Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема 1 (русский язык): Простое и сложное предложения.

Тема 2 (литературное чтение): Лексическое богатство языка в стихотворении А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивою».

Цели урока: 

  • Обучающие:
    знакомство с понятиями «простое» и «сложное» предложение;
    знакомство с творчеством А.А. Фета

  • Развивающие:
    развитие орфографической зоркости;
    развитие памяти, мышления, внимания;
    речи, творческих способностей;
    формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение.

  • Воспитательные:
    приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков;
    воспитание патриотических чувств.

  • Оздоровительные:
    предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Чистописание.
  4. Работа над произведением А. Фета
  5. Работа по теме урока русского языка.
  6. Словарно-орфографическая работа.
  7. Закрепление. Презентация. (Работа с текстом)
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Оборудование:

  • заставки на компьютере «Картины хлебного поля».
  • портрет А.А. Фета;
  • текст стихотворения «Зреет рожь на жаркой нивою»;
  • варианты тестовых заданий на компьютере;
  • словарь настроений;
  • толковый словарь
  • слайды с заданиями по русскому языку.

Ход урока 

1. Организационный момент.

Сегодня у нас должен состояться необычный урок. Мы окунемся в мир поэзии и узнаем новые тайны русского языка.

2. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока русского языка «Простое и сложное предложение». А чтобы легче понять её, на помощь нам придет красивое стихотворение русского поэта-классика. Отгадайте его фамилию, убрав из ребуса только гласные, обозначающие твердость согласного звука. Из оставшихся букв сложи фамилию поэта.

  т     ы     э     о  
е у ф а

3. Чистописание.

Оо Ооо Оооо
лл ля ол оро оло

Написать поговорку, обратив внимание на соединения букв -оро-, -ол, -лл.

Хороша нива у дружного коллектива.

Какие орфограммы встретились в словах? Докажи их написание. (Безударная гласная в корне, двойная согласная, непроверяемая безударная, правописание предлогов)

– Что означает слово «нива»? Найдем это объяснение в толковом словаре.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

–  Где вы слышали это слово? (название марки машины, комбайна)

– Связан ли как-то смысл слова с названием машин?

(Да, эта техника работает на поле, помогает человеку)

Открывается заставка на экране проектора «Ржаное поле»

Приложение 1

4. Работа над стихотворением А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивою».

(Учебник «родная речь» авт. Голованова, Горецкий, Климанова.)

1) Вступительная беседа.

– Слово «нива» в значении «хлебное поле» уже не так часто употребляется в современной речи. А вот в произведениях писателей и поэтов-классиков 19 века это слово было в обиходе. Сегодня мы встретимся с ним в стихотворении русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.

– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь, если мы будем читать о ниве? (Хлеб вызревает в конце лета, начале осени).

Психологический настрой. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.

2) Чтение стихотворения учителем.

–  Подтвердились ли наши предположения?

– Какие картины вы себе представили? Как можно нарисовать их красками? Какие цвета вы взяли бы для своей картины?

– Всё ли было понятно при прослушивании?

3) Словарная работа.

Слова-архаизмы:

  • изумлен, что день не минул;
  • смежает око
  • жатва
  • ветер прихотливый

4) Повторное чтение (учащиеся читают про себя)

5) Выборочное чтение с последующим анализом.

– Какими словами А.Фет передает красоту хлебного поля?

– В какое время суток автор наблюдал эту картину? Какие слова текста говорят об этом?

– Какие приемы использовал автор, чтобы придать стихотворению наибольшую яркость, поэтичность? (Олицетворения, метафоры) Найдите их в стихотворении.

Работа в парах. Обсуждение.

Зачитывание детьми и объяснение смысла данных выражений.

6) Подготовка к выразительному чтению.

– Какие чувства испытывал автор, глядя, как колосятся тяжелые колосья ржи, на окружающую хлебное поле природу?

