Урок математики "Путешествие к созвездию Кассиопея"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: обобщение, углубление знаний учащихся в применении различных действий с десятичными дробями.
  • Развивающие: развитие логического и математического мышления, наблюдательности, активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитательные: стимулирование мотивации и интереса к предмету, аккуратности и четкости в выполнении заданий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация по теме: «Действия с десятичными дробями».

Программное обеспечение: операционная система Windows XP, программа Microsoft Power Point 2003, программное обеспечение интерактивной доски.

Время: 45 минут.

Место: учебный кабинет.

Эпиграф урока:

«Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна».
М.В. Ломоносов.

 Ход урока

Организационный момент.

(Слайд 1)

1. Вступительная беседа учителя по определению темы, целей и формы проведения урока.

– Тема сегодняшнего урока: «Действия с десятичными дробями». Новая ли для вас эта тема? Что вы знаете по данной теме? Как вы думаете, какова цель нашего урока?

–  Повторить: какие действия изучили с десятичными дробями; правила сложения, умножения, деления с десятичными дробями. Определить где применяются действия с десятичными дробями:

  • в решении уравнений
  • в упрощении выражения
  • в решении задач.

(Слайд 2)

Но урок проведем сегодня в необычной форме – в форме путешествия во Вселенную, к далеким звездам. Нет на земле человека, который мог бы равнодушно смотреть на величественное ночное небо. Тысячи сверкающих звезд, блуждающие среди них планеты, хвостатые кометы и лунные затмения – являются удивительной для нас загадкой. Знать звездное небо интересно и полезно. Оно издавна привлекало к себе внимание людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединяли яркие звезды в разнообразные фигуры и называли их персонажами древних мифов и легенд, животных или предметов.

Итак. Космический корабль 5 «в» класса стартует с Земли и направляется к созвездию Кассиопея.

Определим маршрут нашего путешествия.

(Слайд 3)

Перед вами карты звездного неба. Определим место нахождения

данного созвездия. Сначала найдем ковш Большой Медведицы, затем Малую. Звезда, которой оканчивается ручка «ковша» Малой Медведицы, называется Полярной. Если соединить прямой линией последнюю звезду Большой Медведицы с Полярной звездой и продолжить прямую, то мы найдем созвездие, яркие звезды которого расположены в виде перевернутой буквы М – это Кассиопея.

I. Подготовительный этап.

– Проверим готовность всех членов экипажа к полету. «Космонавты» должны иметь высокую культуру, быть настойчивыми в достижении поставленной цели, внимательными, иметь хорошие вычислительные навыки.

Устная работа. Слайды 4-6.

II. Взлет.

(Слайд 7)

Будем считать, что экипаж находится в готовности 1 и стартует в космическое пространство.

Начинаю отсчет времени 3, 2, 1 – старт.

(Роль руководителя полета играет учитель).

Мы отправляемся в космическое путешествие на корабле «5 класс МОУ СОШ 1» .

III. Выход в открытый космос.

(Слайд 8)

Наша Земля находится в Солнечной системе.

Познакомимся с картой Солнечной системы. Обратите внимание, что в центре находиться Солнце, а вокруг движутся планеты: Марс, Венера Меркурий, а дальше по четвертой траектории -Земля, затем планеты –гиганты. Первой нашей остановкой будет планета – Нептун. Её открытие было триумфом математики. Еще в 18 веке в движении планеты Уран были замечены некоторые отклонения. Возникло предположение, что существует некоторая неизвестная планета, которая притягивает Уран. Но только в середине 19 века параметры планеты вычислили Адамс Джон Кауч и француз Урбен Жан Жозеф Леверье. 23 октября 1846 года астроном Иоган Галле обнаружил планету в точно указанном месте небосвода.

(Слайд 9)

Так далекая планета была найдена «на кончике пера» с помощью математики.

(Слайд 10)

И мы сейчас произведем некоторые вычисления, используя законы сложения и умножения.

Найти значения выражений, применив удобный способ вычислений

5 * 0,04 * 2 = 0,4
0,35 * 0,1 * 10 = 0,35
10 *0,2 *3 = 6
(8,1 + 0,23) * 100 = 833

Найти значение а:

а + 49,6 =49,6+ 3,64
(а = 3,64)

18,5 + (38,09 + 6,82) = (18,5 + 37, 09) + а
(а =7,82)

(42,36 + 7,64) + 68,4 = 50 +а
(а = 68,4)

