Закончить урок хочется стихами Ю.Яковлева (читает ученица).

Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими,
Я твой гражданин, страна!

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание: Принести 1–2 фотографии ваших полезных дел. Напечатать 5-6 предложений, в которых вы расскажите о ваших делах.