Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
- сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
- развивать умение пользоваться атласом, справочниками, дополнительной литературой;
- воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, фотографии животных, атласы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь. (см. Приложение 1).
(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идёт о зоне степей).
– Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?
– Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они оби-тают.
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.
– Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
- Границы зоны.
- Поверхность в пустыне.
- Климат.
- Растения.
- Животные.
4. Изучение нового материала. Работа с картой.
– Начнём исследование с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима?
– Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни. Обсудите в группах.
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность. Что общего в форме земной поверхности степей и пустынь?
– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.
– Что такое бархан? А такыр?
– О том как образуются эти формы земной поверхности расскажет…
(Рассказ готовится одним из учеников заранее). см. Приложение 2
– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы.
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?
– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так. Внимательно присмотримся, здесь, на бархане. кто-то прополз. Да это же черепаха!
– Что вы о ней знаете? см. Приложение 2
–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?
Исследуйте гербарии и фотографии животных. Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?
– Охарактеризуйте данные образцы по плану:
1. Древесное или травянистое растение. | 1. Величина животного. |
2. Высота от поверхности земли. | 2. Покровительственная окраска. |
3. Форма листьев. | 3. Дневной или ночной образ жизни. |
4. Особенности корня. | 4. Востребовательность к пище и воде. |
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах: | |
1. Корни глубоко ищут влагу. | 1. Защитная окраска. |
2. Листья мелкие, меньше испарения. | 2. Нетребовательны к пище, быстро бегают. |
3. Колючки. | 3. Могут впадать в спячку.) |
– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне.Свой от вет обоснуйте.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
- Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
- Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
- Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
6. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.
7. Дом. задание.
с. 125, с. 129 прочитать, с. 130 проверь себя.
проблемные вопросы.