Пояснительная записка.
При изучении всех школьных естественнонаучных дисциплин, безусловно, необходим экологический подход в изложении материала учащимся. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды, в первую очередь, своей местности и перспективах развития цивилизации в целом. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, деградация лесов и их хищническая рубка, обмеление рек, перепромысел животных, огромные темпы роста несанкционированных свалок мусора, истощение природных ресурсов планеты и др.. Занятия в школьном научном обществе дадут учащимся всесторонне обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций. В рамках практических занятий в природе, учащиеся смогут освоить на практике основные методики изучения объектов живой природы. Материалы, полученные в процессе занятий общества, помогут учащимся лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и химии. Программа занятий школьного научного общества рассчитана на 1 год из расчета двух занятий (2 академических часа) в учебную неделю, 68 часов в год. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения тех или иных тем курса. Отличительной особенностью данного курса является возможность его использования не только учителями Кировской области, но и всей страны в целом с учетом особенностей любого региона, своеобразная универсальность разработки. Тесная связь материала курса с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» дает уникальную возможность творчески работающим учителям, плодотворно интегрироватьматериал одного курса в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала. Структура курса неслучайна: - «Введение» – «Экология растений родного края» – «Особенности экологии животных своей местности» – «Экологические проблемы своей местности» - «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе». По каждой главе курса предлагается примерное количество часов, отводимое на ее изучение. Так во «Введении» акцентируется внимание учащихся на важность экологии как науки, рассматриваются вопросы, связанные с возникновением экологии. Только осознание актуальности экологических проблем современности каждым учеником позволит человечеству выжить в наступившем тысячелетии. «Мыслить глобально, действовать локально» – вот основная мысль данного авторского курса.
Разделы «Экология растений родного края» – «Особенности экологии животных своей местности» посвящены изучению основных экологических особенностей представителей местной флоры и фауны. В нём подробно рассматриваются не только вопросы биологии, типичные особенности наших живых организмов, но и редкие, охраняемые, в том числе и реликтовые видов живых организмов своей местности. И здесь связующей нитью проходит мысль о связи внутреннего и внешнего строения организма с условиями его обитания (биотопом), осуществляется переход к понятию экотоп. Внимание учащихся заостряется на чувствительности всех живых существ к вмешательству человека в их среду обитания, через понятие - толерантность.
Третий раздел курса «Экология своей местности» посвящен проблемам населенного пункта, где живет ученик, всему, что его окружает, будь то город или деревня. Причем большинство проблем, как-то: выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира, являются общими для многих населенных пунктов нашей необъятной страны, в чём и заключается универсальность данной авторской разработки. Особо акцентируется внимание на том, что же конкретно сами учащиеся-жители данного населенного пункта уже сегодня могут сделать для улучшения экологической обстановки в своем общем доме – своей малой Родине.
Логическим завершением курса является раздел «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в стране, на пути построения правового государства в России. В этом же разделе учащимися осваивается основной понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности.
Важнейшим дополнением к данной программе является тщательно продуманный и скомпонованный практикум, позволяющий сформировать практические умения у учащихся, по осуществлению исследований разнообразных объектов живой природы родного края, по решению конкретных экологических проблем своей местности. Для учителей же Кировской области данный курс имеет замечательное теоретическое и практическое подкрепление в виде учебного пособия «Экология родного края» под редакцией Т. Я. Ашихминой. Киров.: Вятка. 1996, где приведено не только подробное описание большого количества методик по изучению состояния объектов живой природы (выбирай наиболее доступную и удобную для своего случая), но и описаны основные экологические проблемы в масштабах области, есть и математическая компонента в сборнике в виде алгоритмов математической обработки и последующей интерпретации результатов уже проведённого эксперимента. В разработке так же приведены темы для больших научно-исследовательских индивидуальных и групповых проектов, результаты которых могут быть интересны на уровне областных, Всероссийских и даже Международных массовых мероприятиях школьников естественнонаучной тематики. Учащиеся освоившие основные методики изучения живых объектов и обладающие определённым багажом экологических знаний имеют замечательную возможность в виде самостоятельного определения темы глобального исследовательского проекта (возможно, на выполнение, которого потребуется несколько лет), а это уже не что иное, как формирование у учащегося ключевых компетентностей, итогом которых явится дальнейшее самоопределение в получении соответствующего экологическому профилю образования!
При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.
1. ВВЕДЕНИЕ (5 ч.)
Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса. Связь основных факторов воздействия человека на природу с развитием науки, промышленности, техники и ростом нужд и потребностей общества в пище, жилище, топливе, строительных материалах и т. п.. В этом разделе учитель расставляет акценты взаимодействия с учениками на весь период обучения – мыслить глобально, действовать локально. Гармоничное сосуществование человека и природы – залог будущего. Только при условии соблюдения всех экологических законов у человека есть будущее.
2. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.
(18 часов, из них 8 часов экскурсии).
Царство растений, повторение основных систематических единиц царства. Растения луга и их экология, знакомство с растениями луга своей местности. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов, их особенности.
Растения сухих полян, понятие экотоп. Значение растений луга для человека и природы. Искусственно создаваемые луговые сообщества, повышение их стабильности. Растения избыточно-урожайных мест обитания (болт, топей, низин). Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Ярусность горизонтальная и вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса. Внеярусная растительность. Понятие экологической сукцессии. Рассмотрение смены одного лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого пункта, на конкретных примерах (зарастание луга, болота и т.д.). Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья впрок. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Внешний вид растений. Места обитания. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.