– Какое настроение должно быть при чтении этих строк?

(За помощью можно обратиться к «Словарю настроений».)

Расстановка логических пауз, ударений. Чтение стихотворения « по цепочке» согласно им.

ФИЗМИНУТКА

5. Работа над темой «Простое и составное предложение».

1) – Почему было нелегко читать это стихотворение? (Длинные предложения, их всего три во всем стихотворении, не всегда правильно удается взять дыхание).

Давайте понаблюдаем, какие предложения использует автор в своем стихотворении.

Для этого спишите предложения, выпишите главные члены (работа по рядам: 1 ряд – 1-ое, 2 ряд –2-ое, 3 ряд – 3-е предложение)

– Что заметили? ( В каждом из них, за исключением третьего четверостишия, по две основы предложения.)

Такие предложения называются сложными.

Давайте попробуем поделить предложение так, чтобы в каждой части была одна основа предложения и чтобы каждая часть выражала законченную мысль.

– Что у нас получилось? ( Два простых предложения.)

–  Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые распространенные)

Вывод: сложное предложение состоит из простых.

 Прочти выразительно предложение третьего четверостишия. Является ли оно сложным? Если нет, то почему?

2) Закрепление. Учебник «Русский язык»

Упражнение 96.

– Прочти предложения. Дай им характеристику.( простые распространенные).

 Выполни первое задание. (Подчеркнуть основу, проследить связь слов в предложении, выписать пары слов)

Можно ли преобразовать текст так, чтобы в нем получилось сложное предложение? (Да, объединив первое и второе предложения, они связаны одной мыслью)

– Докажи, что это будет составное предложение.

– Выполни задание письменно. Подчеркни основы предложения.

3) Правило стр. 47. Заучивание в парах.

7. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня говорим об осени, об урожае, который вырос на полях. А чьи руки вырастили его? (Колхозники, фермеры)

Толкование

 Человека, который занят обработкой земли как основной профессией, земледельца, называют крестьянином.(Знакомство с новым словарным словом).

–  Подберите синонимы к слову крестьянин (земледелец, пахарь, хлебороб)

–  Однокоренные слова ( крестьянка, крестьянство, крестьянский, крестьянствовать)

Крестьяне– Какие звуковые особенности этого слова заметили? ( выделение орфограмм: разделительный мягкий знак, запоминаем правописание двух безударных гласных е)

Фонетический разбор (устно дать характеристику звукам)

к [к] – согл., глух., тв..
р [р] – согл., звон., мягк.
е [и] – гласн., безуд.
с [с ] – согл., глух., твер.
т [т ] – согл., глух., мяг.
ь – [ - ]
я [йа ] – глас., ударн.
н [ н ] – согл.,звон., мягк.
е [и ] – гласн.,безуд.
_______________________
9 ., 9 зв.

– Придумайте и запишите простое предложение так, чтобы слово «крестьяне» являлось в нем подлежащим. Выделите основу предложения.

Устно. Попробуй изменить его так, чтобы получилось сложное предложение. Назови основы предложения.

7. Обобщение. Закрепление.

Приложение 2

1) Вопросы к первому слайду:

– Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?

– Определите главную мысль рассказа.

– Попробуйте озаглавить.

– Название какого рассказа М. Зощенко приходит вам на память? («Тайное становится явным»)

– Можно ли так назвать данный текст?

– Дайте характеристику поступкам героя рассказа.

(Далее задание по слайду)

2) Второй слайд. Письмо по памяти.

8. Итог урока. 

Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

– Что потребовало больших усилий?

– Какие новые знания в области русского языка приобрели на уроке?

– Где встретились с частичкой красоты природы?

9. Домашнее задание.

Я предлагаю вам продолжить эту тему дома. По заданным рифмам придумайте четверостишие о красоте родной природы так, чтобы в нем было два сложное предложение.

---------------- в тиши
--------------- камыши
---------------- солнце
---------------- оконце