Цели и задачи:
- Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении отдельных тем («Информация», «Устройство ПК», «Алгоритмы»).
- Формирование в процессе урока умения общаться со своими сверстниками, умения отстаивать личную точку зрения, воспитание коллективизма, чувства ответственности в ходе командной игры.
- Развитие логического мышления, воображения ребенка, активизация познавательной деятельности на уроке.
Компетенции, формируемые в ходе урока:
- Информационная компетенция: умение самостоятельно интерпретировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы.
- Коммуникативная компетенция: умение самостоятельно поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению.
- Кооперативная компетенция: умение самостоятельно находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу.
Место урока в учебном плане: данную игру можно провести на этапе обобщения материала, а также в рамках проведения декады по информатике.
Форма проведения: командная игра.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер с ОС Windows и соответствующим ПО ;
- экран;
- проектор;
- подготовленная презентация (приложение).
Этапы урока:
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Игра.
- Подведение итогов урока.
- Инструктаж по домашнему заданию.
Ход урока
1. Учитель и ученики приветствуют друг друга.
Учащимся предлагается самостоятельно разбиться на 4 команды. Та команда, которая сформируется раньше, получает 10 баллов, вторая – 7 баллов, третья – 4 балла, и последняя – 1 балл.
После того как команды сформировались, им предлагается дать название команде. В это время в приготовленной таблице на доске ассистент ведущего записывает названия команд и проставляет баллы за первый мини-конкурс (можно поставить ещё один ПК с проектором и заготовить таблицу, по ходу игры заполнять её).
Команда | Название команды 1 | Название команды 2 | Название команды 3 | Название команды 4 |
Баллы |
2. Правила игры:
В игре принимают участие 4 команды (или 4 игрока). Игрок называет номер квадрата, например А-5, Г-2 и т.д (принцип игры «Морской бой). Открывается соответствующий кадр презентации. Далее игра идет в зависимости от того, какой рисунок открыт.
«Звезда» – игрок должен ответить на вопрос ведущего. При правильном ответе он получает «звезду», при неправильном – переход хода.
«Планета» – игрок отвечает на тестовый вопрос. За правильный ответ он отвечает три «старка». За 10 «Старков» можно купить одну «звезду».
«Стрелка» – по направлению, указанному стрелкой, открывается следующий квадрат.
«Астероид» – все «старки» команды сгорают.
«Черная дыра» – под черной дырой прикреплен номер. Игрок может отдать ведущему «звезду», тогда «черная дыра» не раскроется.
Ассистент ведущего записывает «старки» и «звезды» заработанные командой. Побеждает та команда, которая больше заработает «старков» и «звёзд».
Примерные вопросы:(вопросы могут изменяться)
«Звезда»
1. Поставьте в соответствие понятие и определение:
Информация | Устройство визуального отображения информации |
Клавиатура | Сведения об интересующем вас предмете |
Монитор | Устройство для ввода информации путем нажатия клавиш |
Принтер | Устройство для печати на бумаге |
2. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл книгу и прочитал информацию объемом 400 бит, быстро выразил количество информации в байтах и закрыл книгу. Сколько байт информации извлек из книги ученый с мировым именем? Сколько символов содержалось в прочитанном тексте?
3. Поставьте в соответствие понятие и определение:
компьютер процессор жесткий диск |
– устройство, предназначенное для обработки информации и управления работой компьютера |
– универсальное программно управляемое устройство для обработки информации | |
– устройство для ввода информации путем нажатия клавиш | |
– используется для длительного хранения информации |
4. Разгадай ребус:
5. Найди как можно больше слов, относящихся к информатике:
ь | с | к | с | и | д |
т | к | а | р | т | а |
я | а | т | а | л | п |
м | н | а | р | к | э |
а | е | м | ы | ш | ь |
п | р | о | р | е | п |
6. Петя, Веня и Маня прочитали текст, содержащий 1024 символа и попытались найти количество полученной информации. У Пети получился 1 Кбайт, у Вени - 8192 бита, у Мани – 1024 байта. Кто из них прав и почему?
7. Раздели устройства на группы:
процессор оперативная память жесткий диск клавиатура монитор мышь принтер акустические колонки сканер |
ввод информации вывод информации хранение информации обработка информации |
8. Сын ученого с мировым именем Иннокентия – Андрей нарисовал папе рисунок:
Сколько бит информации содержит рисунок Андрея, если 1 клетка – 1 точка?
«Планета»
1. Путем перестановки букв нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить какое слово здесь лишнее И ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ: ТОРНИМО, ЬШЫМ, ТЕРИНПР, ИККОЛНО.
2. Разгадай ребус:
3. Продолжите равенство:
1 Кбайт = ... байт
240 бит = ... байт
1 Кбайт = ... бит
4. Путем перестановки букв нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить какое слово здесь лишнее И ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ: КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ.
5. Путем перестановки букв нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить какое слово здесь лишнее И ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ: ВИКЛУРАТА, НЕРСКА, ТЕРПНИР, СТКИДОЖЙ
6. Разгадай ребус:
7. Разгадай ребус:
8. Какие виды алгоритмов вы знаете? Дайте им определения.
9. Вставьте пропущенное слово:
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без ...
Шагу бы не мог ступить!
10. Путем перестановки букв нужно расшифровать слова, относящиеся к информатике. После расшифровки определить какое слово здесь лишнее И ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ: КАЧТО, АОНТ, КВАУБ, РАЦФИ
(примерно после половины выполненных заданий проводится пауза, за три минуты команде надо придумать и показать пантомиму на тему «Всё об информатике)
3. По окончании игры
ассистент учителя подсчитывает баллы и распечатывает грамоты участникам команды-победителя. В это время учитель подводит итог урока, отмечает команду, в которой работа проходила дружно и слаженно, отмечает умения учащихся давать полный и аргументированный ответ. Выставляются оценки. Проходит награждение команды-победителя, учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
4. Домашнее задание:
составить и красочно оформить ребусы или кроссворд по теме «Алгоритмы», «Устройство ПК», «Количество информации».