Цель.
- Формировать понятие об ударении, об ударных и безударных гласных, учить произносить слово с ударением на определенном гласном звуке.
- Закреплять умение определять в схеме твердые и мягкие согласные, гласные звуки.
- Развивать умение распространять предложение, составлять его схему.
- Учить размышлять, отвечать на поставленный вопрос, слушать ответы товарищей.
Оборудование урока.
- Учебник. Азбука. 1 кл. Авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец.
- Картинки различных животных.
- Кружки трёх цветов для составления схем, наборное полотно.
- Энциклопедия «Животные».
Ход урока
I. Оргмомент.
- Доброе утро, ребята!
- Доброе утро, Галина Васильевна!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть доброе, хорошее настроение поможет нам справиться с трудностями сегодняшнего урока.
Мы пришли учиться в школу,
Поступили в 1 класс.
Поскорее все за парты,
Ведь урок у нас сейчас!
II. Звуковая разминка.
Учитель. А начнем мы урок со звуковой разминки.
(На доске картинки: петух, ослик, налим. На наборном полотне схемы первых двух слов). (Рисунок № 1).
Учитель. Назовите предметы. Что вы можете о них сказать?
Дети.
- Это животные.
- Это одушевленные предметы.
Учитель. Схема какого слова сверху? (Петух). Почему? Докажите.
(Ученик выходит к доске, «читает» слово, характеризует звуки соответственно цвету).
(Подобная работа происходит со вторым словом – ослик).
Учитель. Схемы какого слова не хватает? (Налим). Я думаю, к этому слову подойдет первая схема. (Ведет по схеме указкой). Налим – два гласных звука, три – согласных.
Дети. Нет, неверно. Первый звук в слове «налим» [н] – звонкий твердый; нужен синий кружок.
(Также выясняют, что вторая схема не подходит. Ученик составляет схему слова «налим»).
Учитель. Чем похожи все схемы?
Дети.
- В них по пять звуков.
- По два гласных звука, по три согласных.
- В каждом слове по одному мягкому согласному.
Учитель. Молодцы, разминка прошла чудесно!
III. Работа над новым материалом.
(Учитель открывает обратную сторону доски. Напечатано: тетрадь, букварь).
Учитель. Послушайте, как я прочитаю слова: тéтрадь, бýкварь. Почему вы смеетесь? Что не так?
Ученик. Вы неправильно прочитали. Надо: тетрáдь, буквáрь.
Учитель. Что я сделала не так? Какой звук надо произнести сильнее? [а]. Произнести сильнее – как бы ударить. Чем я ударила звук [а]? (Голосом). Кто знает, как этот прием называется?
Ученик. Ударить – ударение.
Учитель. Молодец, Илья! Такой звук называется ударным. Звук [а] – ударный. Как вы думаете, как можно назвать другие гласные звуки в этих словах?
Дети. Неударные.
Учитель (поправляет). Безударные. Звуки [е], [у] – безударные гласные звуки.
Физминутки.
|
|
|
|
IV. Различение ударных и безударных гласных звуков.
1. Учитель. Будем учиться различать ударные и безударные гласные звуки.
(На доске столбики слов со с. 24 Азбуки.) (Рисунок № 2).
мы |
|
ли |
|
ми |
мыл |
|
лил |
|
мил |
мыли |
|
лили |
|
Мила |
(Учащиеся читают слова по столбикам и по строчкам, называют ударные и безударные гласные).
Учитель. Что интересного заметили?
Дети.
- В столбиках букв больше, слова длиннее.
- Слово Мила лишнее, это имя, оно написано с большой буквы.
- Знак ударения не во всех словах.
(Учащиеся вместе с учителем выясняют и приходят к выводу: если в слове один гласный звук, он ударный, значок над ним не ставится).
2. Работа по учебнику на с. 24.
(Учитель обращает внимание на название темы, выделенное синим цветом «Ударение» и на рисунок справа – две девочки).
Учитель. Какое слово они произносят? Что оно обозначает? Чем похожи слова? Чем отличаются?
Мúла
милá
Так на что же влияет ударение?
Дети.
- На смысл слова.
- От ударения зависит смысл слова.
3. Чтение предложения.
У мамы Мила мила.
(Второе предложение напечатано на доске под столбиками слов).
Мила у мамы мила.
Учитель. Как правильно произнести? (Ученик ставит ударение на доске, учащиеся - у себя в учебниках).
V. Игровая ситуация. Посещение зоопарка.
(Учитель предлагает отправиться в зоопарк на автобусе. Учащиеся встают у парт, изображают действия водителя и пассажиров).
Учитель. Приехали. Выходим из автобуса. Подходим к первой клетке. (Дети шагают на месте). Кто это? (Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций зверей в клетках).
Загадка 1. Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(Дети отгадывают загадку – лев и изображают гриву льва).
Загадка 2.
Внизу четыре столба, вверху большая труба,
У трубы два клыка и не боится быка.
(Слон. Дети изображают покачивание хоботом из стороны в сторону).
Загадка 3.
В Африке живет злой зеленый пароход,
Кто навстречу ни проплыл, всех проглотит (крокодил).
(Дети «испугались», присели – спрятались, затем сели за парты).
Учитель. А вот и четвертая клетка, присядем у неё и послушаем, что это за невиданное животное живет в ней. (Иллюстрация ламы). Живут ламы в Южной Америке. Очень ценятся за то, что могут перевозить грузы и имеют мягкую шерсть, которую люди используют для одежды.
VI. Учитель. Про ламу есть стихотворение в нашей Азбуке. (Учащиеся читают стихотворение В. Маяковского, рассматривают рисунок).
Учитель. Кто на зеленой лужайке?
Дети. Детёныши животных.
Учитель. Такое место в зоопарке называется площадкой молодняка. Давайте назовем детёнышей и их мам.
Дети.
- Жеребенок, его маму зовут лошадь.
- Щенок – собака.
- Цыпленок – курица.
- Ягненок – овца.
Учитель. Кто здесь оказался по ошибке? Почему?
Дети. Малыш, он, наверно, отстал от мамы и потерялся.
Учитель. Мама его ищет, зовет. Как?
Дети. Сыночек.
Учитель. А как его зовет сестра? (Братик). А бабушка? (Внучек). Нашелся сыночек. Мама рада. «Солнышко мое, нашелся!».
VII. Составление предложения.
Учитель. Вот и побывали мы в зоопарке, возвращаемся в класс. Давайте придумаем предложение про наше путешествие и составим его схему на доске.
Мы побывали в зоопарке.
/________ _______ _______ _______.
VIII. Подведение итогов урока.
Что самое интересное было на уроке? А что самое главное? (Ударение – произношение гласного звука с особой силой).