VI. работа в космосе.

1. Наш путь продолжается к созвездию Большой Медведицы. Многие из вас видели его в виде ковша. Название этого созвездия закреплено Международным астрономическим союзом. От древних греков до наших дней дошла забавная легенда. У царя Ялкаона, правителя страны Аркадии, была дочь Калисто. Отличаясь редкой красотой, она рискнула, вступить в соперничество с богиней Герой – коварной супругой верховного бога Зевса. Добром это не кончилось – всемогущая Гера превратила Калисто в безобразную Медведицу. Когда сын Калисто – Аркас на охоте увидел зверя, ничего не подозревая, хотел убить свою мать – Медведицу. Но Зевс предотвратил преступление, забрав Калисто на небо, превратив в созвездие. Кстати, на Земле не остался и Аркас. По воле Зевса он стал созвездием Волокоса, а любимая собака Калисто превратилась в созвездие Малой Медведицы. Хорошо известно, что небесная медведица имеет длинный хвост. Древние греки шутливо объясняли это тем, что Зевс тащил Калисто на небо за хвост, отчего тот и вытянулся.

(Слайды 11,12)

Предлагается выполнить задание дешифровальщиков экипажа (групповая работа)

Угадайте, какое здесь зашифровано слово.

Для этого:

  1. решите уравнения;
  2. ответ запишите в «окошко», а рядом букву, соответствующую найденному ответу.
Уравнение Ответ Буква
Х + 0,3 = 6,4 6,1 К
0,2 * Х = 0,36 1,8 А
4,5: Х = 0,9 5 С
Х – 1,9 = 3,1 5 С
7,19 – Х = 5,1 2,09 И
Х: 0,4 = 8 3,2 О
4,8: Х = 4 1,2 П
5х + 1,7 = 11,7 2 Е
Х: 0,7 = 1,1 0,77 Я

Код шифра (Слайд 13)

  5     2     2,09     3,2     6,1     1,8     1,2     0,77  
с е и о к а п я

(Слайд 14)

Итак, мы добрались к пункту нашего назначения

Кассиопея – это созвездие. В древнегреческой мифологии Кассиопея – жена царя Эфиопии Цефея – похвалялась перед всеми своей красотой и тем самым навлекла гнев богов. В 1572 году в созвездии Кассиопеи вспыхнула яркая звезда, которая светила несколько недель, а затем пропала, оставив источник космического радиоизлучения. Позже такие звезды стали называть сверхновыми.

Цефей – не очень яркое созвездие. Оно расположено между Кассиопеей и Малой Медведицей. Самая примечательная звезда – Цефея. Меняет свой блеск и дала название классу переменных звезд – цефеид. Эти звезды ритмично пульсируют, а их радиус меняется на несколько млн. км.

(Слайд 15)

Задача. (Работа с тенью интерактивного комплекса)Двигаясь к созвездию Большой Медведицы наш экипаж за 1 час преодолел расстояние в 2,4 раз больше, чем за второй , а в третий час – столько, сколько в 1 и 2 час вместе. Какое расстояние преодолевал экипаж в каждый час, если всего за 3 часа S = 59,16 световых лет.

Ответ: 8,7 – за второй час, 20,88 – за первый час, 29,58 – за третий час.

Небрежно проделанные расчеты или полученные неправильные ответы являются источниками серьезных выводов. Вот один из них.

В 1960 г. радиолокационные станции США над территорией своей страны определили молчащий спутник земли. Американские газеты поспешили опубликовать результаты своих инженеров, согласно которым вес обнаруженного спутника равен 15 тонн. всем было известно, что тяжелые спутники Земли могли запускаться только в СССР. На страницах газет появились заголовки «В небе – русский спутник-шпион». Однако вскоре датские инженеры обнаружили в вычислениях американцев элементарные ошибки: на самом деле масса спутника была сравнима с массой фляги. Американцы попали в неловкое положение – они узнали в «молчаливом» спутнике свой «Дискавер – XI», неудачно запущенный в феврале 1960 г.

(Слайд 16)

Экипажу предлагаю найти ошибки в вычислениях, используя данные равенства:

  1. 2,75 * 3 = 8,25
    2,75 * 30 = 82,5

  2. 26,8 * 0,5 = 13,4
    2,68 * 5 = 1,34

  3. 158,6: 13 = 12,2
    15,86: 13 = 1,22

  4. 21,84: 3,9 = 5,6
    218,4: 3,9 = 56

  5. 63,2: 4 = 15,8
    63,2: 40 = 158

Путешествие подходит к концу, и мы направляемся к красавице Земле (Слайд 17) строго с запада, не отклоняясь от координатного луча.

105 (из тетради с печатной основой),

Отметь на координатном луче точки:

А(0,012 * 100); В(0,2 * 3); С(16 * 0,1); Д(40 * 0,06)

V. Возвращение на Землю.

 Вывод (Слайд 18)

Рефлексия.

  • Устали от путешествия?
  • Что вы извлекли из сегодняшнего урока?
  • Чем понравился?

Д/З. Подготовить материал об истории возникновения и применения десятичных дробей в разных странах. Придумать задачи, составить уравнения с десятичными дробями.

Презентация.