Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе МОУ начальной школы – детского сада "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Цель.

  1. Формировать понятие об ударении, об ударных и безударных гласных, учить произносить слово с ударением на определенном гласном звуке.
  2. Закреплять умение определять в схеме твердые и мягкие согласные, гласные звуки.
  3. Развивать умение распространять предложение, составлять его схему.
  4. Учить размышлять, отвечать на поставленный вопрос, слушать ответы товарищей.

Оборудование урока.

  1. Учебник. Азбука. 1 кл. Авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец.
  2. Картинки различных животных.
  3. Кружки трёх цветов для составления схем, наборное полотно.
  4. Энциклопедия «Животные».

Ход урока

I. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята!

- Доброе утро, Галина Васильевна!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть доброе, хорошее настроение поможет нам справиться с трудностями сегодняшнего урока.

Мы пришли учиться в школу,
Поступили в 1 класс.
Поскорее все за парты,
Ведь урок у нас сейчас!

II. Звуковая разминка.

Учитель. А начнем мы урок со звуковой разминки.

(На доске картинки: петух, ослик, налим. На наборном полотне схемы первых двух слов). (Рисунок № 1).

Учитель. Назовите предметы. Что вы можете о них сказать?

Дети.

- Это животные.

- Это одушевленные предметы.

Учитель. Схема какого слова сверху? (Петух). Почему? Докажите.

(Ученик выходит к доске, «читает» слово, характеризует звуки соответственно цвету).

(Подобная работа происходит со вторым словом – ослик).

Учитель. Схемы какого слова не хватает? (Налим). Я думаю, к этому слову подойдет первая схема. (Ведет по схеме указкой). Налим – два гласных звука, три – согласных.

Дети. Нет, неверно. Первый звук в слове «налим» [н] – звонкий твердый; нужен синий кружок.

(Также выясняют, что вторая схема не подходит. Ученик составляет схему слова «налим»).

Учитель. Чем похожи все схемы?

Дети.

- В них по пять звуков.

- По два гласных звука, по три согласных.

- В каждом слове по одному мягкому согласному.

Учитель. Молодцы, разминка прошла чудесно!

III. Работа над новым материалом.

(Учитель открывает обратную сторону доски. Напечатано: тетрадь, букварь).

Учитель. Послушайте, как я прочитаю слова: тéтрадь, бýкварь. Почему вы смеетесь? Что не так?

Ученик. Вы неправильно прочитали. Надо: тетрáдь, буквáрь.

Учитель. Что я сделала не так? Какой звук надо произнести сильнее? [а]. Произнести сильнее – как бы ударить. Чем я ударила звук [а]? (Голосом). Кто знает, как этот прием называется?

Ученик. Ударить – ударение.

Учитель. Молодец, Илья! Такой звук называется ударным. Звук [а] – ударный. Как вы думаете, как можно назвать другие гласные звуки в этих словах?

Дети. Неударные.

Учитель (поправляет). Безударные. Звуки [е], [у] – безударные гласные звуки.

Физминутки.

  1. В огороде, возле грядки,
    Где растет большой лопух,
    Гимнастической зарядке
    Обучал цыплят петух.

 

 

  1. Мы трудились очень много,
    Отправляемся в дорогу.
    Побываем тут и там,
    Поглядим по сторонам.
    Нам навстречу скачет зайка,
    В небе кружат птицы.
    Но пора вернуться в школу,
    Нам надо учиться.

IV. Различение ударных и безударных гласных звуков.

1. Учитель. Будем учиться различать ударные и безударные гласные звуки.

(На доске столбики слов со с. 24 Азбуки.) (Рисунок № 2).

мы

 

ли

 

ми

мыл

 

лил

 

мил

мыли

 

лили

 

Мила

(Учащиеся читают слова по столбикам и по строчкам, называют ударные и безударные гласные).

Учитель. Что интересного заметили?

Дети.

- В столбиках букв больше, слова длиннее.

- Слово Мила лишнее, это имя, оно написано с большой буквы.

- Знак ударения не во всех словах.

(Учащиеся вместе с учителем выясняют и приходят к выводу: если в слове один гласный звук, он ударный, значок над ним не ставится).

2. Работа по учебнику на с. 24.

(Учитель обращает внимание на название темы, выделенное синим цветом «Ударение» и на рисунок справа – две девочки).

Учитель. Какое слово они произносят? Что оно обозначает? Чем похожи слова? Чем отличаются?

Мúла

милá

Так на что же влияет ударение?

Дети.

- На смысл слова.

- От ударения зависит смысл слова.

3. Чтение предложения.

У мамы Мила мила.

(Второе предложение напечатано на доске под столбиками слов).

Мила у мамы мила.

Учитель. Как правильно произнести? (Ученик ставит ударение на доске, учащиеся - у себя в учебниках).

V. Игровая ситуация. Посещение зоопарка.

(Учитель предлагает отправиться в зоопарк на автобусе. Учащиеся встают у парт, изображают действия водителя и пассажиров).

Учитель. Приехали. Выходим из автобуса. Подходим к первой клетке. (Дети шагают на месте). Кто это? (Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций зверей в клетках).

Загадка 1. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(Дети отгадывают загадку – лев и изображают гриву льва).

Загадка 2.

Внизу четыре столба, вверху большая труба,
У трубы два клыка и не боится быка.

(Слон. Дети изображают покачивание хоботом из стороны в сторону).

Загадка 3.

В Африке живет злой зеленый пароход,
Кто навстречу ни проплыл, всех проглотит (крокодил).

(Дети «испугались», присели – спрятались, затем сели за парты).

Учитель. А вот и четвертая клетка, присядем у неё и послушаем, что это за невиданное животное живет в ней. (Иллюстрация ламы). Живут ламы в Южной Америке. Очень ценятся за то, что могут перевозить грузы и имеют мягкую шерсть, которую люди используют для одежды.

VI. Учитель. Про ламу есть стихотворение в нашей Азбуке. (Учащиеся читают стихотворение В. Маяковского, рассматривают рисунок).

Учитель. Кто на зеленой лужайке?

Дети. Детёныши животных.

Учитель. Такое место в зоопарке называется площадкой молодняка. Давайте назовем детёнышей и их мам.

Дети.

- Жеребенок, его маму зовут лошадь.

- Щенок – собака.

- Цыпленок – курица.

- Ягненок – овца.

Учитель. Кто здесь оказался по ошибке? Почему?

Дети. Малыш, он, наверно, отстал от мамы и потерялся.

Учитель. Мама его ищет, зовет. Как?

Дети. Сыночек.

Учитель. А как его зовет сестра? (Братик). А бабушка? (Внучек). Нашелся сыночек. Мама рада. «Солнышко мое, нашелся!».

VII. Составление предложения.

Учитель. Вот и побывали мы в зоопарке, возвращаемся в класс. Давайте придумаем предложение про наше путешествие и составим его схему на доске.

Мы побывали в зоопарке.

/________ _______ _______ _______.

VIII. Подведение итогов урока.

Что самое интересное было на уроке? А что самое главное? (Ударение – произношение гласного звука с особой силой).