Тема 1 (русский язык): Простое и сложное предложения.
Тема 2 (литературное чтение): Лексическое богатство языка в стихотворении А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивою».
Цели урока:
-
Обучающие:
знакомство с понятиями «простое» и «сложное» предложение;
знакомство с творчеством А.А. Фета -
Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
развитие памяти, мышления, внимания;
речи, творческих способностей;
формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение. -
Воспитательные:
приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков;
воспитание патриотических чувств. -
Оздоровительные:
предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Чистописание.
- Работа над произведением А. Фета
- Работа по теме урока русского языка.
- Словарно-орфографическая работа.
- Закрепление. Презентация. (Работа с текстом)
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- заставки на компьютере «Картины хлебного поля».
- портрет А.А. Фета;
- текст стихотворения «Зреет рожь на жаркой нивою»;
- варианты тестовых заданий на компьютере;
- словарь настроений;
- толковый словарь
- слайды с заданиями по русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас должен состояться необычный урок. Мы окунемся в мир поэзии и узнаем новые тайны русского языка.
2. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока русского языка «Простое и сложное предложение». А чтобы легче понять её, на помощь нам придет красивое стихотворение русского поэта-классика. Отгадайте его фамилию, убрав из ребуса только гласные, обозначающие твердость согласного звука. Из оставшихся букв сложи фамилию поэта.
т | ы | э | о |
е | у | ф | а |
3. Чистописание.
Оо Ооо Оооо
лл ля ол оро оло
– Написать поговорку, обратив внимание на соединения букв -оро-, -ол, -лл.
Хороша нива у дружного коллектива.
– Какие орфограммы встретились в словах? Докажи их написание. (Безударная гласная в корне, двойная согласная, непроверяемая безударная, правописание предлогов)
– Что означает слово «нива»? Найдем это объяснение в толковом словаре.
– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Где вы слышали это слово? (название марки машины, комбайна)
– Связан ли как-то смысл слова с названием машин?
(Да, эта техника работает на поле, помогает человеку)
Открывается заставка на экране проектора «Ржаное поле»
4. Работа над стихотворением А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивою».
(Учебник «родная речь» авт. Голованова, Горецкий, Климанова.)
1) Вступительная беседа.
– Слово «нива» в значении «хлебное поле» уже не так часто употребляется в современной речи. А вот в произведениях писателей и поэтов-классиков 19 века это слово было в обиходе. Сегодня мы встретимся с ним в стихотворении русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь, если мы будем читать о ниве? (Хлеб вызревает в конце лета, начале осени).
Психологический настрой. Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.
2) Чтение стихотворения учителем.
– Подтвердились ли наши предположения?
– Какие картины вы себе представили? Как можно нарисовать их красками? Какие цвета вы взяли бы для своей картины?
– Всё ли было понятно при прослушивании?
3) Словарная работа.
Слова-архаизмы:
- изумлен, что день не минул;
- смежает око
- жатва
- ветер прихотливый
4) Повторное чтение (учащиеся читают про себя)
5) Выборочное чтение с последующим анализом.
– Какими словами А.Фет передает красоту хлебного поля?
– В какое время суток автор наблюдал эту картину? Какие слова текста говорят об этом?
– Какие приемы использовал автор, чтобы придать стихотворению наибольшую яркость, поэтичность? (Олицетворения, метафоры) Найдите их в стихотворении.
Работа в парах. Обсуждение.
Зачитывание детьми и объяснение смысла данных выражений.
6) Подготовка к выразительному чтению.
– Какие чувства испытывал автор, глядя, как колосятся тяжелые колосья ржи, на окружающую хлебное поле природу?
– Какое настроение должно быть при чтении этих строк?
(За помощью можно обратиться к «Словарю настроений».)
Расстановка логических пауз, ударений. Чтение стихотворения « по цепочке» согласно им.
ФИЗМИНУТКА
5. Работа над темой «Простое и составное предложение».
1) – Почему было нелегко читать это стихотворение? (Длинные предложения, их всего три во всем стихотворении, не всегда правильно удается взять дыхание).
– Давайте понаблюдаем, какие предложения использует автор в своем стихотворении.
Для этого спишите предложения, выпишите главные члены (работа по рядам: 1 ряд – 1-ое, 2 ряд –2-ое, 3 ряд – 3-е предложение)
– Что заметили? ( В каждом из них, за исключением третьего четверостишия, по две основы предложения.)
Такие предложения называются сложными.
– Давайте попробуем поделить предложение так, чтобы в каждой части была одна основа предложения и чтобы каждая часть выражала законченную мысль.
– Что у нас получилось? ( Два простых предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые распространенные)
Вывод: сложное предложение состоит из простых.
– Прочти выразительно предложение третьего четверостишия. Является ли оно сложным? Если нет, то почему?
2) Закрепление. Учебник «Русский язык»
Упражнение 96.
– Прочти предложения. Дай им характеристику.( простые распространенные).
– Выполни первое задание. (Подчеркнуть основу, проследить связь слов в предложении, выписать пары слов)
– Можно ли преобразовать текст так, чтобы в нем получилось сложное предложение? (Да, объединив первое и второе предложения, они связаны одной мыслью)
– Докажи, что это будет составное предложение.
– Выполни задание письменно. Подчеркни основы предложения.
3) Правило стр. 47. Заучивание в парах.
7. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня говорим об осени, об урожае, который вырос на полях. А чьи руки вырастили его? (Колхозники, фермеры)
Толкование
– Человека, который занят обработкой земли как основной профессией, земледельца, называют крестьянином.(Знакомство с новым словарным словом).
– Подберите синонимы к слову крестьянин (земледелец, пахарь, хлебороб)
– Однокоренные слова ( крестьянка, крестьянство, крестьянский, крестьянствовать)
Крестьяне– Какие звуковые особенности этого слова заметили? ( выделение орфограмм: разделительный мягкий знак, запоминаем правописание двух безударных гласных е)
Фонетический разбор (устно дать характеристику звукам)
к [к] – согл., глух., тв..
р [р] – согл., звон., мягк.
е [и] – гласн., безуд.
с [с ] – согл., глух., твер.
т [т ] – согл., глух., мяг.
ь – [ - ]
я [йа ] – глас., ударн.
н [ н ] – согл.,звон., мягк.
е [и ] – гласн.,безуд.
_______________________
9 ., 9 зв.
– Придумайте и запишите простое предложение так, чтобы слово «крестьяне» являлось в нем подлежащим. Выделите основу предложения.
Устно. Попробуй изменить его так, чтобы получилось сложное предложение. Назови основы предложения.
7. Обобщение. Закрепление.
1) Вопросы к первому слайду:
– Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?
– Определите главную мысль рассказа.
– Попробуйте озаглавить.
– Название какого рассказа М. Зощенко приходит вам на память? («Тайное становится явным»)
– Можно ли так назвать данный текст?
– Дайте характеристику поступкам героя рассказа.
(Далее задание по слайду)
2) Второй слайд. Письмо по памяти.
8. Итог урока.
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что потребовало больших усилий?
– Какие новые знания в области русского языка приобрели на уроке?
– Где встретились с частичкой красоты природы?
9. Домашнее задание.
Я предлагаю вам продолжить эту тему дома. По заданным рифмам придумайте четверостишие о красоте родной природы так, чтобы в нем было два сложное предложение.
---------------- в тиши
--------------- камыши
---------------- солнце
---------------- оконце