Экскурсии (8 часов):
- Растения луга (составление полного флористического списка растений лугового фитоценоза).
- Растения леса «Малый фитоценоз».
- Экотон, особенности растений, обитателей пограничной полосы лес – луг.
- Изучение продуктивности лугового сообщества методом трансекты.
- Изучение продуктивности лугового сообщества методом пробных площадок.
- Пищевые растения родного края.
- Лекарственные растения родного края.
- «Дары леса» (грибы и ягоды родного края).
3. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ.
(12 часов, из них 5 часов экскурсии).
Общая характеристика животного мира. Основные таксономические единицы животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Отличие животных от растений и неживой природы. Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника. Правила его огораживания. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Значение замены химических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства биологическими методами. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста. Сроки и правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Ответственность за нарушение законов по охране рыбных богатств нашего края. Борьба с браконьерами. Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение для человека. Повышение продуктивности охотничьих птиц. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Рациональное использование животного мира своей местности. Практические занятия. Помощь школьников животным в зимнее время. Демонстрация чучел птиц и зверей, плакатов, демонстрирующих внешнее строение основных представителей местной фауны. Просмотр диафильма «Группы животных».
Экскурсии (5 часов):
- Посещение экологической тропы.
- Муравейник и его обитатели.
- Птицы родного края.
- Насекомые родного края
- Рыбы родного края.
4. ЭКОЛОГИЯ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
(7 часов из них 2 часа экскурсии).
Экологические проблемы своей местности. Основные источники загрязнения окружающей среды, причиняемый вред. Охрана окружающей среды: воздуха, почв, воды, богатств животного и растительного мира своей местности. Проблемы рубки леса, свалок мусора, обмеление и загрязнение местных водоёмов. Проблема утилизация и повторного использования некоторых видов бытовых отходов (оборотная стеклотара, переработка макулатуры, ветоши, переработка металлолома).
Экскурсии (2 часа):
- Посещение цехов переработки древесины леспромхоза.
- Посещение очистных сооружений участковой больницы.
5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. (12 ч)
Документы и нормативные акты, принятые в нашей стране по охране окружающей среды. Соотношение между принятыми документами и выполнением их. Организации по охране природы.
Общества по охране природы. Роль лесхозов, лесничеств, леспромхозов в преумножении богатств нашей родины. Связь обществ и организаций с учебными заведениями. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Программы ВМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП. Совместные проекты, сборы, лагеря, олимпиады. Участие школьников в охране природы родного края. Ликвидация свалок. Заготовка кормов для птиц и зверей. Фенология. Фенологические наблюдения за жизненными процессами растений и животных. Проведение разъяснительной работы среди младших школьников и односельчан. Совместные экологические проекты школьников и родителей по улучшению экологической обстановки в родном крае. Правила поведения учащихся в природе. Охраняемые территории своей местности и России. Их виды, классификация. Назначение и роль на современном этапе. Заповедники, заказники, национальные парки. Особая роль территорий как мест, где содержатся животные, которые находятся под угрозой исчезновения. Роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы. Цель создания памятников природы. Состояние на сегодняшний день. Памятники природы родного края, их краткая характеристика историческое, научное, культурное значение, их охрана.
6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (12 часов).
Часы выделяются на консультацию учащихся по оформлению результатов индивидуально проведённых исследований в природе, математической обработке, интерпретации и выявлению достоверности полученных данных, создание презентации к проекту, оформлению наглядного материала и т. п.. При необходимости учитель выезжает с воспитанниками на местность и контролирует правильность применения методик, в случае если проекты очень громоздкие, педагог подключается к работе (например, оказывает помощь в проведении геоботанического описания участка леса, болота или луга). Такое включение учителя в совместную деятельность позволяет не только проконтролировать честность и добросовестность учащегося при выполнении поставленной перед ним задачи, но сплачивает коллектив, сближает его с воспитанниками.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, гигрофиты, гидрофиты, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, синузия, парцелла, интродукция, инвазия, экотоп, биотоп, экотон и др.);
- об отношениях организмов в популяциях;
- о строении и функционировании разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоёма, луга, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций и биоценозов своей местности;
- основные типы сообществ своего родного края;
- растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
- особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;
- сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;
- роль растений и животных в природе и жизни человека, рациональное использование животного и растительного мира своей местности;
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, её загрязнении, источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнением, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблемы исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых своей местности);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушение почв, ускоренная эрозия, её виды);
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений, Красная книга, МСОП и Красная книга Кировской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Кировской области в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.
- строить графики простейших экологических зависимостей.
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека.
- охранять пресноводных рыб в период нереста.
- охранять полезных насекомых.
- подкармливать и охранять растительноядных птиц.
- определять уровень загрязнения воздуха методом лихеноиндикации.
- уметь проводить простейшие геоботанические описания леса, луга, болота, водоёма.
- составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности.
- предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе.
- сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
- приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем.
- аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций.
- самостоятельно анализировать различные экологические ситуации.
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности.
- анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты.
- грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом.
- объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
- мыслить глобально, действовать локально.
ЛИТЕРАТУРА.
- Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 1991.
- Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995.
- Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильных школ – М.: Просвещение. 1998.
- Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 1997.
- Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 1975.
- Демьяненко Е. Н. Биология в вопросах и ответах, М.: Просвещение. 1996.
- Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984.
- Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 1998.