Цели:
- Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли; учить сравнивать доли.
- Развивать воображение и пространственные представления.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.
Сели ровно, рот закрыт,
Носик дышит, рот молчит.
– Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Нарисуйте на полях круг и закрасьте его тем цветом, какое у вас настроение. Какие цвета взяли?
– Вы любите играть? А вы внимательные? Проверим? Посмотрите на доску в течение 1 минуты.
– Теперь я закрою, а вы попробуйте нарисовать в тетради то, что запомнили. (Фигуры закрываются).
(Дети работают).
– Проверьте, у кого так?
– Что рисовали? Назовите фигуры.
– Найдите лишнюю фигуру и докажите почему она лишняя.
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебник». Для этого достаньте из конверта, который лежит у вас на партах нарисованный круг. Превратите с помощью цветных карандашей или фломастеров этот круг в предмет, который он вам напоминает.
– У кого что получилось?
(Ответы детей: часы, солнышко, яблоко, апельсин).
– Молодцы!
– А для чего вы это делали? Что мы развивали?
– Да, мы развивали воображение. Это очень важно для математики.
2. Сообщение новых знаний.
– Давайте посмотрим мультфильм про один из предметов, которые вы нарисовали. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
(Мультфильм «Апельсин»).
– Что делали животные?
– Почему рассердился волк?
– Что получил каждый из животных? В математике говорят:
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема? Мы будем говорить о том, как образуются доли, как они записываются, будем учиться сравнивать доли.
– Как вы думаете, что такое доля?
– Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине?
– Что можно сказать про доли, которые получили животные?(Они равные).
– Значит, что такое доля?
– Запишите в тетрадь.
– Сколько долей поучил каждый?
– Из скольких долей?
(На доске появляется запись: 1 доля из 5).
В математике пишут короче: 1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запишите. Давайте повторим, что означает число под чертой?
– Что означает число над чертой?
– Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.
– А как поступить с яблоком? (Разрезать)
– Вот у меня есть яблоко. Оно одно. Ко мне пришли гости. Как же мне поступить? (Вызвать 3 детей из класса).
– Я хозяйка, значит, отрежу себе побольше…(Разделить яблоко на неравные части).
– Правильно я поступлю? Почему? Как нужно было поступить?
– Это получается доля? Почему?(Части неравные).
– Разрежу 2 яблоко правильно. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите в тетрадь: ½.
Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.
– Сравните доли: ½ и ¼. Какая доля больше? Какой знак между ними поставим? А если я ещё разделю, доля получится больше или меньше? Почему?
3. Физминутка.
Мы считали, отвечали,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Влево, вправо повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
4. Закрепление.
– Откройте учебник на с. 96, №3.
– У вас на партах лежат полоски бумаги. Что у них общего? Возьмите красную полоску. Разрежьте её по линии. На сколько равных частей разрезали? Какую долю получили? Подпишите.
(Та же работа идёт с синей и зелёной полосками).
Сравните, какая доля самая большая? Самая маленькая? Почему?
– Начертите в тетради квадрат со стороной 2 см.
– Разделите его на 4 равные части. Кто сделал так:
Зарисуйте 1 любую часть. Почему любую? Какую долю зарисовали? Как записать? Запишите.
– Начертите ещё один такой же квадрат. Разделите его пополам.
Кто сделал так:
– Зарисуйте 1 часть. Какую долю зарисовали? Как записать? Запишите. Сравните доли.
1/4 1/2
5. Выводы.
– Что такое доля?
– Что с долями можно делать?
– Что показывает при записи доли число под чертой? Над чертой?
– От чего зависит размер доли?
– Что для вас было трудно?
– Что понравилось на уроке?
6. Д/з.
С. 97, задача на смекалку.
РЕЗЕРВ. С. 97, №6 (по рядам).